Традиции и инновации в образовательном процессе
Автор: Ховина Татьяна Валентиновна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 27.05.2014
Статья просмотрена: 19323 раза
Библиографическое описание:
Ховина, Т. В. Традиции и инновации в образовательном процессе / Т. В. Ховина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5709/ (дата обращения: 16.11.2024).
По своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие.
Реформа системы российского образования привела к активному обсуждению вопросов о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходима взаимосвязь инноваций и традиций в развитии педагогики, но на практике их сбалансированность нарушается или в одну, или в другую сторону. Инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования.
У любого народа традиции в педагогике всегда были основой для построения национальной образовательной системы, потому что только они –традиции- вышли из жизни и проверены жизнью.
Инновационный процесс же направлен на изменение компонентов деятельности человека. Но и здесь идеи берутся из богатого традициями прошлого.
Творчество — это долгий путь к вершине успеха. Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий. Как сказал один из русских философов: «…Утрачивающий традиции скатывается вниз. Но горе тому, кто ограничивается только охранением традиции. Если поступать так, это означает, что и традиции, которую охраняют, недолго осталось жить. Нет традиции вне непрестанного творчества, вне утверждения её в наиболее совершенных, наиболее отвечающих характеру именно данного времени формах.»
Таким образом, переосмысление многих прежних взглядов и традиций приведет к разнообразию и совершенствованию образовательной системы.
Возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений.
Базу российского образования составляют традиции народной педагогики и семейного воспитания, идеи М. В. Ломоносова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского.
Понятие «инновация» первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую. В России всегда относились с осторожностью к понятию «инновация», подменяя его понятием — «нововведение».
В последние десятилетия под инновацией в целом понимается процесс создания, освоения, использования и распространения новшеств в образовании. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого.
Жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании. Сегодняшняя педагогика нуждается в специалистах, фундамент умений которых закладывается в рамках стандартной традиционной педагогики, но при этом чутких к инновациям, непрерывно происходящим в образовательной среде.
Существование традиций невозможно без внедрения инноваций.Чтобы это доказать, нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое -это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что всё старое когда-то было новым, те методы, формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными.
В качестве примера вспомним великого педагога Яна Амоса Коменского. Коменский был новатором в области дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактических идей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы, деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся сенью, классно-урочная система, учет знаний учащихся). Коменский хотел «учить всех всему» и требовал всеобщего обучения, которое должно распространяться совершенно на всех детей, независимо от материальных и половых различий.
Мы видим: то, что когда-то было инновацией в образовании, пройдя длительный процесс, превратилось в традицию.
Современная школа все еще базируется на традиционных принципах образования и требует изменения и присутствия инноваций. Этот момент является важным, поскольку школа один из главных институтов социализации личности в процессе жизни, интеграции ребенка в профессиональное пространство. Школа является и основополагающим звеном в цепочке развития от ребенка до зрелой личности. Поэтому она должна своевременно и эффективно реагировать на происходящие в современном мире процессы, видеть и устранять возникающие проблемы, находя пути решения, приводящие к качественным изменениям, т. е. быть адекватным современной действительности. Кроме того, современное образовательное пространство должно быть мобильно, т. е. быстро реагировать на изменения вне его. В качестве средства такого экстренного реагирования и может выступать педагогическая инновация.
Что, как не традиции, опыт прошлых поколений, обычаи родного края могут сформировать в человеке самые лучшие нравственные устои? Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики -основные цели инновационной деятельности.
Но еще раз повторю: инновации требуют от нас критического подхода, всестороннего анализа, тем более тщательного, чем радикальнее они представляются, ведь если ошибки недопустимы в математических расчетах, то почему мы так беспечны, «рассчитывая» судьбы детей?
По своей сущности традиции и инновации сосуществуют в неразрывном единстве, под которым следует понимать их гармоничное взаимодействие. В XVIII веке немецкий философ Вольф впервые указал на неразрывное единство этих уникальных социокультурных феноменов. Он доказал, что если бы не существовало традиций, всякая инновация в науке имела своим следствием не развитие науки, а появление новой научной дисциплины. Таким образом инновация и традиция — это две стороны одного и того же явления, а именно — процесса социокультурного развития. Смысл того, что новации в отечественной педагогике, такие как заимствование западноевропейских образцов моделей учебно-образовательных процессов, неизменно сопровождались утверждением в них национальных российских традиций обучения и воспитания.
Зачастую под традицией понимается лишь косное, никому не нужное отжившее старое, мешающее развитию наследие прошлого, бессмысленно воспроизводящееся в современности. С другой точки зрения именно традиции в педагогике любого народа всегда были основой для построения национальной образовательной системы, т. к. только народные традиции, вышедшие из жизни и проверенные жизнью, могут быть аксиоматичны. Возникшие в глубокой древности традиции играют определяющую роль в воспитании и образовании новых поколений.
Никто не отрицает, что путь к достижению более высокого качества обучения и воспитания фундирован идеей нравственного смысла времени и человека. По утверждению Г. Б. Корнетова «педагогическое прошлое всегда подгоняется под ожидания сегодняшнего дня». А ожидания дня сегодняшнего это, несомненно, использование современных, в том числе и образовательных технологий, направленных на качественный результат. Только при таком условии возможна модернизация отечественного образования.
Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, интеграционные (межпредметные) программы, методы оценивания образовательного результата. Инновационная активность педагогов в современных условиях обусловлена рядом исследований, которые ведут в последние три десятилетия (А. А. Абдуллина, Е. В. Бондаревская, В. И. Загвязинский, В. С. Ильин, В. В. Сериков, М. В. Богуславский, Н. М. Кан-Калик, В. А. Сластенин и другие).
Термин «инновация» вошёл в обиход ещё в 1930-е годы прошлого столетия. В качестве социологического внутри социологии культуры и культурной антропологии этот термин был непосредственно связан с идеей диффузии культурных феноменов. Именно инновационные процессы в образовании характеризуют современные подходы. Под инновацией понимается любая новая идея, новый метод или новый проект, который намеренно вводится в систему традиционного образования.
Ожидания сегодняшнего дня это ориентация на качественно новый результат обучения и воспитания при использовании наиболее прогрессивных достижений отечественной педагогической науки, призванные помочь педагогам-практикам в освоении свойственной для педагогики роли исследователя. Закономерно предположить, утверждает К. Ю. Грачёв, что «именно в научно-методическом сопровождении учителя, в процессе освоения им исследовательской деятельности и состоит, по нашему мнению, одна из важнейших функций педагогической науки в развитии инновационных процессов современной школы».
Как известно, педагогическое сообщество сегодня разделилось на два оппозиционных лагеря — сторонников внедрения научно обоснованных инновационных концепций построения учебного процесса в образовательную практику, и сторонников эмпирического традиционного пути развития подразумевающих инновационный процесс. Грачёв К. Ю. считает, что «аргументов в пользу обеих полярных точек зрения достаточно: в пользу первой чаще всего приводится тот факт, что только при помощи средств науки можно описать и объяснить такие сложные и многоплановые процессы, какими являются в частности, процессы педагогические (как инновационные, так и традиционные); в пользу второй звучит аргумент, суть которого сводится к тому, что только практические педагоги в состоянии почувствовать и осознать те нужды и проблемы, которыми живёт современная школа».
Время — уникальный и универсальный измеритель, характеризующий любую человеческую деятельность. Оно обладает той социальной ценностью, которую можно легко измерить, в том числе, как качественно, так и количественно. Любой инновационный процесс в педагогике можно и следует рассматривать как следствие влияния традиционных форм и методов обучения. Существенной характеристикой инновационных процессов являются идеи, выведенные из богатого традициями прошлого. Народная мудрость утверждает: «Каждый шаг вперёд становится возможным только потому, что сделан предыдущий». Утративший традиции народ постепенно скатывается вниз. Традиция это не только знания и опыт, которые охраняют, берегут и передают. Традиция имеет право на жизнь только в том случае, когда она имеет творческий характер, отвечающий требованиям современности. Отсюда следует, что и традиции, и инновации следует рассматривать как социокультурный феномен отечественной педагогики, благодаря которому обеспечивается устойчивый и динамичный путь развития, сохраняющий баланс традиций и инноваций в образовании.
Для успешного решения поставленных учебных задач необходимо постоянное соотнесение осуществлённых на уроке и планируемых учебных действий, способов их выполнения, соотнесённых с полученными результатами, определение их соответствия условиям и требованиям учебной задачи.
Таким образом, модернизация системы образования является одним из приоритетных направлений государственной политики и обеспечивает рост творческой, разносторонней индивидуальности педагогов. Именно на лучших традициях отечественной педагогики и поиска новых форм, методов и содержания образования нам ведется будущее современной школы. Опора на лучшее, создаваемое в отечественном и мировом образовательном пространстве, — предпосылка того, что российская система образования продолжит своё развитие и дальнейшее самосовершенствование.
Литература:
1. Вахрушев М. В. Формирование ключевых и предметных компетенций как одно из направлений реализации опережающего обучения /Непрерывное образование учителя технологии: компетентностный подход: материалы V международной заочной научно-практической конференции, 14 октября 2010 г. /под общ. ред. О. В. Атауловой. — Ульяновск: УИПКПРО, 2010. — 586 с.
2. Грачёв К. Ю. Особенности применения целостного подхода в повышении качества подготовки учителя инновационной школы / Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в условиях перехода на многоуровневое образование: сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч. — практ. конф. Волгоград, 22–25 сент. 2008 г.: в 2 ч. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2008. — Ч. 1. — 381 с.
3. Корнетов Г. Б. Историко-педагогическое знание / Историко-педагогическое знание в начале третьего тысячелетия: перспективные направления исследований феноменов педагогического прошлого в контексте современных проблем теории и образования: Материалы Третьей национальной научной конференции 26окт. 2007г.- М.:АСОУ, 2007. (Серия «Историко-педагогическое знание». Выпуск 6). — 123 с.