Здоровьесберегающая деятельность на уроках в начальной школе
Авторы: Бондаренко Ирина Васильевна, Полякова Марина Алексеевна, Хаустова Валентина Николаевна, Лукьянченко Алла Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 04.06.2014
Статья просмотрена: 252 раза
Библиографическое описание:
Бондаренко, И. В. Здоровьесберегающая деятельность на уроках в начальной школе / И. В. Бондаренко, М. А. Полякова, В. Н. Хаустова, А. А. Лукьянченко. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 40-42. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5770/ (дата обращения: 16.11.2024).
Здоровье человека — тема для разговора достаточно актуальна для всех времен и народов, а в 21 веке становится первостепенной.
Одной из важнейших задач учителя начальной школы становится сегодня сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни, выбора образовательных технологий, адекватных возрасту, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников. Практика показала, лишь малую часть выпускников начальной школы можно отнести к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребёнок, как правило, не здоров.
Для того чтобы уроки в начальной школе стали средством развития и воспитания детей, необходимо выполнять комфортные педагогические условия, максимально эффективно обеспечивающие не только интеллектуальное, личностное и социальное развитие ребенка, но и его физическое и психическое здоровье. Таким образом, у учителя не менее важная задача — формирование культуры здоровья [Безруких М. М., 2002].
Рассмотрим, как проявляются школьные факторы риска, которые негативно сказываются на росте, развитии и силе влияния на физическое и психическое здоровье школьников.
Стрессовая тактика педагогических воздействий является фактором, определяющим ухудшение состояния психического и физического здоровья школьников. Источниками стресса в школьной жизни являются конфликтные ситуации с педагогами и сверстниками, конфликты между родителями и школой.
Постоянный страх очередного унижения, упрек в несостоятельности — еще один источник стресса. Однако ведущим стрессорным фактором в школе является ограничение времени в процессе деятельности. Это относится к скоростным характеристикам письма и чтения в начальной школе. При скорости чтения часть информации ребенок просто не воспринимает, кроме того, артикуляционные движения, производимые со столь высокой скоростью, ведут к значительному мышечному напряжению и утомлению [Безруких М. М., Филиппова Т. А., 2012].
Вторым фактором риска, вызывающим повышенное функциональное напряжение, утомление и переутомление, выступает несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям учащихся. Яркий пример этого служит методика обучения безотрывному письму. Она не учитывает незрелость мышц, формирование костей кисти и фаланг пальцев. Результат такого несоответствия не только плохой подчерк, неэффективное и длительное формирование навыка письма, но и чрезмерное функциональное и эмоциональное напряжение, повышение тревожности, а нередко — неврозоподобные и невротические расстройства [Безруких М., Фарбер Д. А., 2012].
Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. Действительно, переутомление может быть четко не выражено, замаскировано, а такое его проявление, как раздражительность, плохой сон, плаксивость, неустойчивость внимания, низкий уровень работоспособности, часто принимаемых за лень, нежелание учиться, отсутствие старательности. Повышенная чувствительность организма к интеллектуальным, физическим и эмоциональным перегрузкам в школьном возрасте в сочетании со стрессовой тактикой педагога, несоответствием методик и технологий обучения возрастным особенностям обучающихся создают идеальные условия для развития нервно-психических заболеваний.
Важно помочь ребенку научиться расслабляться и снижать состояние психического напряжения, которое блокирует его умственную активность. Для этого мы используем таблицы с различным уровнем записи, письмо «носом» знакомых и незнакомых слов, зарядку для глаз.
Комплекс упражнений № 1
Упражнение 1.
Поставьте указательный палец какой-нибудь руки перед своим носом. Мягко поворачивайте свою голову из стороны в сторону, смотря при этом мимо пальца, а не на него. Вам покажется, что палец двигается. Очень быстро ощущения движения можно добиться, если вы закроете глаза и будете делать повороты таким образом, чтобы кончик носа каждый раз касался пальца.
Упражнение 2.
Поднесите ладони к лицу, широко растопырив пальцы. Делайте повороты головой, представляя, что пальцы — это что-то вроде частокола, и смотрите в моменты их прохождения не на них, а сквозь них вдаль. Пальцы должны проходить мимо вас. Чередуйте три поворота с закрытыми (с мыслью: «они движутся к одному уху, а потом к другому») с тремя поворотами с открытыми глазами, видя пальцы, проходящие мимо вас. Делайте эти повороты всегда по 20–30 раз, не забывай при этом о дыхании, которое должно быть глубоким. Эти повороты обладают снимающим боль эффектом. Ценность этих упражнений в том, что через симпатическую нервную систему они снимают напряжение буквально в каждой частичке тела.
Для расслабления и восстановления спокойного психологического состояния можно просто посидеть с закрытыми глазами, подумать о чём-либо приятном, представить красивый пейзаж и т. п.
Комплекс упражнений № 2
На море
(под медленную и спокойную музыку)
1. «Горизонт»
1–4 -чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта («на море») слева направо, глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8 повторить линию горизонта справа налево.
2. «Лодочка»
1–4-чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5–8-повторить движения счета 1–4 в другую сторону.
3. «Радуга»
1–4 — чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5–8- повторить движения счёта 1–4 в другую сторону.
4. «Солнышко»
1–8 — «На море солнышко» — чертим «солнышко» (круг вправо), глаза повторяют движение, ГОЛОВУ прямо. Зачем можно повторить упражнение в другую сторону.
Комплекс упражнений № 3.
Профилактические упражнения для глаз
1–15 колебательных движений глазами по горизонтали: справа налево, слева направо.
2–15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх вниз, вниз вверх,
3- 15 вращательных движений глазами слева направо,
4–15 вращательных движений глазами справа налево,
5–15 вращательных движений главами в правую, затем в левую стороны — «восьмёрка»
Хорошо снижает психическое напряжение на уроках физкультминутки с элементами аутотренинга или упражнения для укрепления центральной нервной системы.
При «расслаблении» ребёнок избавляется от «тревог», которые он испытывает прежде, снимает эмоциональное напряжение, усталость, а также нормализует глубокое дыхание, необходимое для нормального зрения и восстановления работоспособности.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом — нарушению обмена веществ, Поэтому мы используем упражнения для выработки глубокого дыхания.
Вот некоторые из них:
1. «Задуй свечу» — глубокий вдох, задержка, медленный выдох через губы трубочкой, произнося звук [у].
2. «Озорные щёчки» — набрать воздух, надув щечки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть как в первом упражнении. Затем через сжатие трубочкой губы, вдохнуть воздух, втягивая его. Расслабил щёки и губы.
Для улучшения мозговой деятельности учащихся мы применяем мозговую гимнастику. Такие упражнения, как «Качания головой» стимулируют «мозговые процессы»: дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд. Позвольте голове медленно качаться из стропы в сторону.
«Ленивые восьмёрки» (упражнение не только активизирует мозг, но и повышает устойчивость внимания, обеспечивает лучшее запоминание) — по 3 раза каждой рукой, а затем вместе.
«Шапка для размышления» (улучшает внимание, ясность восприятия и речи). Надень шапку, т. е. мягко завернуть уши от верхней точки до мочки — 3 раза.
В заключении хотим сказать: школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Потому сейчас, как никогда важна компетентность учащихся в вопросе здорового образа жизни и теоретическая, и практическая. Мы сами можем сохранить своё здоровье и учить этому детей. Сила внутри нас, надо только научиться пользоваться ею.
Таким образом, сохранение и укрепление здоровья школьников на ближайшее время остается одной из актуальных задач системы образования не только потому, что дети проводят в образовательном учреждении большую часть дня, но и потому, что образовательные учреждения имеют уникальный ресурс влияния на ребенка и родителей, на формирование ценностных ориентиров и прежде всего ценности здоровья и здорового образа жизни.
Литература:
1. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А. Все цвета, кроме черного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди школьников: Пособие для педагогов. М. Вентина-Графф, 2002. (В помощь образовательному учреждению: профилактика злоупотребления психоактивными веществами)
2. Безруких М. М., Филиппова Т. А. Как разработать программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в образовательном учреждении. Начальная школа. М. — Просвещение, 2012
3. Коваленко В. И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1–4 классы. М., Вако, 2004 (Педагогика. Психология. Управление.)
4. Майорова Н. П., Чепурных Е. Е., Шурухт С. М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей (Под ред. Н. П. Майоровой — СПб:Издательство «Образование-Культура», 2002)