Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

V международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, июнь 2014)

Дата публикации: 02.06.2014

Статья просмотрена: 21974 раза

Библиографическое описание:

Коновалова, О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения / О. В. Коновалова. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Т. 0. — Челябинск : Два комсомольца, 2014. — С. 35-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/104/5815/ (дата обращения: 16.11.2024).

Совершенно особое место в жизни ребёнка занимает игра. В процессе игры ребёнок живёт, действует, как окружающие его взрослые, герои любимых сказок, персонажи полюбившихся фильмов. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности.

Дидактическая игра — деятельность, организуемая в процессе обучения с целью развития познавательного интереса за счет эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых явлений, процессов. В результате проведения такой игры формируются конкретные знания, а так же соответствующие умения и навыки по их творческому использованию у ее участников.

Одним из основных показателей полноты решения той или иной научной проблемы является четкость, а также однозначность понятийного аппарата. Это относится и к термину «дидактическая игра». Обилие разных названий для явлений, в сущности одного порядка и назначения, никоим образом не обогащает саму игровую деятельность и, скорее всего, объясняется отсутствием педагогически целесообразной классификации игровой деятельности. Проанализируем существующую классификацию игр и на её основе произведем уточнение используемых терминов. Следует отметить, что в дидактике до сих пор нет единой классификации дидактических игр, причем почти каждый исследователь дает свою систематизацию. Существующие классификации выделяют два типа игр: естественные игры и искусственные игры. Под естественными играми понимают игры, в создании которых человек не принимает участия. Это игры высших животных и игры детей на ранней стадии онтогенеза. Искусственные игры являются продуктом творчества людей, который создан для достижения самых различных целей. Существующая в настоящее время теория естественных игр является фундаментом для создания теории искусственных игр. В то же время, при дальнейшей систематизации игр исследователи придерживаются различных подходов, исходя при этом из различных оснований для классификации.

Наиболее полная систематизация игр представлена в работах Пидкасистого П. И. и его учеников [5]. По этой классификации игры подразделяются на классы результативных и детских игр. Трудно согласиться с расположением результативных и детских игр, так детские игры также могут завершаться количественным результатом. Другим недостатком данной классификации является то, что в ней не определено место символических игр.

Рис. 1. Классификация дидактических игр

В настоящее время имеется ряд классификаций, проводимых по разным основаниям. Одни за основание берут место включения дидактических игр в учебный процесс и показывают роль игровых элементов для отработки определенных умений и навыков, другие считают основанием классификации мотив деятельности, третьи — функции, выполняемые дидактическими играми при изучении конкретного предмета.

Так, Смагина Л. И. и Трускавец В. В., принимая за основание время включения в учебный процесс, подразделяют игры на:

-        игры-минутки;

-        игры-эпизоды;

-        игры-уроки.

Баранов А. А., Ляпина Г. А., Сторонин М. В. за основание классификации принимают функции, выполняемые дидактическими играми в учебном процессе. Так, Ляпина Г. А. подразделяет используемые в учебном процессе игры на дидактические и сюжетные. Сторонин М. В. делит дидактические игры на две группы [6]:

-        подготовительные;

-        творческие;

В учебном процессе важен характер той деятельности, который обусловлен игрой. Селецкая Е. Э. предложила классификацию, в основание которой положен характер деятельности дошкольника. Характер деятельности определяется дидактической задачей. В данной классификации выделены [6]:

-        репродуктивные дидактические игры;

-        частично-поисковые;

-        поисковые;

-        творческие без элементов ролевых;

-        творческие с элементами ролевых.

Репродуктивные дидактические игры предполагают наличие образца в решении дидактической задачи, и подражание ему в процессе работы. Познавательная деятельность направляется на закрепление отдельной суммы знаний с целью выработки необходимых умений и навыков. Частично-поисковые дидактические игры, хотя и основываются на имеющихся знаниях, способствуя превращению их в умения и навыки, но их содержание может включать и элементы поиска, они содержат усложненные задачи. В ходе работы дошкольники производят несколько логических операций, включаясь в небольшой поиск.

Характерной особенностью поисковых дидактических игр является еще большее усложнение учебных задач, включение дошкольников в деятельность, предполагающую элементы исследования. Творческие дидактические игры предоставляют дошкольнику самостоятельность. При выявлении причинно-следственных связей и зависимостей дошкольник имеет возможность самостоятельно раскрыть некоторые стороны изучаемых явлений, углубляясь в содержание своей познавательной деятельности.

Проблема классификации дидактических игр, является важной проблемой педагогической теории и практики. Классификация дидактических игр предполагает возможность их системного применения в учебном процессе. Для представления методического разнообразия применения игр в учебно-воспитательном процессе, а также упрощения процедуры их выбора для включения в структуру занятий, игры целесообразно различать по наиболее характерным приведенным признакам.

Литература:

1.                 Валлон В. От действия к мысли. М.: Имма-Пресс, 1999. — 238 с.Первый источник.

2.                 Веклерова Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников. Обнинск: Светоч, 1998–87 с.

3.                 Выготский Л. С. Собрание сочинений. Т.3. М.: Педагогика, 1997. — 453с.

4.                 Менчинская Н. А. Проблема учения и умственного развития школьника: Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989. -224с.

5.                 Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников.-М.: 2008.

6.                 Урунтаева Г. А. Дошкольная психология / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2001. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, учебный процесс, дидактическая задача, дидактическая игра, игровая деятельность, классификация, Ляпин, основание, основание классификации, познавательная деятельность.

Похожие статьи

Методические аспекты постановки целей обучения

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик

Проблема определения понятия и признаков организованной преступности как объекта криминологического исследования

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Понятие и содержание частных криминалистических теорий

Методологические основы педагогической эргономики

Методологические основы понятия творческой активности школьников

Похожие статьи

Методические аспекты постановки целей обучения

Методологические основы коммуникативного метода обучения

Особенности психологической оценки эффективности работы специалистов: обзор подхода, методов и методик

Проблема определения понятия и признаков организованной преступности как объекта криминологического исследования

Методические основы анализа конкурентной среды, измерения концентрации и силы рынка

Технологии проблемного обучения как средство формирования и развития универсальных учебных действий учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей в отечественной теории и практике

Понятие и содержание частных криминалистических теорий

Методологические основы педагогической эргономики

Методологические основы понятия творческой активности школьников