Использование физкультминуток и офтальмотренажёров на уроках
Автор: Попко Татьяна Петровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 04.06.2014
Статья просмотрена: 1238 раз
Библиографическое описание:
Попко, Т. П. Использование физкультминуток и офтальмотренажёров на уроках / Т. П. Попко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 59-63. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5702/ (дата обращения: 16.11.2024).
Урок — основная структурная единица учебной работы с учащимися. Если правильно и грамотно организовать занятие, то появляется возможность довольно долго поддерживать высокий уровень работоспособности у учащихся. А как бороться с усталостью и переутомлением на уроках?
Все учителя в течение урока стараются чаще менять виды деятельности или проводят физкультминутки и динамические паузы, проводят гимнастику для глаз или используют офтальмотренажёры. Чем младше ученики, тем больше подобных пауз.
Значение физкультминуток в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить активный отдых и повысить умственную работоспособность учащихся.
Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка, поднимают его настроение, снимают напряжение.
Большинство используют динамический офтальмотренажёр по методу В. Ф. Базарного. Владеющие программой создания презентаций — создают слайды с летающими снежинками, бабочками и т. д.
В нормативном документе санитарно-гигиенических правил, нам предложены упражнения для глаз, плечевого пояса и других групп мышц.
Всё это очень даже неплохо. Но гимнастики выполненные в виде презентации не всегда можно применять, если на уроке уже используется компьютер (возникновение зрительных перегрузок). Да и нельзя забывать, что дома ребята просиживают за ПК не 15–20 минут. А со временем учителям, а тем более детям хочется услышать или увидеть нечто интересное, а времени на создание чего –то нового не всегда хватает, особенно учителям с большой нагрузкой.
Поэтому мне хочется поделиться некоторыми разработками и способами их создания, которые не займут много времени для приготовления у учителей. И ребятам они понравятся (проверено).
1. Видеомзимуты.
Данные видеоазимуты можно выполнить как на большом плакате, так и в виде раздаточного материала. Рисовать умеет не каждый. Можно просто взять готовую картинку и раскидать по ней цифры от 1 до ….
Видеоазимуты могут быть выполнены в следующем виде: по темам, в зависимости от возраста и класса. Применять их можно и в виде отдельных физкультпауз и на определённых этапах урока (фронтальная проверка, этап закрепления).
Видеоазимуты, выполненные в виде презентаций
2. Офтальмотренажёры, также сделать очень просто. Увеличив любую картинку, нанести на неё разноцветные стрелки.
3. А сейчас весёлые физкультминутки, которые можно придумывать прямо перед уроком. Картинки послужат гимнастикой для глаз, а Ваш подобранный текст — побуждением к действию разных органов тела. Например:
ФизкультминуткаПродукты полезные для глаз (учитель предлагает информацию, которая сопровождается определёнными действиями)
Рассказ учителя |
Действия учителя и учащихся |
*Лакомьтесь почаще лесной ягодой черникой. Этот продукт полезен для глаз, т. к. богат антоцианозидами — эти вещества улучшают остроту зрения, благотворно влияют на сетчатку. Возьмём из шкафчика кружку. Кто боится запачкать руки черникой — оденет перчатки. Выйдем на лесную полянку, присядем и начнём собирать ягоды в кружку. Глубоко вдохнём лесной воздух. Ах, красота! Пришли из леса, сели и пробуем вкуснятину. Повернёмся влево, вправо — угостим соседа. * А для того, чтобы обеспечить суточную потребность организма, прежде всего глаз, в провитамине А — каротине, выпейте стакан морковного сока, или отвара шиповника, или литр молока; приготовьте гарнир из небольшого ломтика белокочанной капусты и одной морковки; съешьте салат из парочки средних помидоров, зелени петрушки, укропа, шпината, зеленого лука и салата; наверните тарелочку зеленых (из щавеля) щец; отведайте на десерт абрикосов (граммов 300) |
Имитируем: открываем шкафчик, достаём кружку. Закрываем чашку, идём, приседаем, ягоды собираем, встаём, глубоко вдыхаем, глаза зажмуриваем, садимся, ягоды «съедаем», выполняем повороты туловищем Учащимся предлагаются цветные картинки, которые учитель показывает с разных сторон — гимнастика для глаз.
|
Физкультминутка «Винегрет».
Рассказ учителя |
Действия учителя и учащихся |
На улице зима, сплошные вирусы, Грипп и всем нам не хватает витаминов, поэтому будем делать винегрет. Представьте себе, что все овощи уже вымыты и сварены. Вот они. Берём нож и начинаем очищать картошку, свёклу, морковь от кожуры. Чистим лук и «плачем» Нарезаем всё кубиками и ссыпаем в большую салатницу. Открываем банки с горошком (открывалкой) и с солёными огурцами (откручиваем крышку). Взяли щепотку соли из солонки со шкафа. Посолили. Берём бутылку с подсолнечным маслом. Открываем пробку. Ай. Какая незадача, пробка падает и катится под стол. Ногой пытаемся достать пробку — не получается. Наклоняемся и достаём рукой. Поливаем наш Винегрет. Перемешиваем. Всё. Готово. Приятного аппетита! |
(Овощи яркого цвета показывает учитель — зарядка для глаз) (Далее используются все мышцы.) (вращают кисти рук).(Стучат ребром ладони п о другой ладони). Имитируют действия работы с открывалкой (перед этим сделав поворот и «достав её из ящика шкафа») и далее по тексту учителя. |
Физкультминутка «Чайная пауза»
Рассказ учителя |
Действия учителя и учащихся |
А сейчас, чайная пауза! Достанем из шкафа кружку. Возьмём осторожно горячий чайник. Нальём кипятка в кружку. Поставим чайник на плиту. Откроем коробку с ароматным чаем, достанем пакетик и опустим в кружку. Коробку закроем, повернёмся и положим её на место. Повернёмся в другую сторону и достанем сахарницу, из которой достанем кусочки сахара положим в кружку (по вкусу). Возьмём ложечку, аккуратно размешаем. Чего-то не хватает. Встанем, откроем холодильник, достанем лимон, отрежем кусочек и положим в кружку. Какой аромат. Возьмём кружку в ладошки и попробуем на вкус. Ах, как приятно. Прикроем глаза, почувствуем как тепло разливается по всему телу. Горячий пар щекочет носик. Сильно зажмуриваем глаза — на языке вкус лимончика. Кисло!!! Спасибо за чай! |
(Все предметы яркого цвета показывает учитель — зарядка для глаз) Далее идёт имитация движений, которые предлагает учитель. |
4. Гимнастика-повторяшка
Данная гимнастика выполнена в виде Gif-анимации.
Интересный урок, активность учащихся в Ваших руках. Главное уметь соотносить паузы с темпераментом учащихся. Более активным предложить «Чайную паузу», более пассивным или «спящим» на первом уроке — «Винегрет». Изюминка найдётся для каждого. А если вы будет использовать такие физкультминутки постоянно, то Ваши ученики не растеряются и перед проверяющим из отдела образования, предложив ему попробовать «свой свежеприготовленный салат».