Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении
Авторы: Веденеева Светлана Анатольевна, Гришина Любовь Николаевна, Халимова Галия Замиловна, Елистратова Маргарита Борисовна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики» (Уфа, май 2014)
Дата публикации: 05.05.2014
Статья просмотрена: 485 раз
Библиографическое описание:
Веденеева, С. А. Активизация познавательной деятельности на уроках русского, татарского языка, литературы, ОБЖ и географии на основе личностно-ориентированного подхода в обучении / С. А. Веденеева, Л. Н. Гришина, Г. З. Халимова, М. Б. Елистратова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2014. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/103/5618/ (дата обращения: 15.11.2024).
Успешность любой педагогической технологии зависит от личности учителя и психологически грамотной направленности его педагогической деятельности. В начале своей работы я отметила, что у многих детей отсутствует познавательный интерес на уроках. Именно поэтому мы выбрали для себя тему «Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка и литературы на основе личностно-ориентированного подхода в обучении».
В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно эти цели — воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно — мы считаем наиболее важными для себя. Для достижения этой цели мы в своей деятельности использую следующие педагогические технологии:
- проблемное обучение позволяет всесторонне и гармонически развивать ребёнка;
- технология уровней дифференциации на основе обязательных результатов позволяет отработать образовательные стандарты, предупредить неуспеваемость;
- развитие исследовательских навыков позволяет развивать эти навыки в процессе обучения с последующей презентацией работы в виде рефератов, докладов и т. д.;
- игровые технологии;
- технология “ Дебаты” развивает навыки публичного выступления;
- обучение в сотрудничестве развивает взаимоответственность, способность обучаться в силу собственных возможностей при поддержке своих товарищей;
- использование проектной технологии повысит и углубит интерес детей;
- информационно-коммуникационных технологий. ИКТ повышают мотивацию учащихся, позволяют разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышают творческий потенциал личности. Систематическое использование ПК и интерактивной доски на уроке приводит к целому ряду положительных моментов:
- повышение уровня использования наглядности на уроке;
- повышение производительности урока;
- происходит актуализация познавательных интересов учащихся.
Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают тексты своих творческих работ, составляют сборники, делают компьютерные рисунки. К наиболее эффективным формам представления материала по литературе следует отнести мультимедийные презентации. Такая подача учебного материала сокращает время обучения, позволяет повысить содержание урока, его результативность и вызвать интерес к изучаемому материалу. Активно использую в своей работе Интернет-ресурсы. С их помощью можно создать портретные галереи и фонотеку: воспроизвести записи авторского исполнения и исполнение произведений мастерами художественного слова, подобрать видеофрагменты. Работа с программой Microsoft Publisher позволяет получить реальный продукт своей деятельности в виде буклета, информационного листка и т. д. На уроках пользуюсь электронными учебными пособиями — мультимедийный курс “ Готовимся к ЕГЭ”, “ Уроки Кирилла и Мефодия”, ”Русский язык”, «География», «ОБЖ», «Татарский язык и литература»и др. В поиске эффективных методов и приемов обучения мы пришла к выводу, что уроки должны быть подчинены принципу научности, индивидуальности, преемственности, иметь высокую плотность содержания, способствовать активизации деятельности учащихся, развивать коммуникативные умения и навыки, логику мышления. Ребятам предоставляю возможность для самовыражения. Их монологическая речь чередуется с разными видами практической работы: выборочные диктанты, комментированное письмо, работа с текстом, все виды грамматического разбора, сопоставительный анализ языковых явлений, работа с обобщающими таблицами, самостоятельная работа с разными видами проверки, выразительное чтение стихотворений, аналитическая беседа, — всё это позволяет сочетать коллективную и индивидуальную формы обучения, учитывая особенности детей. В ходе занятия ни один ребенок не остается без дела, каждый ученик стремится к самореализации. Работа ведется не только по учебнику, но и используется дополнительная литература, справочники, словари разного типа, карточки с заданиями, наглядный материал (плакаты, иллюстрации картин художников, опорные схемы-таблицы и др.) К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий. В зависимости от темы и целей урока стараюсь выбрать оптимальную форму проведения занятия, практикую такие уроки: традиционный, урок-исследование, диспут, урок-соревнование, КВН, зачет, семинар, творческие мастерские, уроки-путешествия, уроки-игры, интегрированные уроки. При этом использую формы работы: индивидуальную, работа в парах, в группах, фронтальную, самостоятельную, сочинения разных жанров, работа с учебником и справочной литературой, тестирование. Это позволяет разнообразить уроки, создать ситуацию успеха, мотивировать учащихся на самостоятельное добывание знаний. Чтобы оценить и проанализировать образовательные потребности пятиклассников, провожу психологическое тестирование. На основе результатов формирую группы внутри класса. Такая форма работы позволяет задать необходимый темп на уроке, а также дозировать задания по сложности и объему. Наличие познавательного интереса к учебному предмету способствует повышению активности учащихся на уроках, росту успеваемости и самостоятельности при выполнении практических и теоретических задач. Чтобы удовлетворить образовательные потребности отдельных учащихся с отличающимися возможностями и склонностями, вовлекаю детей в различные творческие конкурсы: конкурсы сочинений, проекты, интеллектуальные игры, конкурсы чтецов, олимпиады, игры. Обращаю внимание на практическую направленность уроков русского языка и литературы. Систематически провожу совместную работу с районной библиотекой по подготовке внеклассных мероприятий, организую экскурсии по литературным местам, в музеи г. Мичуринска и других регионов. Постоянно самосовершенствуясь, я стараюсь быть в курсе нового, позитивного в образовании, с удовольствием изучаю опыт других учителей, использую понравившиеся материалы в своей работе, пополняю свои знания чтением новой методической литературы, пользуюсь интернет-ресурсами. Делимся своим опытом с коллегами на ММО и ШМО учителей русского языка и литературы. Познавательный интерес к учебному предмету способствует повышению активности учащихся не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Мы и наши ученики — активные участники и победители различных конкурсов. Наши ученики становятся призерами и победителями муниципального этапа всероссийской олимпиады. Таким образом, можно сделать вывод: чтобы учащиеся проявляли познавательную активность на уроках, нужно учителю проявлять множество усилий, творчество, не стоять на месте, постоянно находиться в движении. Учение с увлечением — это вовсе не учение с развлечением. Все знают: у кого большие способности, у того обычно интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес — наша задача.