Воспитание личности школьника в сфере дополнительного образования | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Внешкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 03.06.2014

Статья просмотрена: 663 раза

Библиографическое описание:

Разенков, И. В. Воспитание личности школьника в сфере дополнительного образования / И. В. Разенков. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5757/ (дата обращения: 19.12.2024).

Воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вместе с появлением человеческого общества. Накапливая производственный опыт, связанный с изготовлением орудий труда и присвоением продуктов природы, а также опыт сотрудничества и совместной деятельности, люди стремились передавать этот опыт последующим поколениям. Общественный прогресс и стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Поэтому воспитание как общественное явление, как специфическая деятельность по подготовке подрастающих поколений к жизни существует в обществе на всех этапах его развития [3, с. 10].

В первобытном обществе дети получали воспитание путем совместной трудовой деятельности и повседневного общения со старшими. В те времена опыт был сравнительно простым, и воспитание не было отдельной отраслью профессиональной деятельности. А это значит, что тогда еще не существовало ни специальных учреждений, ни людей, профессией которых было бы воспитание.

С годами человечество развивалось, развивалось и усложнялось сельскохозяйственное и ремесленное производство. Знания людей положили начало развитию науки. В этих условиях стало необходимо специально подготавливать и обучать новое поколение, что занимало довольно много времени. Становилось все более очевидным, что только с помощью образования и воспитания можно было преобразовать общечеловеческую природу так, чтобы человек овладел умениями и навыками в определенной отрасли труда и был приспособлен к выполнению соответствующих функций в сфере материального или духовного производства [3, с. 11].

С самого зарождения педагогической науки, образование включает в себя процессы обучения и воспитания. Однако, со второй половины 90-х гг. недавно ушедшего XX в. в нашей стране большинство специалистов по педагогике считают предметом педагогики обучение, а не воспитание, как это было ранее.

Во второй редакции Закона РФ «Об образовании» образование обозначает «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства». Но, если в законе об образовании произошли изменения, то в сознаниях педагогов нет. Отказ от старого не привел автоматически к появлению новой концепции, скорее, можно говорить о кризисе образования и воспитания в стране.

Кризис проявляется в том, что большинство школ и внешкольных учреждений перестали целенаправленно заниматься воспитательной работой с детьми и подростками. Многие общественные детские и молодежные организации тоже перестали существовать. Молодежь оказалась в моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих жизненных идей, притом положение усугубляется сложной социально-культурной обстановкой и агрессивной средой, где одно из ведущих мест занимают средства массовой информации, шоу-культура и... сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями, увлечениями, которые граничат с психическими эпидемиями. И к этим последним можно отнести массовое курение табака и потребление пива. Семья и семейное воспитание тоже находятся в кризисе и чаще всего не способны что-то сделать. Таким образом, все ведущие факторы воспитания (семья, школа, улица) оказались не способны эффективно выполнять свои функции [3, с 65–67].

В период обучения в школе формирование личности зависит от того, насколько полно учитываются ее персональные особенности, интересы и склонности, способности и дарования. Значительная часть работы с учащимися по их интересам приходится на внеурочное время. К сожалению, во многих школах утрачена давняя традиция, когда каждый учитель считал для себя честью и обязанностью ведение внеклассной и внешкольной работы с учащимися. Поэтому появилась необходимость создания специальных учреждений дополнительного образования.

Особенность дополнительного образования заключается в том, что оно является добровольным. Дети сами могут выбрать не только направление, но и педагога, и коллектив, в отличие от школы. Для эффективного процесса формирования личности ребенка необходимо создать благоприятную среду воспитания: педагог должен укреплять духовные контакты между всеми членами группы во время сотрудничества, формировать ответственное отношение к общему делу, постоянно побуждать учеников к самовоспитанию и самообразованию. Все эти задачи необходимо решать с учетом возрастных особенностей школьников [1].

С возрастом связан характер деятельности человека, особенности мышления, круг его запросов и интересов. Каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения. Ребенок от природы является существом совершенным, и воспитание не должно нарушать это совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Педагог должен внимательно изучать детей, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания. Существуют особенности развития и воспитания школьников разных возрастных групп:

Дети младшего школьного возраста, в отличие от раннего детства, переходят на новый уровень отношений со взрослыми. В этом возрасте ребенок становится способным удовлетворять многие свои потребности самостоятельно. В результате чего совместная деятельность взрослых и детей распадается, хотя старшее поколение остается центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Поэтому дети этого возраста стремятся активно участвовать в жизни взрослых, а поступки носят подражательный характер. Это нужно учитывать в процессе воспитания.

С момента рождения в условиях постоянного общения со взрослыми у детей формируется знание многих социальных норм, которые начинают осознаваться в начальной школе. Именно на основе этих знаний начинает формироваться личность ребенка. Весьма большое влияние на воспитание и развитие младших школьников оказывает личность учителя, а также родителей и взрослых.

Поэтому учитель, должен быть сам высоконравственным человеком, эталоном воспитанности и образованности. На занятиях обязательно нужно знакомить детей с биографией выдающихся личностей, а еще лучше организовывать встречи с такими людьми.

Средний школьный (подростковый) возраст является ключевым этапом в развитии личности. У учащихся этого возрастного периода как бы переплетаются черты детства и черты, во многом присущие юности, но еще находящиеся в стадии становления и развития. Как взрослый, он ощущает быстрый рост физических сил и духовных потребностей; как ребенок, он еще ограничен своими возможностями и опытом, чтобы удовлетворить все возникающие запросы и потребности. Этим объясняется сложность и противоречивость характера, поведения и развития подростков, что дает основание считать этот возраст в определенной мере трудным для воспитания.

В силу своих психологических особенностей, подростки охотно соблюдают правила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как их собственные моральные принципы. Поэтому глубокое разъяснение моральных норм и правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должно составлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем не теряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация, а также контроль над поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости и необдуманные поступки.

Существенной возрастной чертой является стремление к утверждению своего достоинства и престижа среди товарищей. Основные пути к этому — хорошая учеба, общественная активность, проявление способностей в тех или иных видах деятельности, внешнее обаяние и т. д. Вполне понятно, что учителям следует внимательно изучать взаимоотношения учащихся со своими товарищами и помогать им закреплять свой престиж в коллективе.

Возрастающие интеллектуальные способности, общий духовный рост и расширение межличностных связей стимулируют развитие самосознания подростков, возбуждают мечты о своем призвании будущем. Подростки сопоставляют себя со сверстниками, оценивают свои достоинства и недостатки. Но если о недочетах других они судят строго, то по отношению к себе они менее взыскательны. Это обусловливает необходимость развития у них самокритичности и побуждения к самовоспитанию [6]

Существенной особенностью воспитательной работы с подростками является профориентация. Дополнительное образование является добровольным, и дети выбирают тот вид деятельности, который им нравится. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы показать учащимся, как эта деятельность может стать их профессиональной деятельностью, раскрыть все ее особенности, достоинства и недостатки.

Старший школьный возраст — период ранней юности, характеризующийся наступлением физической и психической зрелости. Однако процесс формирования личности у этого возраста происходит не гладко.

Старший школьный возраст характеризуется тем, что заканчивается половое созревание, общий темп роста замедляется, но укрепление физических сил и здоровья продолжается. Все это сказывается на поведении старшеклассников. Они отличаются достаточно высокой физической работоспособностью, относительно меньшей утомляемостью, что иногда обусловливает переоценку своих сил, неумение более обдуманно подходить к своим физическим возможностям. В связи с этим необходимо приучать детей к физической деятельности и учить направлять энергию в нужное русло.

Развитие мыслительных способностей и стремление к теоретическим обобщениям стимулируют работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, использовать для этой цели афоризмы, выдержки из научных трудов и художественных произведений. Все это необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе и помогать учащимся оттачивать свои мысли, учить их обращаться к словарям, подробно разъяснять научные термины, иностранные слова и т. д. [6, c. 71].

На более высокий уровень поднимается у старших школьников развитие чувств и волевых процессов, что оказывают сильное воздействие на нравственное формирование старшеклассников. Именно в этом возрасте на основе моральных знаний и жизненного опыта вырабатываются определенные нравственные взгляды и убеждения, которыми руководствуются юноши и девушки в своем поведении. Поэтому очень важно осуществлять гражданское и моральное воспитание, проводить беседы и вовлекать учащихся в общественную работу.

Старший школьный возраст для многих учащихся характеризуется сильными интимными переживаниями, первой любовью, нередко оставляющей след на всю жизнь. Поэтому педагоги должны бережно относиться к переживаниям школьников, не вторгаться в их чувства, понимать и щадить их. Но, при всей осторожности, так же необходимо ставить перед учениками вопросы дружбы и любви, взаимоотношений между полами.

Развитие чувств и сознательности оказывает большое влияние на волевые процессы. Школьники в этом возрасте уже обдумывают свое поведение и намерения. Чертами их характера становится целеустремленность, энергичность в работе, настойчивость в преодолении трудностей; вместе с тем появляется и требовательность к себе, самокритичность. Старшеклассники начинают осознанно заниматься самовоспитанием. Все это показывает, что большое значение имеют внутренние факторы в развитии личности старшеклассников. Педагогам необходимо помогать детям в определении целей и мотивов, формировании жизненных принципов и идеалов.

Зачастую в воспитании старшеклассников возникает проблема, которая заключается в том, что у многих из них формируется потребительское отношение к жизни. Это связано с тем, что родители, стремясь создать лучшие условия для жизни и учебы детей, снимают с них ответственность и обязанности. Преодоление указанных недочетов обусловливает необходимость расширения общественно полезной деятельности учащихся и привлечения их к систематическому труду.

Еще одной особенностью старшего школьного возраста является повышенная чувствительность ко всему новому. Они чутко и быстро улавливают это и стремятся копировать все ультрасовременное: длину волос, расцветку и необычный покрой одежды, «музыкальные» произведения... На этом фоне у них нередко обнаруживается неверное отношение к классике в искусстве и литературе, непонимание важной роли положительных культурных и трудовых традиций. При правильном подходе педагог легко может решить эти проблемы. Главной задачей является не борьба со стремлением учащихся ко всему новому, а своевременное и умелое приобщение их к современным веяниям в искусстве, литературе и моде, воспитание культуры восприятия этого нового, преодоление тех крайностей, которые иногда наблюдаются в следовании моде.

Воспитательная работа в дополнительных образовательных учреждениях проводится по различным, в том числе индивидуальным, авторским, профильным, комплексным и другим программам. Она строится на дифференцированном, индивидуальном и личностном подходе к детям с учетом их возрастных особенностей. Внешкольная работа расширяет межличностные связи школьников, способствует обогащению их жизненного опыта. Широкие полномочия имеют советы внешкольных учреждений, в которые входят воспитанники, педагоги, представители общественности.

Литература:

1.      Ковалева С. Г., Иванова О. М., Баталева Н. Ю., Стрелецкая Е. В., Крылов В. В. Внеклассная работа — как средство повышения компетентности учащихся: Монография. — СПб, 2011

2.      Коджаспирова Г. М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. — М.: Айрис Пресс, 2007. — 256 с.

3.      Педагогика: Учебник / Л. П. Крившенко, М. Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 432 с.

4.      Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001.—б07с.

5.      Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, воспитание, старший школьный возраст, возраст, воспитательная работа, дополнительное образование, внешкольная работа, жизненный опыт, профессиональная деятельность, Существенная особенность.