О перспективе развития материально-технической спортивной базы сибирской пожарно-спасательной академии
Авторы: Уколов Алексей Валерьевич, Лагунов Андрей Николаевич
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 31.05.2014
Статья просмотрена: 271 раз
Библиографическое описание:
Уколов, А. В. О перспективе развития материально-технической спортивной базы сибирской пожарно-спасательной академии / А. В. Уколов, А. Н. Лагунов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 184-186. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5764/ (дата обращения: 16.11.2024).
Наряду с организацией и проведением образовательного процесса, существует вопрос комплектования сборных команд Академии для участия в Спартакиаде МЧС России. Необходимость научно-методического обеспечения и организации и проведения учебно-тренировочных занятий со сборными командами, в свою очередь, несет также проблемный характер. Таким образом, для устранения данных проблем развития Академии как самостоятельного учреждения высшего профессионального образования, а также самостоятельного подразделения в системе ГПС МЧС России, в общем, и в конкретном спортивном направлении, кафедрой физической подготовки была концептуализирована схема перспективы развития спорта.
Ключевые слова: материально-техническая спортивная база, рабочая учебная программа, учебно-тренировочные занятия, учебно-тренировочный комплекс, спортивный клуб
Актуальность прогнозирования комплектования материально-технической спортивной базы заключает в себе архиважную ступень в дальнейшем развитии Сибирской пожарно-спасательной академии — филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России как отдельного самостоятельного подразделения в системе ГПС МЧС России. Так как, наряду с организацией и проведением образовательного процесса, существует вопрос комплектования сборных команд Академии для участия в Спартакиаде МЧС России. Необходимость научно-методического обеспечения и организации и проведения учебно-тренировочных занятий со сборными командами, в свою очередь, несет также проблемный характер.
Таким образом, для устранения одной из проблем развития Академии как самостоятельного учреждения, в общем, и в конкретном спортивном направлении, кафедрой физической подготовки была концептуализирована схема перспективы развития спорта состоящая из трех этапов:
1. Первый этап — это разработка рабочей учебной программы соответствующей требованиям «Федерального государственного образовательного стандарта» и отвечающую требованиям приказа № 153 от 30.03.2011 «Наставления по физической подготовке личного состава федеральной противопожарной службы».
Разработанная рабочая учебная программа включает в себя два нововведенных раздела прикладной физической подготовки курсантов и слушателей Сибирской пожарно-спасательной академии:
Первый нововведенный раздел — «Лыжная подготовка». При разработке данного раздела кафедрой физической подготовки были изучены научно-методические и практико-статистические материалы (Учебник «Лыжная подготовка» методика преподавания; Бутин И. М. «Лыжный спорт» учебная работа по лыжной подготовке; протоколы соревнований по лыжной гонке в Спартакиаде МЧС России). Проанализировав изученную информацию, был выделены основные аспекты, которые сводятся в единый идеальный вариант — это полноценно оборудованная лыжная база Сибирской пожарно-спасательной академии.
Основополагающим фактором для введения раздела «Лыжная подготовка» в рабочую учебную программу является обязательное участие в соревнованиях по лыжным гонкам в зачет Спартакиады МЧС России, а также взаимосвязь географических и климатических условий, в которых находится Сибирская пожарно-спасательная академия. Поскольку город Железногорск, Красноярского края можно считать самым сердцем Сибири, где шесть месяцев в году лежит стабильный снежный покров, а относительно благоприятная температура и влажность воздуха позволяет планировать и реализовывать учебный и тренировочный процесс.
Таким образом, имея свою полноценно оборудованную лыжную базу, определенно появиться возможность не только готовить курсантов, слушателей и спортсменов, но и самостоятельно организовывать соревнования по лыжным гонкам различного уровня и проводить учебно-тренировочные сборы. В свою очередь это даст положительный опыт для развития и становления Сибирской пожарно-спасательной академии — филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России как самостоятельного учреждения высшего профессионального образования, а также самостоятельного подразделения в системе ГПС МЧС России
Второй раздел — «Спасение утопающего на воде». Раздел «Спасение утопающего на воде» является абсолютно новым введением в учебный процесс как в Сибирской пожарно-спасательной академии, так и в Санкт-Петербургском университете ГПС МЧС России.
В инфраструктуру Сибирской пожарно-спасательной академии входит плавательный бассейн отвечающий требованиям подготовки квалифицированных специалистов спасательного профиля. Плавательный бассейн — это сооружение как оздоровительного, так и спортивного предназначения, которое возможно также использовать еще и для подготовки спасателей на воде и под водой.
Данное инновационное решение было принято кафедрой физической подготовки Сибирской пожарно-спасательной академии в силу специфики названия ВУЗа и требованиям, предъявляемым к выпускникам. А также, обязательное участие в соревнованиях по плаванию в зачет Спартакиады МЧС России.
2. Второй этап перспективного развития спорта — это комплектование сборных команд Сибирской пожарно-спасательной академии для участия в Спартакиаде МЧС России, а также организация и проведение учебно-тренировочных занятий и учебно-тренировочных сборов с участием иногородних спортсменов (т. е. представителей других учебных учреждений и подразделений МЧС ГПС России). И для этого необходима мощная материально-техническая спортивная база, которую возможно создать, задействовав максимально возможную свободную часть территории Сибирской академии.
Первым шагом при прохождении второго этапа развития, на наш взгляд, должно стать создание «Спортивного клуба Сибирской пожарно-спасательной академии», в котором и будет осуществляться 99 % всей работы по организации и проведению спортивной деятельности, включая научно-методическое обеспечение данного процесса.
Вторым шагом логически будет запустить в работу процесс комплектования сборных команд для участия в Спартакиаде МЧС России, который является непрерывным и требующим необходимости постоянного обновления, в первую очередь самостоятельной селекции среди абитуриентов.
Третий шаг прохождения второго этапа развития это непосредственно сам процесс организации и проведения учебно-тренировочных занятий со сборными командами для участия в Спартакиаде МЧС России с использованием материально-технической спортивной базы Академии.
При прохождении второго этапа перспективного развития спорта в Академии все наши шаги опираются на материально-техническую спортивную базу, которая на сегодняшний день оборудована на 56,4 % от запланированного. Под запланированными 100 %-ми подразумевается идеальная материально-техническая спортивная база Академии включающая:
1. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки спортсменов пожарно-спасательного и пожарно-прикладного видов, состоящий из:
- специальной и 100 метровой полосы препятствий;
- учебной 4-х этажной башни;
- скалодрома;
2. корт с универсальным покрытием;
3. ледовый дворец;
4. универсальный гимнастический комплекс;
5. лыжная база;
6. плавательный бассейн;
7. спортивный зал;
8. тренажерный зал;
9. зал борьбы;
10. беговая дорожка 200 или 400 метров.
Подводя итоги пошагового прохождения второго этапа, кафедрой физической подготовки были сделаны выводы, которые представляют собой третий этап.
3. Третий этап перспективного развития спорта в Сибирской пожарно-спасательной академии — это привлечение высококвалифицированных тренеров-преподавателей для работы с нашими сборными командами по различным видам спорта, участвующих в Спартакиаде МЧС России. Данное решение долгое время обсуждалось как на кафедре физической подготовки, так и за ее пределами, в том числе и на научно-техническом совете Сибирского института пожарной безопасности. Ведь с необходимостью привлечения специалистов трудно не согласиться. А вот вопрос финансирования данного процесса оставался открытым до недавнего времени.
Решение проблемы, опять же кроется в материально-технической спортивной базе Академии, так как привлекать специалистов планируется за счет внебюджетных средств «Спортивного клуба Сибирской пожарно-спасательной академии». Под внебюджетными средствами подразумеваются как денежные, так и средства «взаимовыручки». Также за счет внебюджетных средств планируется частичное пополнение и приобретение недостающего спортивного инвентаря, необходимого для проведения учебных и учебно-тренировочных занятий.
Анализ и обобщение вышесказанного материала по проблеме перспективного развития Сибирской пожарно-спасательной академии — филиала Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России в процессе становления отдельным самостоятельным подразделением в системе ГПС МЧС России позволяет сделать следующие выводы:
1. Разработана «Концепция развития физической культуры и спорта в Сибирском институте пожарной безопасности». Позволяющая прогнозировать необходимость развития материально-технической спортивной базы.
2. На основании данной концепции была создана схема перспективы развития спорта Сибирской пожарно-спасательной академии состоящая из 3-х взаимосвязанных этапов. Логическая связь всех этапов прослеживается в создании материально-технической спортивной базы Сибирской пожарно-спасательной академии максимально оснащенной спортивными сооружениями и инвентарем. И отвечающей всем современным требованиям, предъявляемым как к учреждениям высшего профессионального образования, так и к подразделениям системы ГПС МЧС России.
Будем признательны за участие, предложения и помощь по данному вопросу.
Литература:
1. Артамонов В. С.; Аганов С. С..; Лобжа М. Т.; Минкин Д. Ю.; Стригельская И. Ю.; Иванова Е. С. Физическая подготовка в ГПС МЧС России / Под общей редакцией П. В. Плата. — СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2008. — 537 с.
2. Бутин, И. М. Лыжный спорт: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 368 с.
3. Жернаков, Д. В. Уколов, А. В. Формирование профессионально-важных качеств у курсантов пожарно-спасательной академии как будущих высококвалифицированных специалистов системы ГПС МЧС России // Теория и практика образования в современном мире. Материалы IV Международной научной конференции. Санкт-Петербург, январь 2014. / ред. кол.; отв. ред. Г. А. Кайнова. — Санкт-Петербург: Реноме, 2014 — С. 159–161.
4. Уколов А. В. О проблеме слабой физической подготовки курсантов 1 курса Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России / А. В. Уколов. — Чита. Молодой ученый: ежемесячный научный журнал, 2011. — № 5 (28). — С. 271–273.
Ключевые слова
рабочая учебная программа, материально-техническая спортивная база, учебно-тренировочные занятия, учебно-тренировочный комплекс, спортивный клубПохожие статьи
Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России
В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...
Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...
Анализ мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности (на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ»)
Статья посвящена проблеме мотивации студентов к подвижному образу жизни. В материале рассматриваются основные мотивы, которые побуждают студентов к физкультурно-спортивной деятельности, и причины их отсутствия у студентов. Также на основе анализа нау...
Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...
Профессиональная прикладная физическая подготовка студентов высших образовательных учреждений ФСИН
Сейчас в нашем мире, как мы все прекрасно знаем, востребовано высшее профессиональное образование. И физическая культура является одной из важных дисциплин, представленной во всех циклах непрерывного образования — от дошкольного до высшего. А если ра...
Анализ управления персоналом образовательного учреждения
Сегодня многие образовательные учреждения (ОУ) не до конца понимают важность процесса совершенствования и развития систем управления персоналом. Из-за этого меняются не только отношения между начальником и подчиненными. Несомненно, в образовательных ...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом
Чирлидинг — относительно новый для России вид спорта, который с каждым годом набирает обороты популярности среди спортсменов всех возрастов. Объединяет в себе три направления: танцы, гимнастика и акробатика, при этом имеет исключительно свои специфич...
Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»
В настоящей работе предпринята попытка описать опыт организации мероприятий, направленных на воспитание основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — шко...
Физическая подготовка военнослужащих
Физическая подготовка по праву является неотъемлемой частью жизни и профессиональной деятельности военнослужащих. Вся служба в вооруженных силах строятся на формировании у солдат высоконравственных и морально-политических качеств, выдержи, терпения, ...
Похожие статьи
Использование спортивных игр в процессе физической подготовки курсантов вузов ФСИН России
В настоящий период времени имеющаяся система физического воспитания курсантов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее — ФСИН РФ) имеет необходимость в неких совершенствованиях, для того чтобы улучшить физическое состояние ...
Реализация военно-патриотического воспитания кадет в Севастопольском президентском кадетском училище на уроках английского языка
Исследование опыта военно- патриотического воспитания будущих военнослужащих в современных условиях реформирования вооруженных сил Российской Федерации предусматривает поиск эффективных путей реализации военной составляющей в ходе преподавания дисцип...
Анализ мотивации студентов к физкультурно-спортивной деятельности (на примере тренажерного зала учебно-спортивного комплекса С. Хоркиной НИУ «БелГУ»)
Статья посвящена проблеме мотивации студентов к подвижному образу жизни. В материале рассматриваются основные мотивы, которые побуждают студентов к физкультурно-спортивной деятельности, и причины их отсутствия у студентов. Также на основе анализа нау...
Специфика формирования духовно-нравственных качеств кадет в условиях довузовского образовательного учреждения Министерства обороны Российской Федерации
В статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств обучающихся в условиях тесной взаимосвязи урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования на примере Тюменского президентского кадетского училища. Подробно рас...
Профессиональная прикладная физическая подготовка студентов высших образовательных учреждений ФСИН
Сейчас в нашем мире, как мы все прекрасно знаем, востребовано высшее профессиональное образование. И физическая культура является одной из важных дисциплин, представленной во всех циклах непрерывного образования — от дошкольного до высшего. А если ра...
Анализ управления персоналом образовательного учреждения
Сегодня многие образовательные учреждения (ОУ) не до конца понимают важность процесса совершенствования и развития систем управления персоналом. Из-за этого меняются не только отношения между начальником и подчиненными. Несомненно, в образовательных ...
Формирование функциональной грамотности на уроках биологии
В центре внимания статьи находится один из ключевых векторов обучения в Российской Федерации — формирование функциональной грамотности. Для учебы и жизни в обществе важно своевременное и полноценное развитие данной компетенции, начиная со начальной ш...
Организационно-педагогические условия физической и хореографической подготовки младших школьников на занятиях чирлидингом
Чирлидинг — относительно новый для России вид спорта, который с каждым годом набирает обороты популярности среди спортсменов всех возрастов. Объединяет в себе три направления: танцы, гимнастика и акробатика, при этом имеет исключительно свои специфич...
Воспитание основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — школа»
В настоящей работе предпринята попытка описать опыт организации мероприятий, направленных на воспитание основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в условиях образовательного комплекса «Детский сад — шко...
Физическая подготовка военнослужащих
Физическая подготовка по праву является неотъемлемой частью жизни и профессиональной деятельности военнослужащих. Вся служба в вооруженных силах строятся на формировании у солдат высоконравственных и морально-политических качеств, выдержи, терпения, ...