Развитие технической культуры офицера как организованный психолого–педагогический процесс | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 27.05.2014

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Коновалов, В. Р. Развитие технической культуры офицера как организованный психолого–педагогический процесс / В. Р. Коновалов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5708/ (дата обращения: 19.12.2024).

Профессиональная военная деятельность традиционно является одной из самых технически насыщенных практик. Решение проблемы модернизации Вооруженных Сил Российской Федерации поэтому связано с развитием технической культуры офицера. Однако для того чтобы организовывать такое развитие на практике, следует представлять основные его закономерности.

Прежде всего, обратимся к сущности процесса развития. «Развитие» является одной из базовых философских категорий, обозначающей «…существенное, необходимое движение, изменение чего-либо во времени» [14, с. 463]. В словаре по педагогике Г. М. Коджаспировой и А. Ю. Коджаспирова уточняется позитивная направленность развития, в их понимании — это «…изменение, представляющее переход от простого, к все более сложному, от низшего к высшему; процесс, в котором постепенно накопление количественных изменений ведет к наступлению качественных изменений» [7, с. 284–285]. Очевидно, что с этим уточнением закладывается принципиальная возможность использовать данную категорию применительно к педагогическим процессам.

Развитие технической культуры офицера есть целенаправленно организуемый с помощью управляемого и мотивируемого самообразования офицера процесс постепенного освоения им технической культуры общества и своей профессиональной группы, формирования нравственных оснований культуросообразной военно-профессиональной деятельности, выводящий его на качественно иной уровень профессиональных возможностей. Это цикличный образовательный процесс, в котором с каждым новым циклом нарастает содержание, но остаются почти неизменными принципы, формы, методы, средства и другие компоненты, что позволяет, с точки зрения управления кадрами, выделить в его составе отдельные этапы:

-               контрольно-ориентировочный этап, реализуемый в процессе управления кадрами до направления офицера на курсы повышения квалификации, профессиональную подготовку или переподготовку. Содержанием этапа является оценка и самооценка технической культуры офицера, определение противоречий в ее состоянии, без разрешения которых невозможна дальнейшая профессиональная самореализация, формирование мотивации самообразования и самостоятельного профессионального развития;

-               организационно-обучающий этап, наиболее активный с точки зрения педагогических воздействий на личность офицера в системе дополнительного профессионального образования, реализуется в процессе обучения офицера на курсах повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки. Предусматривает обучение и воспитание офицера, вооружение его технологиями самообразования и самостоятельного профессионального развития, разработку индивидуальных образовательных программ в системе дополнительного профессионального военного образования;

-               самостоятельный этап, который реализуется в процессе военной службы в межкурсовой период. Содержательно предусматривает самостоятельную реализацию индивидуальной образовательной программы в развитии технической культуры офицера, самоконтроль и рефлексию этого процесса.

Естественно, педагогическая система, нацеленная на техническую культуру офицера, должна быть ориентирована на психологические механизмы развития ее личностных составляющих.

С позиций общенаучного системного подхода «механизм» представляет собой то, что определяет внутреннюю связь и взаимозависимость элементов динамичной системы, независимо от характера ее происхождения. В теориях управления педагогическими системами механизм часто может определяться как процесс закономерной смены их состояний [15]. Понятие «психологический механизм», как правило, означает субъективное описание или отражение на субъективном уровне тех объективных процессов и явлений, которые обеспечивают взаимодействие человека с окружающей средой [4]. Под психологическими механизмами развития технической культуры офицера нами понимается отражение на субъективном уровне принципов организации образовательного процесса, результатом которого является закономерное развитие определяющих ее личностных качеств и образований.

Воспитание человека в контексте культуры является предметом исследований на базе культурологического подхода в педагогике. Обращаясь к трудам А. Г. Асмолова [1], Ш. А. Амонашвили [3], Н. Е. Бондаревской [5] и др., можно получить представление об универсальных механизмах культурного развития личности, на которых основываются педагогические системы, способствующие развитию личностной культуры. Среди них авторы выделили:

-        механизмы культурной идентификации;

-        механизмы cамопознания и самореализации в культурной среде;

-        механизмы социализации.

К культуре личности следует относиться как целостному явлению, имеющему не отдельные компоненты, а грани, плоскости проявления. Можно, таким образом, считать, что выделенные сторонниками культурологического подхода психологические механизмы развития справедливы для любого проявления личностной культуры человека.

Культурная идентификация — это самоощущения человека внутри конкретной культуры. Она характеризуется субъективным чувством индивидуальной самотождественности, т. е. отождествлением себя с теми или иными типологическими формами культурного устройства, прежде всего с культурной традицией [6]. В отношении технической культуры офицера механизмы культурной идентификации срабатывают в том случае, когда он ощущает себя творцом техники, преемником технических традиций цивилизации, нации, государства, а также своей профессиональной группы. Позиционируя себя в технической культуре общества и Вооруженных Сил, офицер должен быть уверен в том, что у него есть принципиальные возможности освоения глубокого культурного массива.

Механизм самореализации по своей сути представляет собой процесс утверждения взрослым человеком своего особого и самостоятельного пути в социальных и индивидуальных условиях. Реализация его в отношении технической культуры офицера предусматривает утверждение личности в мире техники, появление психологических установок на самореализацию за счет использования или создания техники, формирование индивидуальной траектории развития как субъекта взаимодействия с техникой, появления личностных смыслов и мотивов такого развития.

Самопознание личности как психологический механизм предполагает становление в человеке образа его «Я», возникающего у него не сразу, а складывающегося на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. Такое понимание строится на положениях, приведенных в работах И. С. Кона [8], А. Г. Маралова [11] и др. Наиболее распространенная схема самопознания своего «Я» включает три компонента: познавательный (знание себя); эмоциональный (оценка себя); поведенческий (отношение к себе).

Психологические механизмы социализации и их использование в социальных системах описываются в работах А. В. Мудрика [9], И. С. Кона [12]и других авторов. Механизмы социализации выступают в качестве процессов более высокого уровня. Строго говоря, к ним можно смело отнести и два предыдущих механизма, так как идентификация и самореализация осуществляются в процессе социализации личности. Специфика механизмов социализации в узком смысле, которая заставила нас выделить их в отдельную позицию, заключается в том, что фактором их эффективности выступает погружение личности в систему культурных связей, а это фактор, который нельзя обойти. В нашем случае, это освоение социального опыта, связанного с техникой, взаимодействие с элементами технической культуры, общение с ее носителями, репродуктивная, продуктивная и творческая деятельность в технической области, имеющие приоритетное значение. В технической деятельности офицер имеет дело с освоением все новых и новых ее видов, что предполагает ориентировку в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между ее различными видами. При этом речь идет о личностно значимой доминанте, т. е. об определении главного, сосредоточении внимания на нем. В деятельности происходят освоение новых социальных ролей и осмысление их значимости.

Реализация механизмов развития технической культуры офицера предусматривает построение образовательных процессов в системе дополнительного профессионального военного образования на основе принципов культурологического подхода, сформулированных А. Г. Асмоловым [1], Ш. А. Амонашвили [3], Н. Е. Бондаревской [5] и др. Ведущим принципом выступает культуросообразность образовательного процесса, который определяет сущностные характеристики всех составляющих дополнительного профессионального военного образования и позволяет трактовать его как процесс овладения технической культурой, направленный на изменение-развитие, целостное преобразование офицера как субъекта военно-профессиональной деятельности. Целью образовательных процессов, наряду с овладением профессиональными компетенциями, выступает становление офицера как субъекта технической культуры, а в его содержание включается социальный и культурный опыт, являющийся основой решения профессиональных задач. В ходе процесса происходит самоопределение, самоидентификация и обретение культурной идентичности офицера. Культуросообразность в дополнительном профессиональном образовании — это достижение эффекта соотнесенности и соотносимости его системных составляющих с технической культурой общества и военно-профессиональной группы как множеством социальных пространств и связей, включение образовательного процесса в культурные процессы и т. д.

Частными принципами построения образовательного процесса в дополнительном профессиональном военном образовании могут выступать:

-        целостность образовательного процесса, означающий реализацию образовательной, воспитательной и развивающей функций в их единстве;

-        профессиональное контекстное наполнение содержания, означающее включение в содержание образовательного процесса профессиональных задач, требующих от офицера для своего решения более высокого уровня технической культуры;

-        личностная ориентированность, означающая перевод содержания образовательного процесса и взаимодействия его субъектов с уровня значений и информации на уровень личностных смыслов.

Основным условием развития когнитивного компонента технической культуры, отражающего технические знания и представления офицера, обеспечивающие способность создавать, изучать и осваивать технику во всех ее проявлениях, является правильный отбор содержания дополнительного профессионального образования. К их числу следует отнести:

-        принцип соответствия содержания образования требованиям развития технической культуры и личности офицера как ее носителя. Он требует включения в содержание дополнительного профессионального образования как знаний, умений и навыков, необходимых для занятия следующей офицерской должности, так и тех, которые отражают современный уровень развития техники и технической культуры;

-        принцип единой содержательной и процессуальной стороны обучения, предполагающий детальное использование педагогической ситуации, условий педагогической реальности, связанной с осуществлением конкретного учебного процесса. Содержание, планируемое к реализации, таким образом, должно укладываться в рамки образовательного процесса в дополнительном профессиональной образовании, а также должно быть ориентировано на возможности обучаемых и обеспечено соответствующими педагогическими технологиями;

-        принцип структурного единства, предполагающий согласованность таких составляющих, как теоретическое представление, учебная дисциплина, предмет, учебный материал, педагогическая деятельность, личность учащегося;

-        принцип гуманизации и фундаментализации, означающий требование включать в содержание фундаментальные знания, необходимые офицеру для самостоятельного развития технической культуры, а также связывать содержание с проблемами человека и человечества.

Еще одним условием развития когнитивного компонента технической культуры офицера является развивающий характер образовательного процесса.

Развитие деятельностного компонента, характеризующего уровень профессионального использования техники, а также технического творчества, может осуществляться при условии, если образовательный процесс будет базироваться на позициях личностно-деятельностного подхода, изложенного в работах Б. Г. Ананьева [2], А. Н. Леонтьева [10], С. Л. Рубинштейна [13] и др. Анализируя эти позиции, мы пришли к выводу, что базовых условий должно быть два.

Первое условие связано с постановкой личности офицера в центр образовательного процесса. Это предполагает, что от массового и безликого образовательного процесса следует, насколько это возможно, двигаться к его индивидуализации.

Второе условие связано с необходимостью организации целесообразной деятельности, в которой могут проявляться и развиваться качества, отнесенные нами к структуре технической культуры офицера. По своему содержанию — это та же самая учебная и профессиональная деятельность офицера, но с условием, что в ней программируются специальные ситуации, задачи, требующие решения на основе технической культуры.

Аксиологический компонент технической культуры офицера, раскрывающий роль и значение техники в контексте всей его жизни, может развиваться при условии ценностного наполнения образовательного процесса в системе дополнительного профессионального образования. Наряду с культурными, национальными, семейными, профессиональными и другими ценностями и даже во взаимосвязи с ними в образовательном процессе должны интериоризироваться ценности технической культуры.

Среди ценностей, которые подлежат интериоризации, можно выделить:

-        социальные ценности, связанные с техникой, отражающие характер взаимодействия различных социальных систем с техникой, проявляясь в общественном сознании. Это совокупность идей, представлений, норм, правил, традиций, регламентирующих деятельность общества и военно-профессиональной группы в сфере техники и технической культуры;

-        групповые ценности технической культуры, которые можно представить в виде идей, концепций, норм, регулирующих и направляющих взаимодействие с техникой в рамках военно-профессиональной группы, офицерского корпуса. Совокупность таких ценностей имеет целостный характер, обладает относительной стабильностью и повторяемостью;

-        личностные ценности технической культуры, которые выступают как социально-психологические образования, отражающие цели, мотивы, идеалы, установки и другие мировоззренческие характеристики личности офицера, составляющие в своей совокупности систему его ценностных ориентации.

Условиями развития нормативного компонента технической культуры, объединяющего внутренние регуляторы профессиональной деятельности офицера, связанной с созданием, изучением и использованием техники, на наш взгляд, выступают:

-        создание нормативного поля, в котором реализуются и поддерживаются передовые нормы технической культуры;

-        обеспечение перевода норм и правил из морального в нравственный план личности.

Таким образом, выполнение перечисленных условий в образовательном процессе дополнительного профессионального военного образования способно активизировать психологические механизмы развития компонентов технической культуры офицера.

Литература:

1.                            Амонашвили, Ш. А. Основы гуманной педагогики / Ш. А. Амонашвили. — М.: Амрита, 2012. — 654 с.

2.                            Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2010. — 288 с.

3.                            Асмолов, А. Г. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии. Часть 1 / А. Г. Асмолов. — М.: Федеральный ин-т развития образования, 2011. — 111 с.

4.                            Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2007. — 672 с.

5.                            Бондаревская, Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е. В. Бондаревская. — Ростов-н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. — 352 с.

6.                            Гуревич, П. С. Философия культуры / П. С Гуревич.-М.: Notabene, 2000.–352 с.

7.                            Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. — М.: ИКЦ МарТ, 2005. — 448 с.

8.                            Кон, И. С. В поисках себя / И. С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. — 225 с.

9.                            Кон, И. С. Социологическая психология / И. С. Кон.– М.: МОДЭК, 1999.–560 с.

10.                        Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл, 2005. — 352 с.

11.                        Маралов, А. Г. Основы самопознания и саморазвития / А. Г. Маралов. — М.: Академия, 2004. — 256 с.

12.                        Мудрик, А. В. Социализация вчера и сегодня / А. В. Мудрик. — М.: МПСИ, 2006. — 432 с.

13.                        Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Питер, 2007. — 720 с.

14.                        Словарь философских терминов / под ред. В. Г. Кузнецова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 731с.

15.                        Шипилина, Л. А., Шипилина, В. В. Мотивационное управление в образовательных системах / Л. А. Шипилина, В. В. Шипилина. — Омск: Изд. ОМГПУ, 2001. — 152 с.

Основные термины (генерируются автоматически): техническая культура, образовательный процесс, техническая культура офицера, дополнительное профессиональное военное образование, дополнительное профессиональное образование, военно-профессиональная группа, культурная идентификация, культурологический подход, психологический механизм развития, техническая культура общества.

Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Формирование интеллектуальной культуры кадет в процессе физкультурного образования

Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Управленческий потенциал как основа формирования управленческого резерва

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности

Похожие статьи

Формирование речевой культуры как средство личностного развития школьника

Проектная деятельность как один из способов формирования социокультурной компетенции

Формирование интеллектуальной культуры кадет в процессе физкультурного образования

Формирование ценностного отношения к здоровью как психолого-педагогическая проблема

Интерактивный учебно-методический комплекс как средство формирования учебной среды

Интуиция как компонент педагогического творчества современного педагога

Языковой лагерь как средство развития социокультурной компетенции подростков

Социально-психологический тренинг как средство формирования коллектива подростков в системе гражданско-патриотического воспитания средней общеобразовательной школы

Управленческий потенциал как основа формирования управленческого резерва

Проектный метод как эффективный способ воспитания творческой личности