Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения
Авторы: Нурмуратова Айсулу Кайратовна, Культаева Бакытгуль Жаксылыковна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 22.05.2014
Статья просмотрена: 1652 раза
Библиографическое описание:
Нурмуратова, А. К. Социализация учащихся с ментальными нарушениями в условиях коррекционной школы: проблемы и решения / А. К. Нурмуратова, Б. Ж. Культаева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 100-102. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5664/ (дата обращения: 16.11.2024).
КГУ «Областная специальная школа-интернат № 3 для детей с ОВР»
(г. Караганда, Казахстан)
В последние годы на фоне социально-экономических преобразований в Казахстане продолжается развитие процессов гуманизации и модернизации современного образования, в основе которых находятся вопросы социализации, адаптации и интеграции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, его социальной защиты, помощи семье в воспитании.
Уровень цивилизованности общества, авторитет нации напрямую зависит от положения детей и глубины заботы о них государства и общества в целом. Забота о детях с ограниченными возможностями развития имеет свои особенности, так как необходимо обеспечить не только развитие всех систем и функций растущего организма, но и создать условия для максимально возможной социальной интеграции таких детей.
Последние десятилетия внесли в жизнь общества множество перемен, которые отразились на образовании и воспитании подрастающего поколения, повлекли за собой ряд трудностей в решении вопросов социальной адаптации умственно отсталых выпускников школ. Произошла смена приоритетов и в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации умственно отсталого выпускника. Социальная адаптация, т. е. активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека. Ребенок, ограниченный в умственном развитии, не в состоянии сам выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют личности комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен основы самостоятельного, благополучного существования в сложном современном социуме. Поэтому социальная адаптация является не только важнейшей задачей обучения и воспитания умственно отсталого ребенка, но и средством компенсации первичного дефекта. При этом социум рассматривается как образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного образовательного содержания, его обогащения, распределения и программно-методического обеспечения.
По мнению Л. С. Выготского отклонения в развитии ребенка с ограниченными возможностями это, прежде всего, отклонения социального порядка
Для того, чтобы эти отставания не приобрели хронические формы устойчивой дезадаптации, необходимо развивать у ребенка компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество. Одним из значимых положений, возникших в последние годы, является утверждение о том, что потенциалом для изменения поведения является динамическая природа нарушения.
Е. А. Стребелева считает, что «вторичные нарушения могут вовсе не возникнуть, если воспитание ребенка направлено на их предупреждение, или могут быть своевременно скоррегированы педагогическими методами». Ребенок с отклонениями в развитии имеет объективно гораздо меньше социальных возможностей абилитации по сравнению со здоровым. В то же время хорошо известно, что раннее начало помощи существенно влияет на весь ход оздоровления и социализации. Поэтому возникает необходимость в разработке и реализации специальных (коррекционных) социально-психологических программ для детей с отклонениями в интеллектуальном развитии. Взаимодействие ребенка со своим социальным окружением определяет путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Поиск эффективных форм коррекционного воздействия на детей с ограниченными интеллектуальными возможностями является одним из актуальных направлений совершенствования их воспитания, адаптации и интеграции в социум.
Необходимо отметить, что для более полноценного развития ребенку с ограниченными интеллектуальными возможностями важно расширение границ его жизненного пространства, а это значит: обеспечить максимальную широту социальных контактов. Жизнь такого ребенка не должна замыкаться только в кругу специализированных учреждений (он должен, как и здоровые дети, посещать детские праздники, различные представления, спортивные мероприятия и, по мере возможности, участвовать в них).
Социализацию, социально-психическую адаптацию ребенка с ограниченными возможностями развития определяют как интеграцию ребенка в общество, в ходе которой он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений. Именно таким образом ребенок с ограниченными возможностями усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, у него формируются социальные мотивы деятельности, определенные черты характера и другие особенности, которые в целом и обеспечивают социализацию ребенка.
Основываясь на концептуальных положениях теории развития аномального ребенка Л. С. Выготского, мы считаем целесообразным вести организацию учебно-воспитательного процесса в школе-интернате в направлении, прежде всего, социального становления ребенка, как личности,которая формируется в процессе её активного взаимодействия с окружающей средой, в результате которого и возникают качественно новые психологические образования личности. Мы исходим из того, что подготовка ребенка к интеграции в социум должна соответствовать тем требованиям, которые предъявляет общество к человеку. Конкретизируя звенья социальных структур, необходимых для социальной адаптации и интеграции в общество выпускников, нами отобраны, прежде всего, те представления, навыки, отношения, без которых сама жизнь может не состояться.
Для реализации задач социальной адаптации содержание социально-образовательного сопровождения и его учебно-методическое обеспечение в условиях школы-интерната максимально связаны с жизненным опытом ребенка. Через установление четкой связи учебной деятельности с окружающей действительностью ученикам с интеллектуальными нарушениями становится понятней смысл их занятий, создается мотивация к познавательной деятельности. При этом сам социум рассматривается как социально-образовательный ресурс для формирования адаптивно направленного учебного содержания и программно-методического обеспечения. Программа социализации учащихся школы-интерната строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с учащимися и предполагает подготовку детей с ментальными нарушениями к полноценной жизни в обществе, формирование уверенности в своих силах. Задачами данной программы являются:
1) создание условий для успешной адаптации ребенка к жизни в ученическом коллективе;
2) обеспечение безопасного и бесконфликтного существования ребенка в условиях школы-интерната и внешкольного пространства;
3) вооружение учащихся знаниями о социуме, о социальной структуре общества, правилах поведения в общественных местах;
4) развитие имеющихся задатков, стимулирование социально значимых интересов, потребностей;
5) осознание учащимися своих возможностей и личностных особенностей, способность соотнести их с жизненными планами;
6) сообщение знаний о различных профессиях, требованиях к ним, профориентация в соответствии с возможностями ученика, потребностями местных предприятий, условиями жизни.
Реализация выше перечисленных задач осуществляется в следующих направлениях: умственное, духовно-нравственное, национально-патриотическое, экономическое, эстетическое, трудовое физическое. Далее обозначим содержательные компоненты программы социализации учащихся
Умственное направление. Задачи. Формирование основных учебных умений и навыков. Развитие и коррекция психических процессов, стимулирование познавательной активности. Развитие мелкой моторики, речи. Содержание работы. Диагностика уровня развития; знакомство со школой. Организация элементарной игровой деятельности с использованием интеллектуальных игр, дидактических игрушек. Формы работы. Учебный процесс. Сюжетно-ролевые внеклассные игры.
Духовно-нравственное направление. Задачи. Усвоение норм и правил поведения и общения со сверстниками и взрослыми. Знакомство с различием половых ролей мальчиков и девочек. Получение первоначальных представлений о моральных и этических нормах. Содержание работы. Регулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формы работы. Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Совместное проведение мероприятий с родителями. Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля.
Национально-патриотическое направление. Задачи. Воспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знание терминов «гражданин», «патриот» и т. п. Осознание себя представителем нации, гражданином Казахстана. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы. Содержание работы. Значение слова «Родина». Астана — столица нашей Родины. Знакомство с некоторыми произведениями народной культуры, основными традициями казахского народа. Осмысление государственной терминологии. Формы работы. Беседы о гимне, гербе, флаге. Оформление рисунков на темы Родины. Разучивание народных песен, пословиц, игр. Конкурс на знание казахских пословиц, поговорок, народных казахских традиций
Экономическое направление. Задачи. Формирование первоначальных представлений об основных экономических категориях, воспитание бережливости, хозяйственности. Содержание работы. Знакомство с понятиями «деньги», «цена», «стоимость», формирование правил поведения в торговых учреждениях.Формы работы. Экскурсии в магазин, на рынок, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками.
Правовое направление. Задачи. Овладение знаниями правил поведения в общественных местах, осознание смысла терминов «мое», «чужое», понимание неприкосновенности чужой собственности. Знание прав и обязанностей ученика. Содержание работы. Знакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества.Формы работы. Заучивание правил поведения в школе, на улице, в транспорте и др. общественных местах. Чтение поучительных рассказов, сказок.
Трудовое направление. Задачи. Формирование уважения к людям труда. Развитие потребности трудиться. Формирование навыков самообслуживания, начальных трудовых умений. Содержание работы. Освоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы родителей о своей профессии. Заучивание стихов, пословиц о значимости труда, о вреде лени. Организация самообслуживания, уход за комнатными растениями, поддержание порядка на рабочем месте, в классе. Формы работы. Коллективное чтение и обсуждение прочитанного. Встречи с родителями. Распределение поручений в классе. Подготовка самодельных подарков родителям, именинникам.
Физическое направление. Задачи. Развитие мелкой моторики, координации движений, основных групп мышц. Формирование игровых навыков. Закладывание основ личной гигиены и закалки. Содержание работы. Знакомство с основами гигиены. Включение в распорядок дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация подвижных игр. Формы работы. Обеспечение соблюдения правил личной гигиены. Динамические часы, игровые занятия. «Веселые старты», соревнования по игровым видам спорта. Критерии эффективности. Соблюдение личной гигиены. Снижение утомляемости и уровня заболеваний.
Литература:
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1997.3
2. Андросова, Г. Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта
3. Васенков Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых учащихся //Дефектология. 1998. № 4. С.40–46