Понятие «технология обучения» в современной педагогике
Автор: Пласкина Мария Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 30.05.2014
Статья просмотрена: 35377 раз
Библиографическое описание:
Пласкина, М. В. Понятие «технология обучения» в современной педагогике / М. В. Пласкина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 9-11. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5741/ (дата обращения: 16.11.2024).
Слово «технология» (от греч. techne — искусство, мастерство и logos — понятие, учение) означает:
а) совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, форм сырья, материала или полуфабриката в процессе производства, например, технология металлов, химическая технология, технология строительных работ;
б) наука о способах воздействия на сырье, материалы или полуфабрикаты соответствующими орудиями производства [10, с. 30].
В толковом словаре русского языка С. И. Ожеговаприводится следующее определение: «Технология — совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [7, с. 650].
Поначалу данное понятие относилось к производству и возникло с развитием технического прогресса. С середины 50-х годов XX века появился новый технологический подход к построению учебного процесса, именно с этого периода времени в педагогику вошло новое понятие «технология обучения», и связано оно было с применением технических средств обучения (ТСО). Наряду с понятием «технология обучения» также используются такие понятия, как «педагогическая технология» и «образовательная технология». Причем четкого разграничения между ними пока также не установлено.
Рассмотрение сущности понятий, представленных выше, является достаточно актуальным на сегодняшний момент. Наибольший вклад в изучение данной проблематики внесли как зарубежные, так и отечественные ученые. Среди них можно отметить В. П. Беспалько, М. В. Кларин, Б. Т. Лихачев, В. М. Монахов, Г. К. Селевко, С. А. Сластенин и т. д.
Взгляды исследователей не всегда совпадают, а это значит, что понятие «технология обучения» («педагогическая технология») многообразно. В доказательство к выше сказанному, приведем несколько примеров.
Так, В. И. Боголюбов исследовал эволюцию понятия «педагогическая технология» (от «технологии в образовании» — к «педагогической технологии») [2, с.123–128].
Так, В. П. Беспалько рассматривает педагогическую технологию как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели, а также как проект педагогической системы, реализуемый на практике [1, c. 78].
Б. Т. Лихачев полагает, что педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса [4, с. 104].
Педагогическая технология — это последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач; планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса; строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий [9, с. 330].
По М. В. Кларину, педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей [3, с. 17]. Также он добавляет, что понятие «педагогическая технология» соотносится в отечественной педагогике с процессами обучения и воспитания, в отличие от зарубежной, где оно ограничено сферой обучения.
Педагогическая технология — продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и поведения учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя [5, с. 35].
Г. К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:
- научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
- процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
- процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств [8, с. 16].
В иерархии технологий в образовании по Т. С. Назаровой, «образовательные технологии» занимают верхнюю ступень. Далее идут «педагогические технологии», а затем «технологии обучения». В области дистанционных форм получения образования, по нашему мнению, целесообразно выделить два уровня иерархии: «образовательные дистанционные технологии» и «технологии дистанционного обучения» [6, с. 26].
В образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях (Г. К. Селевко):
- Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
- Частнометодический (предметный) уровень: термин частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
- Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [8, с. 16–17].
Представленные выше определения позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения: цели обучения — общие и конкретные; содержание учебного материала;
- процессуальная часть — технологический процесс: организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности школьников; методы и формы работы учителя; деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала; диагностика учебного процесса.
Любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям (Г. К. Селевко):
- Концептуальностъ. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
- Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
- Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
- Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
По мнению В. А. Сластенина, одним из решающих условий успешного протекания педагогического процесса является его конструирование, включающее в себя анализ, диагностику, определение прогноза и разработку проекта деятельности. Таким образом, В. А. Сластёнин выделяет следующие компоненты педагогической технологии:
- Аналитическая деятельность (завершающаяся постановкой диагноза).
- Прогностическая и проективная творческая мыслительная деятельность.
- Анализ, прогноз и проект — «неразрывная» триада при решении любой педагогической задачи [9, с. 75].
В конце 70-х годов в понятие «технологии обучения» стали вкладывать иной смысл. Современную трактовку этого понятия приводит Талызина Н. В., которая видит сущность современной технологии обучения в определении наиболее рациональных способов достижения поставленных целей, рассматривая учебный процесс комплексно, в единстве и во взаимосвязи [12, с. 91–96].
Анализ приведенных подходов к определению понятий «технология обучения», «педагогическая технология» позволяет сделать вывод, что исследование данного вопроса актуально до сих пор, поскольку применение педагогических технологий повышает эффективность образовательного процесса, гарантию в достижении запланированных результатов обучения. Кроме того, педагогические технологии рассматриваются как некий алгоритм построения образовательного процесса с заранее заданными результатами [11, с. 15].
Литература:
1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогические технологии. / В. П. Беспалько. — М.: Педагогика. — 1989. — 192 с.
2. Боголюбов В. И. Педагогическая технология: эволюция понятия // Советская педагогика. — 1991. — № 9. С. 123–128.
3. Кларин М. В. Педагогическая технология / М. В. Кларин. — М., 1989. — 75 с.
4. Лихачев Б. Г. Педагогика / Б. Г. Лихачев. — М. — 1992. — 464 с.
5. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса: Монография. — Волгоград: Перемена. — 1995.- 152с.
6. Назарова Т. С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? [Текст] / Т. С. Назарова // Педагогика. -1997. -№ 3. — С. 20–27
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Около 57 тыс. слов. / под ред. Н. Ю. Шведовой. — 2-е изд. стереотип. — М.: Рус. яз., 1988. — 750 с.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г. К. Селевко — М.: Народное образование. — 1998. — 256 с.
9. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М.: Школа-Пресс. — 1997. — 512 с.
10. Словарь иностранных слов. — М.: Русский язык, 1980. — 624 с.
11. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е. изд.,стер. — М.: КНОРУС, 2011. — 432 с.
12. Талызина Н. Ф. Технология обучения и ее место в педагогической теории Текст.: Современная высшая школа, 1977. № 1. — с. 91 —96.