Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности
Автор: Дюсалиева Гульнара Юсуповна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 05.06.2014
Статья просмотрена: 8837 раз
Библиографическое описание:
Дюсалиева, Г. Ю. Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности / Г. Ю. Дюсалиева. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 42-47. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5715/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современное российское общество испытывает потребность в грамотных, успешных, активных гражданах, способных самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность. Функцию ответственности называют одной из базовых функций личности. Это функции нравственного выбора, мотивационного обоснования жизнедеятельности.
Другой спектр функций условно определяется как самореализация. Сюда могут быть отнесены функции творчества, свободы, самостоятельности с различными жизненными препятствиями.
Также группа рефлекторных функций личности, обеспечивающих ее смыслопоисковую деятельность, развития образа «Я», автономность целеобразования.
Система эффективных уроков (нетрадиционные уроки, нестандартные уроки и т. д.) способствует формированию этих и других функций личности, так как учащиеся на таких занятиях проявляют творчество, нестандартность мышления.
В современной психолого-педагогической и методической литературе понятие «нетрадиционная форма урока» до сих пор не имеет четкого определения, остается крайне расплывчатым. Стоит отметить и обилие синонимов, среди которых — «нестандартный урок», «нетрадиционные технологии урока», «нетрадиционные виды урока». Весьма распространено определение нетрадиционного урока, как импровизированного учебного занятия, имеющего нетрадиционную (неустановленную) структуру. Нетрадиционный урок также считается необычным по замыслу, организации и методике проведения.
Эти идеи заложены в педагогической технологии на основе системы эффективных уроков (А. А. Окунев).
При разработке нетрадиционного урока пристальное внимание уделяется следующим моментам:
1) Гуманизация. Защита достоинства личности, признание ее прав на свободу, счастье, развитие и проявление способностей, создание для этого соответствующих благоприятных условий.
2) Здоровьесберегающее образование. Создание условий для воспитания и развития личности, способной преодолевать усталость, справляться с учебной нагрузкой, личности уравновешенной, коммуникабельной, эмпатичной.
3) Дифференциация, индивидуализация процесса обучения.
4) Технология сотрудничества. Установление нормативных человеческих отношений между учащимися и учителем, способствующих успешности воспитания и обучения.
5) Исследовательская деятельность.
Особенностями нетрадиционного урока являются
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся;
- экономное и целесообразное расходование времени учебного занятия;
- применение разнообразного арсенала методов и средств обучения;
- вклад в формирование и развитие личностных качеств учащихся;
- высокий положительный уровень межличностных отношений учителя и учащихся;
- объем и прочность полученных учащимися на занятиях знаний, умений и навыков.
Особые требования предъявляются к личности учителя.
- Основная задача учителя — воспитать веру ученика в свои силы, научить радоваться общению с педагогом, товарищами, воспитать внимание, стремление к самостоятельной деятельности;
- Использовать приемы, позволяющие эффективно применять учебный материал, чтобы выработать у учащихся навыки самообразования;
- Чутко откликаться на мысли учеников, импровизировать;
- Делать занятие эмоционально ярким;
- Использовать все разнообразные современные методы учебного занятия;
- Создавать психологический комфорт для учащихся.
Урок — это сложная организационно-педагогическая система, все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены; это звено целостного и учебно-воспитательного процесса. Но в то же время урок — это завершенный самостоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами.
Условия эффективности нетрадиционного урока:
1. Четко определять цели каждого урока с учетом места его в системе уроков по теме и курсу в целом, т. е. планировать не один урок, а все уроки по теме и курсу во взаимосвязи. При выборе типа урока, при планировании способов изучения и закрепления нового материала необходимо учитывать уровень подготовки учащихся.
2. Четко знать, из каких элементов состоит урок, чтобы найти оптимальные взаимодействия между этими элементами.
3. Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учащихся, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность.
Нашедшие в настоящее время широкое распространение занятия-исследования, конференции, деловые и ролевые игры и т. д. позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком-то этапе в роли учителя.
Такие занятия — один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учеников происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим учащимся, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, т. е. сотрудничество с ними.
Вопрос об оптимальных формах урока достаточно сложен; существует множество вариантов ответа на него. Одной из таких форм является нетрадиционная форма работы на занятиях. Нетрадиционное занятие несет в себе элементы нового, рассчитанного на совместную взаимообогащающую работу учителя и учащихся. Такое занятие способно заинтересовать учеников, стимулировать и мотивировать процесс познания.
Признаки нетрадиционного урока:
- изменение временных рамок — занятие не регламентировано;
- занятие проводится не только в классе;
- на уроке используется внепрограммный материал, углубленно рассматривается вопрос;
- возможность привлечения для организации и обеспечения необходимого содержания практических работников;
- создание ситуаций успеха для каждого ученика с учетом его возрастных, личностных особенностей;
- обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к уроку и на уроке.
К нетрадиционным технологиям учебного занятия относятся:
- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;
- уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина;
- уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия;
- уроки на основе нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, занятие-исповедь, занятие-презентация;
- уроки с имитацией публичных форм обучения: пресс-конференция, аукцион, бенефис, дискуссия, панорама, телепередача, телемост, устный журнал;
- уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: суд, следствие, дебаты в парламенте;
- уроки, имитирующие общественно-культурные мероприятия: заочная экскурсия в прошлое, путешествие, литературная прогулка, гостиная, интервью;
- перенесение в рамки занятия традиционных форм внеклассной работы: КВН, «Следствие ведут знатоки», «Что? Где? Когда?», спектакль, «посиделки» и др.
Классификация учебных занятий нетрадиционной формы
Формы уроков |
Типы уроков |
||
Урок формирования новых знаний |
Уроки обучения умениям и навыкам |
Уроки повторения и закрепления знаний |
|
- лекция - экспедиция - (путешествие) - исследование - конференция - пресс- конференция - интегрированный - групповая работа |
- практическая работа - лабораторная работа - урок-диалог - ролевая игра - деловая игра - «мозговой штурм» - урок — размышление |
- игровые: - КВН - «Что? Где? Когда?» - «Поле чудес» - «Счастливый случай» - театрализованные - (урок-суд) - консультация - конкурс - защита творческих работ, проектов - тестирование |
Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете.
Основные условия организации урока в форме лекции:
1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения;
2. В случае использования укрупненной дидактической единицы;
3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса.
4. Введение в тему;
5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач;
6. Применение знаний для решения практических задач.
Методика проведения урока — лекции
При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала.
Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя.
Способы создания проблемной ситуации:
- постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения;
- создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия;
- постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений;
- возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач.
Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях.
В своей работе я использую следующие типы лекций :
- проблемная лекция. В ней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность в теоретических концепциях. Главная цель такой лекции — приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно.
- лекция — визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.) Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем.
- лекция — диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции.
- лекция с применением игровых методов (методы «мозгового штурма», методы конкретных ситуаций, иллюстрация изученного теоретического материала и т. д.).
Например, урок, проводимый по обществознанию в 8 классе по теме: «Межличностные отношения» (отрывок из урока).
«1. Учитель знакомит учащихся с планом лекции:
1. Понятие отношения
2. Особенности межличностных отношений
3. Формы межличностных отношений
1. Понятие отношения
2. Вопрос к классу:
Что такое отношения? Какой смысл вы вкладываете в значение этого слова?
3. Объяснение учителя
Это слово имеет много значений в русском языке. В ходе нашей небольшой беседы мы убедились с вами в этом. Но в науке под понятием «отношения»
понимают особенную связь человека с окружающим миром.
Обратимся к словарю, который находится в учебнике.
4. Работа учащихся со словарем (чтение и запись определения понятия в тетрадь)
2. Особенности межличностных отношений
1. Объяснение учителя
На данном уроке мы рассмотрим межличностные отношения.
2. Вопрос к классу
Что вы понимаете под межличностными отношениями?
3. Работа учащихся со словарем
(чтение и запись определения понятия в тетрадь)
Межличностные отношения — это субъективно переживаемые взаимосвязи между отдельными людьми.
4. Объяснение учителя
Опираясь на схему учитель объясняет какими могут быть межличностные отношения.
Межличностные отношения характеризуются словом
При формировании межличностных отношений большую роль играет то, что они возникают и складываются на основе определенных чувств. Их можно объединить в две большие группы:
1. чувства, сближающие людей;
2. чувства, разъединяющие людей.
3. По ходу объяснения учителя учащиеся делают записи в тетради
4. Игра — иллюстрация
- Класс делится на три команды. Одна команда должна называть чувства, сближающие людей, другая — разъединяющие. Какая команда называет больше, та — и побеждает.
- Каждая команда показывает мимикой и жестами чувства сближающие и разъединяющие людей. Побеждает та команда, которая была более убедительна.
Третья команда — это жюри, которое оценивает работу команд.
3. Формы межличностных отношений
1. Объяснение учителя
2. По ходу объяснения учителя учащиеся делают записи в тетради:
1 уровень — «знаю в лицо, узнаю» — симпатия — деловые связи
2 уровень — «приветствую» — стремление к контакту — дружба
3 уровень — «приветствую и разговариваю — стремление к общению на общие темы»
3. Игра — иллюстрация
Каждая команда иллюстрирует одну из форм межличностных отношений».
«Мозговой штурм» — это эффективный метод коллективного обсуждения, поиск решения в котором осуществляется путем свободного выражения мнения всех участников.
Принцип «мозгового штурма» прост.
Класс подразделяется на небольшие подгруппы. Перед ними ставится задача и все участники обсуждения высказывают свои мысли по поводу решения этой задачи. Никто не имеет права высказывать на этом этапе свое мнение об идеях других участников «атаки» или давать им оценку.
Как показывает практика, путем «мозгового штурма» всегда за несколько минут можно получить несколько десятков идей. Количество идей не является самоцелью, а лишь служит основой для выработки наиболее разумного решения. В «мозговом штурме» без какого-либо давления должны принять участие все присутствующие. «Мозговой штурм» можно считать удавшимся, если высказанные во время первого этапа пять или шесть идей послужат впоследствии базой для потенциальных решений проблемы.
Одной из эффективных форм работы учащихся на уроке является лабораторная работа. По своим дидактическим целям она адекватна уроку изучения нового материала. Для лабораторной работы больше подходит повествовательно-описательный текст учебника нежели проблемный. На лабораторных занятиях школьники могут работать по общему плану, по индивидуальным заданиям или в группе. Такая форма работы позволяет развивать у учащихся умения работать с текстом, отбирать нужную информацию, что способствует формированию их общей информационной культуры.
Уроки-размышления позволяют учащимся формировать и свободно высказывать свое мнение по рассматриваемым темам. Например, урок по теме «Бесценный дружеский союз» в 8 классе (отрывок из урока).
«Слово учителя
Сегодня мы поговорим о дружбе. Кто такой друг? Что такое дружба? Дружба — это гораздо больше, чем простые отношения. Если мы хотим иметь друзей, мы должны точно представлять себе и тонко чувствовать, что нужно другому человеку. Настоящий друг всегда позаботиться о вас, так кА ему небезразличны ваши проблемы. Дружбу ценили во все времена.
Сообщения учащихся
1. О дружбе А. И. Герцена и Н. П. Огарева
2. «Мой первый друг, мой друг бесценный» (А. С. Пушкин и И. И. Пущин)
Результаты анкетирования, которое проводили учащиеся класса среди своих одноклассников.
Анкета:
1. Есть ли у тебя друзья?
2. Если нет, то почему?
3. Чего бы ты хотел от друга?
4. На что готов для друга?
Свободный обмен мнениями
На каждой парте лежит лист с вопросами для размышления и ответов. Учащиеся сами определяют на какие вопросы отвечать. Происходит свободный обмен мнениями.
Вопросы:
- Что такое дружба?
- Чем дружба отличается от других видов межличностных отношений?
- Почему именно в юности важно понимание друга?
- Вы согласны с поговоркой: «Скажи мне, кто твой друг и я скажу кто ты»?
- Чем старый друг лучше новых двух?
Звучит песня Булата Окуджавы «Пожелание друзьям». Всем учащимся предлагается спеть ее.
Рефлексия
- Что дал вам этот урок?
- О чем заставил задуматься?
Задание на дом: написать сочинение на тему «Мой друг».
Эффективность учебно-воспитательного процесса заметно возрастает, когда в нем органично сочетаются коллективная и индивидуальная деятельность учащихся. Прекрасные возможности для этого дает групповая форма работы.
Групповая работа может быть успешной при условии поэтапной подготовки к ней учеников.
Групповая работа может быть организована в парах, группах
(4–6 человек). Эффективность проведения групповых занятий зависит от подбора учителем заданий в зависимости от степени подготовленности учащихся и владения ими умениями и навыками самостоятельной работы. Каждый член группы выполняет часть общего задания. После взаимной информации складывается коллективный результат, которым в той или иной мере владеют все члены группы и могут выступить с соответствующим сообщением. Таким докладчиком может быть ученик, выбранный группой или вызванный учителем. После заслушивания групповых ответов следуют вопросы к выступающему, соответствующие исправления и дополнения экспертов и в заключение — обобщение учителя.
Наиболее целесообразна групповая работа на уроках обобщения. Вместе с тем она может быть использована и при изучении нового материала достаточно большого объема, и на уроках закрепления и обобщения знаний. При групповой форме обучения существенно меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учащихся, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы и отдельных учеников, подводит итоги работы.
Наиболее оптимальной формой контроля является итоговый тематический контроль, проводимый в виде письменных проверочных работ, содержащих как вопросы тестового характера, так и задания, требующие от ученика умения анализировать, обобщать, делать выводы, умения работать с текстом.
Тесты можно использовать и при изучении нового материала, а также на любом этапе учебного занятия. При изучении нового материала тесты применяются для организации самостоятельной работы учащихся, при этом тестовое задание может не только опираться на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях, но и иметь поисковый, эвристический, проблемный характер.
Нетрадиционный или нестандартный урок для учеников — это переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя не совсем обычный урок, с одной стороны,- возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения). С другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Литература:
- Алоева М. А. Классные часы и родительские собрания в 7–9 –х классах/ Ростов-на-Дону. 2008.
- Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф., Матвеев А. И. Обществознание. 8–9 классы/ М.2006
- Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 2. Волгоград, 2005.
- Разина Н. А. Технологические характеристики личностно-оринтированного урока// Завуч, № 3,2004.
- Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998.