Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы
Авторы: Мальгин Валерий Евгеньевич, Гречухин Сергей Юрьевич
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)
Дата публикации: 02.06.2014
Статья просмотрена: 2137 раз
Библиографическое описание:
Мальгин, В. Е. Творческое развитие личности школьника в условиях учреждения дополнительного образования детей на примере детско-юношеской спортивной школы / В. Е. Мальгин, С. Ю. Гречухин. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 76-78. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5781/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы необходимости вариативного подхода к построению процесса образования детей в комплексной спортивной школе и его влияния на творческое развитие личности воспитанников спортивной школы. Вводится понятие неформального образования в спортивной школе как фактор формирования образовательной среды учреждения.
Ключевые слова: неформальное образование, культивируемые виды спорта, образовательная среда, вариативный подход, индивидуальные особенности, образовательная среда учреждения.
Возрастающая необходимость введения полного цикла процесса образования в современной школе обусловлена и появлением новых требований к уровню образованности человека. В настоящее время уровень образованности того или иного человека, определяется не набором (предметным багажем) специальных знаний, а разносторонностью, развитием его как личности. В данном случае, понимается его умение ориентироваться и разбираться в истории и традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, немаловажным будет и способность к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к реализации внутренних потребностей, самообразованию и самосовершенствованию. Принимая во внимание все эти новые тенденции, необходимо чтобы образовательный процесс в общеобразовательной школе и учреждениях дополнительного образования детей должен быть направлен не только на передачу (трансляцию) определенных теоретических знаний, умений и навыков, но и на разностороннее развитие ребенка, на способствование раскрытию его творческих возможностей, индивидуальных способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека и характеризует его творческое начало.
Современная общеобразовательная школа и учреждения дополнительного образования стоят перед острой необходимостью кардинальных изменений в теории, методике, системе обучения и воспитания подрастающего поколения. Преобразования обусловлены ускорением общественного развития, возникновением необходимости полнее использовать интеллектуальный потенциал людей, а для этого всесторонне готовить молодежь к жизни, содействовать ее безболезненной социальной адаптации. В известной степени учащийся формируется как личность на уроке, занятиях, в процессе учебного труда. Поэтому научные и методические учреждения, авторские коллективы, работая над новыми программами, учебниками, учебными пособиями, стремятся создать условия и возможности для максимального использования на занятиях воспитательного потенциала каждой учебной дисциплины. Учреждения дополнительного образования являются своеобразным инструментом внешкольного воспитания и обучения и при этом составляют часть системы образования, дополняют полноту структуры образования, представляют собой уникальную систему поддержки детства, особый мир детского творчества, фантазии, игры, положительных эмоций, своеобразную детскую страну, где ребенок с раннего возраста учится принимать решения, выбирать способ действия, строить свои отношения со взрослыми и другими детьми на основе диалога в бесконфликтном пространстве взаимоуважения.
Дети, подростки, вся учащаяся и работающая молодежь воспитывается и образовывается не только и не столько в учебных заведениях, а в первую очередь в семье, на улице, по месту жительства, т. е. в социуме, социальном окружении. Поэтому неоценимую роль в процессе социализации и воспитания играют учреждения дополнительного образования, разнопрофильные внешкольные учреждения, менее консервативные, чем школы, творческие по форме и содержанию их работы.
Актуальность проблемы внешкольных учреждений для педагогической теории и практики мы видим в том, что внешкольные учреждения наиболее полно и ярко позволяют молодым людям реализовать свои творческие способности, расширить кругозор, а также помочь в выборе будущей профессии, которая зачастую может быть связана с каким-либо видом творчества. Важность данной проблемы заключается еще и в том, что внешкольные учреждения позитивно влияют на тех подростков, старшеклассников, которые лишены позитивного семейного влияния, ощущают психологический и нравственный дискомфорт, утратили мотивацию к учебе, не принимают труд как истинную ценность, очутившихся на периферии общественной жизни.
Над проблемами досуговой, клубной деятельности трудились Жук О. Л. «Педагогика досуга», Журлова И. А. «Клубная деятельность — форма организации молодежного досуга», Бутрим Г. А. «Внешкольным учреждениям — должное внимание” [9] и др. Рассматриваются проблемы досуговой деятельности старшеклассников. В работе Журловой И. В. обозначены цели и задачи учреждений внешкольного образования и воспитания.
В работах Бутрима Г. А. рассматриваются методологическая и социальная значимость работы внешкольных учреждений для каждого из подростков и общества в целом [9]
Внешкольные учреждения, по логике, относятся к неформальному образованию и воспитанию. Однако по сути своей они наиболее действенно влияют на непрерывное и осознанное духовное самосовершенствование и самоопределение детей. Занятия в них, будучи необязательными, естественно, «достраивают» незаполненные промежутки непрерывного гражданского становления личности. Свобода и возможность выбора любимых занятий во внешкольных учреждениях особым образом влияют на характер самоорганизации всей последующей жизнедеятельности человека, на базисную профессиональную подготовку и компетентность, помогают более осознанно и удачно найти идеальную модель будущей профессиональной деятельности, «примерить» ее к своим возможностям и творческого потенциала детей. С' приходом во внешкольное учреждение в свободное от уроков время ребенок попадает в совершенно другую среду, в которой порой отсутствует целенаправленная программа систематического, грамотно спланированного педагогического воздействия. Ход развития личности, начатый школой, здесь зачастую не получает продолжения, ибо начинается совершенно новый его ход, скорее спонтанный, нежели организованный с учетом уже достигнутого школой.
Развитие творческой личности — есть бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность. Дополнительное образование детей — неотъемлемая часть системы непрерывного образования, призванная обеспечить ребенку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворения его творческих и образовательных потребностей. Дополнительное образование детей можно охарактеризовать как сферу, объективно объединяющую в единый процесс воспитание, обучение и развитие личности ребенка. Основное предназначение системы дополнительного образования молодежи заключается в создании условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения. Реализации этой задачи способствуют: многообразие видов деятельности, личностно-ориентированный характер образовательного процесса, его направленность на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, профессиональное самоопределение детей, их самореализацию.
Творчество — это форма самореализации личности; это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру. В данной ситуации родители, учителя, педагоги учреждений дополнительного образования должны помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности. Поэтому тема творческого развития личности школьника считается актуальной в наше время экономического прогресса науки и техники [10, с.91].
Творчество как процесс познания лучше осуществляется через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, которые по своей природе должны развивать все стороны творческой личности: воображение, интуицию, эстетический вкус и эмоциональную сферу, художественное мышление, целостный охват явлений и способность к синтезу. Именно такой фундамент развития закладывается в школьном возрасте в процессе творческой деятельности. Базой воспитания и обучения, способствующей развитию и формированию такой личности, являются учреждения дополнительного образования и воспитания.
Решение проблемы воспитания всесторонне и гармонично развитой личности связано с реализацией социально- экономических требований к формированию подрастающего поколения. Многогранный процесс формирования духовного облика нового человека в условиях современного демократического общества охватывает все стороны его жизни, в том числе и сферу свободного времени. Научить юношей и девушек правильному использованию свободного времени, организовать эту важную для них сферу так, чтобы усилить влияние на уровень их культурного и нравственного воспитания, — задача большой неоценимой значимости. Ответственность за её решение несут все субъекты воспитания, в том числе и учреждения дополнительного образования.
Современная педагогическая наука определяет дополнительное образование детей как организованный особым образом процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации развивающейся личности ребёнка к познанию и творчеству [3, с.7].
Целью воспитания молодёжи в учреждениях дополнительного образования является формирование разносторонней, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Учителям, родителям педагогам учреждений дополнительного образования необходимо помнить, что каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и, в процессе воспитания, развить ростки детской творческой одарённости.
Различие дополнительного образования и общего в том, что, благодаря отсутствию жестких образовательных стандартов, работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности из цели обучения в средство развития способностей учащихся — телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся возможность проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т. е. обрести способность быть творческим субъектом своего развития.
В процессе дополнительного образования создаются благоприятные условия для формирования у каждого учащегося собственной интеллектуально позиции. Сотворчество способствует созданию равноправных отношений в творческом коллективе, представляет возможность рассчитывать на собственное мнение по какому-либо вопросу, способствующее проявлению уважения к высказываниям каждого.
Учреждения дополнительного образования являются в настоящее время одними из самых демократических институтов обучения, образования и воспитания. Миссия последних состоит в предоставлении юному поколению самых разнообразных услуг интеллектуального, оздоровительного и креативного характера, обеспечивающих не только равный доступ детей к различным областям свободной, творческой деятельности, но и дающих реальные и дифференцированные возможности для их творческого и физического развития.
Литература:
1. Азбука форм воспитательной работы: Справочник/З. В. Артёменко, Ж. Е. Завадская- Минск: Новое знание, 2001.-315с.
2. Алиева Л. В. Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // Педагогика. — 2000. — № 7. С.50.
3. Асмолов А. Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования: от традиционной педагогики к педагогике развития. –Внешкольник. — 1997. — № 9. — с. 6–8.
4. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — М.: Просвещение. — 1998.
5. Беляева Н.М Современные модели организации внешкольного воспитания/ Н. Ш. Беляева//Пазашкольнае выхаванне. -2007. -№ 3.-С.16–22.
6. Бруднов А. А. Внешкольное дополнительное образование — насущное веление времени: проблемы, поиски, решения // Воспитание школьников — 1992. — № 3–4.
7. Бруднов А. А. Развитие дополнительного образования детей в условиях общеобразовательного учреждения. // Воспитание школьников. — 1995. — № 2. — С.16–17
8. Буйлова Л. Н., Кленова Н. В. Дополнительное образование детей в современной школе // Образование в современной школе. — 2002. — № 3. — С. 21–23
9. Бутрим Г. А. Внешкольным учреждениям — должное внимание // Праблемы выхавання. –1996. — № 3. — С.98–109.
10. Воспитательная работа с учащимися вне школы (в микрорайоне школы) / Под ред. Л. М. Николаевой. — М.: Педагогика, 1981. — 144 с.
11. Доценко В. С. Дети вне школы. Формы и методы работы с детьми и подростками по месту жительства. — М.: Просвещение, 1970. –83 с.
Ключевые слова
образовательная среда, образовательная среда учреждения, вариативный подход, индивидуальные особенности, неформальное образование, культивируемые виды спорта, образовательная среда учреждения.Похожие статьи
Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе
В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...
Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города
В статье рассматривается необходимость учета теоретических и методологических основ физической подготовки юных футболистов при построении процесса образования детей в комплексной спортивной школе и их влияния на формирование образовательной среды учр...
Роль детского спорта в процессе социализации личности
В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...
Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города
В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...
Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...
Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения
В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Похожие статьи
Развитие вариативных форм неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовательной среды учреждения.
Разработка модели среды неформального образования детей и взрослых с использованием ресурсов и возможностей детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматриваются особенности вариативного подхода к построению процесса неформального образования детей и взрослых через разработку модели среды неформального образования в комплексной спортивной школе и его влияния на формирование образовате...
Педагогическая модель неформального образования детей и взрослых в детско-юношеской спортивной школе
В статье рассматриваются особенности педагогической модели процесса неформального образования детей и взрослых через внедрение вариативных форм неформального образования в детско-юношеской спортивной школе и ее влияния на образовательную среду учрежд...
Теоретические и методологические основы физической подготовки юных футболистов в условиях комплексной спортивной школы малого города
В статье рассматривается необходимость учета теоретических и методологических основ физической подготовки юных футболистов при построении процесса образования детей в комплексной спортивной школе и их влияния на формирование образовательной среды учр...
Роль детского спорта в процессе социализации личности
В статье представлены подходы к изучению социальной роли детско-юношеского спорта как фактора социализации личности. Детский спорт рассматривается как социальное явление интеграции человека в социальную систему общества. Особое положение в материале ...
Интеграция формального и неформального образования детей и взрослых на примере детско-юношеской спортивной школы малого города
В статье рассматриваются возможности интеграции формального и неформального образования детей и взрослых на базе детско-юношеской спортивной школы закрытого административно-территориального образования. Представлены методологические и теоретические о...
Психологическая безопасность образовательной среды детско-юношеской спортивной школы
В статье рассматривается возможность создания определенного качества психологических условий для субъектов образовательной среды детско-юношеской спортивной школы, способствующего их позитивному личностному развитию. Представлены методологические и т...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...
Об актуальных проблемах подготовки современного творческого педагога дошкольного образовательного учреждения
В статье рассматриваются специфические педагогические и психологические особенности подготовки будущих специалистов дошкольного образования к инновационной профессиональной деятельности. Выделяются смысловые аспекты, характеризующие процесс творчеств...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...