Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики
Автор: Ревенко Лариса Владимировна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 06.06.2014
Статья просмотрена: 476 раз
Библиографическое описание:
Ревенко, Л. В. Использование элементов ТРИЗ-педагогики в процессе преподавания математики / Л. В. Ревенко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 65-67. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5665/ (дата обращения: 16.11.2024).
В ходе своей педагогической практики я нередко сталкиваюсь со следующей проблемой. Дети, имея в голове достаточный багаж математических знаний, не умеют их применять в «незнакомых» ситуациях, не всегда умеют выдвигать гипотезы и их проверять. Им необходимы подсказка, рекомендации с моей стороны, и вот только тогда для них оказывается всё просто и решаемо. Я искала собственные пути решения этой проблемы, применяя различные методики и делая выводы. И самой действенной и результативной оказалась техника обучения приёмам, которые описаны в ТРИЗ-педагогике.
ТРИЗ-педагогика как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач отечественной школы Генриха Сауловича Альтшуллера.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Эти слова французского писателя и философа эпохи возрождения Мишеля де Монтеня, на мой взгляд, и подтверждают то, что цель обучения — не наполнять мозг ученика, а устраивать его так, чтобы он мог, используя свои знания, проявив творчество, решить любую задачу.
Я применяю несколько методов теории ТРИЗа. Первый — мозговой штурм. Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе, самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
То есть, когда все идеи высказаны, производится их анализ и отбор. В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.
Рассмотрим пример:
В магазине хозяйственных товаров покупатель спрашивает:
— Сколько стоит один?
— Двадцать рублей.
— Сколько стоит двенадцать?
— Сорок рублей.
— Хорошо, дайте мне девятьсот одиннадцать.
— С вас шестьдесят рублей.
Что покупал покупатель?
Увлекая ребенка в интересный и необычный для него мир, я незаметно для него одновременно развиваю и воображение, а в результате исследований и поисковых ситуаций еще и формирую математические способности и понятия.
Решение одной задачи еще недостаточно для изменения стиля мышления, но в ходе занятий решаются десятки задач, постепенно мышление перестраивается, становится более гибким и управляемым.
Метод второй — синектика. Это методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. При синектическом штурме допустима критика, которая позволяет развивать и видоизменять высказанные идеи. Этот штурм ведет постоянная группа учащихся. Ребята постепенно привыкают к совместной работе, не боятся критики. Этот метод я применяю при подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по математике, а именно, при проведении консультаций.
Например, задание второй части (сложность 4 балла).
Укажите все значения параметра а, при которых графики функций у=(x-7):Ix-7I и у = (х+а)2 имеют одну общую точку.
Дети, не имеющие опыта решения задач данным методом, вначале сразу говорят: «Не знаем, как решать». На занятиях я предлагаю выдвинуть свои идеи, предложения, начать анализировать вместе. В данном задании предлагают построить графики функций, но при этом возникают сложности, вопросы, так как функции содержат модуль и параметр. Ребята обсуждают, спорят, сравнивают, предлагают свои решения, делают выводы. Я направляю детей, если они всё же зашли в тупик, либо не могут сделать выводы из тех действий, которые они выполнили. Это, конечно, занимает много времени по сравнению с традиционным показом готового решения учителем, но именно так они учатся самостоятельно искать решение.
Используя данный метод, я достигаю определенных результатов: выпускники уже справляются со сложными заданиями. Конечно, не у всех это получается, но главное, они не боятся, с удовольствием берутся за решение, ищут, пробуют и испытывают необыкновенную радость, когда у них получатся, а я при этом понимаю, что мои методы действуют, и радуюсь не меньше их.
Особый интерес вызывают исследовательские задачи, решаемые на кружке «Друзья математики». Это задачи необычного содержания, из разных сфер деятельности, предметов, с необычной структурой, постановкой задания. Я вам предлагаю одну из таких задач.
Одному фермеру не давали покоя соседские ребятишки. Они облюбовали лужайку перед его домом для своих шумных игр. Постоянная беготня и крики выводили фермера из себя. Первое, что он сделал — накричал на мальчишек. Результат оказался нулевым, «бесчинства» продолжались. Тогда фермер сменил тактику. Он о чем-то поговорил с мальчишками раз, другой... Через несколько дней на ферме воцарился покой.
Что предложил фермер ребятам? (Фермер задушевно сказал: «Я так рад, что вы тут играете. Я уже старый, и мне приятно смотреть на вас. Пожалуйста, приходите каждый день к моему дому и играйте. За это я буду платить каждому по 20 центов». Мальчишки с радостью согласились. На следующий день фермер сказал детям: «Дела мои идут плохо, поэтому я буду вам платить по 10 центов». Мальчишки, поворчав, отработали жалованье, но уже без прежнего энтузиазма. Потом фермер сообщил мальчикам: «С деньгами у меня туговато, так что придется снизить вам жалованье до 5 центов».
— Ну, уж нет, старик! За такие гроши сам бегай по своей лужайке!
С того дня на ферме воцарился покой.)
Дети на кружке быстро увлекаются, им занятно, интересно и иногда даже смешно. То есть положительных эмоций достаточно. Однажды мы доказывали, что дважды два будет десять. Причём это задание я придумала сама и изначально у меня был один правильный ответ, что это верно в четверичной системе счисления. Но участники кружка так активно мыслили, выдвинули ещё три случая, когда это может быть верным.
Использование элементов ТРИЗ-педагогики для меня является инструментом формирования метадеятельности на уроках математики.
Суть метапредмета «Задача» заключается в создании учителем особых условий, в которых дети могут самостоятельно найти решение задачи. При этом педагог объясняет ребятам понимание сути задачи, построение эффективных моделей. В результате методом проб и ошибок ученики находят способы и пути решения.
Суть метапредмета «Проблема» — это организация рефлексивного, проблемно организованного мышления. В процессе постановки проблемы учащиеся усваивают очень своеобразную и сложную технику: видеть один и тот же предмет одновременно с разных позиций.
Этими видами метадеятельности и овладевают учащиеся в процессе применения методов обучения «Синектика», «Мозговой штурм». На заседаниях школьного методического объединения естественно-математических наук мы с коллегами, учителями других предметов, пришли к выводу, что дети уже применяют эти универсальные действия при изучении других предметов, при создании проектов.
Применяя описанные методы, я могу выделить несколько замеченных мною положительных результатов:
- Повышение активности учащихся, интереса к обучению
- Положительное изменение в чувствах и эмоциях учащихся
- Развитие воображения
- Развитие креативности мышления
- Улучшение понимания и усвоения предмета
Повысилось качество преподаваемого предмета, о чём говорят результаты экзаменационных работ учащихся 9 класса по математике. За последние три года нет обучающихся, получивших неудовлетворительные отметки, а также отсутствуют учащиеся, которые сдают экзамен ниже годовой оценки.
Несомненно, самый желаемый результат-это личностный рост учащихся, который невозможно выразить в диаграммах и таблицах. Это то, к чему я стремлюсь в своей работе и наблюдения показывают, что изменения уже есть.
- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию
- Способность использования приобретённых навыков в учебной, познавательной и социальной практике
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению
Помните …пойди туда- неведомо куда, принеси то- неведомо что…
Это русская народная сказка. О чём она? Кого посылали и с какой целью? (Царь говорит это стрельцу Андрею, чтобы избавиться от него и жениться на его жене). Чем закончилась? (Он справился)
А чему она учит? По-моему, она учит не бояться проблем, искать решения, не сдаваться перед трудностями. И я в своей работе стремлюсь к тому, чтобы мои ученики, справлялись с любыми жизненными задачами, даже с самыми сказочными…
Литература:
1. Генрих Альтшуллер. Найти идею. Введение в ТРИЗ — теорию решения изобретательских задач.
2. Альтшуллер Г. С, Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. — Минск: „Беларусь“, 1994.