Организация самостоятельной работы школьников на уроках
Автор: Мельникова Анна Сергеевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 03.06.2014
Статья просмотрена: 12572 раза
Библиографическое описание:
Мельникова, А. С. Организация самостоятельной работы школьников на уроках / А. С. Мельникова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 54-56. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5766/ (дата обращения: 19.12.2024).
Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических (или тех и других вместе) действий [1, c. 15].
Этот вид деятельности очень важен. К. Д. Ушинский считал, что только самостоятельная работа создает условия для глубокого овладения знаниями и развития мышления учащихся. Передовые педагоги всегда считали, что на уроке учащиеся должны работать по возможности самостоятельно, а учитель — руководить их самостоятельной работой.
Самостоятельная работа, с одной стороны — учебная задача, которую должен выполнить ученик, с другой — форма проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения и расширение сферы действия ранее полученных знаний.
Можно выделить несколько видов самостоятельной работы на уроке:
Работа с книгой. Это работа с учебниками, справочниками, научно-популярной литературой, конспектирование прочитанного материала, поиск ответа на ранее поставленный вопрос. В процессе такой деятельности школьники анализируют, сравнивают, обобщают и систематизируют полученную информацию. Овладение новыми знаниями осуществляется самостоятельно каждым учеником путем вдумчивого изучения материала и осмысления, содержащихся в нем фактов, примеров и вытекающих из них теоретических обобщений, при этом учащиеся приобретают умение работать с книгой [4, с. 119].
Чтобы данный вид деятельности был эффективен, учителю необходимо соблюдать несколько правил:
1. Материал должен быть доступным для понимания
2. Учителем должна быть проведена предварительная беседа с учениками, в которой точно определяется тема материала, проводится общее ознакомление с его содержанием, ставятся цели и задачи, а так же даются советы о порядке самостоятельной работы и самоконтроле.
3. В процессе занятия учителю необходимо следить за ходом самостоятельной работы. Если у кого-то из учеников возникают трудности, нужно помочь им разобраться с непонятными моментами.
4. Большое внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал по учебнику. Для формирования подобных умений нужно организовывать самостоятельное чтение детей с последующим пересказом или ответами на вопросы учителя.
5. После самостоятельной работы нужно провести беседу по закреплению материала и тренировочные упражнения по выработке умений и навыков применения этих знаний на практике.
Упражнения. Учащиеся производят многократные действия на практике и таким путем углубляют свои знания, вырабатывают соответствующие умения и навыки, а так же развивают свое мышление и творческие способности. Упражнениями могут быть тренировки, воспроизведения по образцу, составление заданий и вопросов и их решения, рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности, упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
Упражнения должны носить сознательный характер и проводиться только тогда, когда учащиеся хорошо осмыслят и усвоят изучаемый материал; они должны способствовать дальнейшему углублению знаний; содействовать развитию творческих способностей школьников.
Существует несколько приемов проведения такого вида деятельности, которые нужно применять для достижения наилучшего результата:
1. Учитель, опираясь на усвоенные учащимися теоретические знания, объясняет им цель и задачи предстоящей тренировочной деятельности.
2. Показ учителя, как нужно выполнять то или иное упражнение.
3. Первоначальное воспроизведение учащимися действий по применению знаний на практике.
4. Последующая тренировочная деятельность учащихся, направленная на совершенствование приобретаемых практических умений и навыков.
При подборе упражнений очень важно, чтобы они имели не только подражательную, но и творческую деятельность учащихся и требовали от них сообразительности, размышлений, поиска собственных путей решения задачи [4,с. 125].
Решение задач и выполнение практических и лабораторных работ. Лабораторная работа — это такой метод обучения, при котором учащиеся под руководством учителя и по заранее намеченному плану проделывают опыты или выполняют определенные практические задания и в процессе их воспринимают и осмысливают новый учебный материал.
Проведение лабораторных работ включает в себя следующие методические приемы:
1. Постановку темы занятий и определение задач лабораторной работы.
2. Определение порядка лабораторной работы или отдельных ее этапов.
3. Непосредственное выполнение лабораторной работы учащимися и контроль учителя за ходом занятий и соблюдением техники безопасности.
4. Подведение итогов лабораторной работы и формулирование основных выводов [4, c. 127].
Проверочные самостоятельные работы, контрольные работы — формы проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровня самостоятельности и активности школьников в учебном процессе, эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Отличительной чертой самостоятельной контрольной работы является большая степень объективности по сравнению с устным опросом. Для самостоятельных проверочных и контрольных работ важно, чтобы система заданий предусматривала как выявление знаний по определенной теме (разделу), так и понимание сущности изучаемых предметов и явлений, их закономерностей, умение самостоятельно делать выводы и обобщения, творчески использовать знания и умения.
Подготовка докладов, рефератов. Это самостоятельная научно-исследовательская работа учащегося, в которой раскрывается суть исследуемой проблемы. Изложение материала носит проблемно-тематический характер, показываются различные точки зрения, а также собственные взгляды на проблему.
Выполнение индивидуально-групповых заданий. Для успешного осуществления данного вида деятельности учителю необходимо, чтобы каждый ученик обладал элементарными умениями самостоятельно познавательной деятельности; перед началом организации работы педагог достаточно четко должен представлять уровень познавательной самостоятельности как отдельного обучающегося, так и класса в целом. Учитель должен провести подробный инструктаж, раскрывающий последовательность действий учащихся во время работы, давать консультации отдельным группам или ученикам в процессе выполнения задания, если они испытывают трудности. Если это групповая работа, значительная часть успеха зависит от ее состава — уровень знаний, умений и навыков в каждой группе должен быть примерно одинаковым.
Техническое моделирование и конструирование — это неотъемлемые части всей системы обучения и воспитания, применяется данный метод в основном на уроках черчения и труда, но можно использовать и в обучении другим дисциплинам. Это мыслительный практический вид деятельности. Техническое моделирование и конструирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений. Одной из ведущих целей этого вида занятий является развитие творческих способностей, которое заключается именно в том, чтобы раскрыть суть моделирования и конструирования, его принципы и закономерности.
Здесь важно соблюдать все принципы дидактики. Учитель сообщает учащимся достоверные факты, исторические сведения, даётся краткая техническая справка, объясняется устройство объекта с учётом возрастных особенностей детей. Таким образом, реализуются принципы научности и доступности.
Между техническим моделированием и конструированием есть разница. В техническом конструировании, в отличие от моделирования мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы сделать вещь, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют и не дублируют действительные объекты, как это происходит при создании модели.
Процесс конструирования и моделирования можно разделить на несколько этапов:
1. Выяснение технической задачи, постановка которой требует создания образа будущего изделия.
2. Подготовка рабочих чертежей.
3. Определение путей решения технической задачи, составление плана работы.
4. Исполнение намеченного плана.
В моделировании важно соблюдать принцип наглядности, так как создание моделей предполагает, хотя и в упрощённой форме, копирование существующих в действительности технических объектов. Средства наглядности готовят обычно заранее. С этой целью можно использовать диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, рисунки (напечатанные и выполненные от руки), готовые образцы, детские игрушки.
Таким образом, самостоятельные работы школьников показывают результат и эффективность работы и учеников, и учителя. Проявляется не только уровень знаний, но и самостоятельность учащегося, индивидуальный стиль его деятельности, творческий или стандартный подход. Поэтому оценивать и анализировать необходимо не только знания, но и саму деятельность, ее качество и грамотность. При этом следует обратить особое внимание на самостоятельность ученика, которая проявляется в целеполагании, в мотивации, в действиях и в конечном результате деятельности.
Литература:
1. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. — М.: УЧПЕДГИЗ, 1961. — 239 с.
2. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М,2001.—б07с.
3. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 1998–640 с.
4. Харламов И. Ф. Педагогика. — М.: Гардарики, 1999. — 520 с.