Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы информационной культуры междисциплинарных технологий в будущей профессиональной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Абдулаева, П. З. Курсы по выбору в области мультимедиа-технологий как элементы информационной культуры междисциплинарных технологий в будущей профессиональной деятельности / П. З. Абдулаева, Х. С. Абдулаева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 263-265. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5306/ (дата обращения: 17.10.2024).

Модернизация высшего образования, прежде всего, связана с глубоким обновлением его содержания. Действующие учебные планы и программы в вузе, несмотря на их постоянные корректировки, в значительной степени отражают информационно-экстенсивный подход к формированию содержания образования и командно-административный стиль управления учебным процессом. Они не учитывают этапов общекультурного и профессионального развития личности специалиста, ориентируют обучение в вузе на предметно-разобщенную подготовку в ущерб целостному развитию личности будущего специалиста, не стимулируют студентов к самообразованию, ограничивают возможности учета региональных особенностей.

Приведение содержание высшего образования в соответствие с его уровнями и ступенями профессиональной подготовки, с принципами и задачами новой развивающей школы требует реализации множества идей, одной из которых является информатизация образования, предполагающая широкое и непрерывное внедрение и использование Инфокоммуникационных технологий (ИКТ) с выходом на единую систему информационного обеспечения образования.

В настоящее время в соответствии с Государственным Образовательным Стандартом высшего профессионального образования для студентов медицинского вуза введены курсы «Высшая математика и основы информатики», «Медицинская информатика» и «Основы алгоритмизации и составление программ». Эти курсы занимают важное место в формировании элементов информационной культуры будущего врача [1]. Курс «Высшая математика и основы информатики» является базой, обеспечивающей внедрение ИКТ в систему подготовки современного врача. При изучении разделов этих курсов у будущего врача должна быть сформированы элементы информационной культуры, основа знаний и комплекс умений и навыков, необходимых для широкого применения средств ИКТ, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.

Курс «Высшая математика и основы информатики» имеет блочную (модульную) структуру:

-          первый блок предусматривает выравнивание знаний студентов в области информатики и формирование компьютерной грамотности;

-          во втором блоке предусматривается формирование базовых знаний студентов в области информатики и на их основе пользовательских навыков работы с современным прикладным программным обеспечением: текстовыми процессорами, графическими редакторами, системами управления базами данных, электронными процессорами, интегрированными пакетами прикладных программ, экспертными системами, пакетами программ, связанных с компьютерными телекоммуникациями.

Важнейшим компонентом обеспечения курса информатики является компьютерное программное обеспечение. Его составом во многом определяется эффективность курса.

На лекциях студентов знакомят с основными понятиями информатики, предметом, целями и задачами этой науки, историей развития вычислительной техники, основными устройствами современного персонального компьютера и обработкой различной информации на нем, перспективами развития средств новых ИКТ, системным и прикладным программным обеспечением персонального компьютера, использование компьютера как средство автоматической обработки информации, с системами программирования, применением компьютера для решения задач в предметной области, компьютерными средствами коммуникации.

Практическая часть курса предполагает выполнение компьютерного практикума, цикла лабораторных работ с целью формирования умений и навыков по обработке числовой, текстовой и графической информации на персональном компьютере с помощью прикладного программного обеспечения, знакомства с элементами программирования, компьютерными коммуникациями, а также применение персонального компьютера для решения задач в предметной области..

Новые ИКТ позволяют воплотить на практике реальную интеграцию учебных дисциплин, найти точки соприкосновения между общеобразовательными и специальными дисциплинами и, тем самым, осуществить интеграцию различных образовательных областей и идею междисциплинарных связей. Таким образом, в фокусе образования оказалась методологическая подготовка студента не только по каждой отдельной дисциплине, но и их интеграция с использованием ИКТ.

Реализация междисциплинарной технологии в профессиональной подготовке студентов медиков с помощью одного этого курса невозможно. Поэтому для решения этой задачи нами предлагается система курсов по выбору.

Исходя из социального заказа общества и системного анализа, можно предлагать в качестве таких курсов следующие курсы по выбору:

1.      Социальная информатика.

2.      Компьютерная коммуникация.

3.      Мультимедийные технологии в медицинском образовании.

На сегодняшний день курс информатики в большей степени рассматривает вопросы, связанные с компьютерной обработкой и использованием информации, оставляя за бортом важнейшие философские и социальные вопросы. Нельзя ограничивать информационные процессы рамками вычислений и пассивного получения или преобразования информации. Такие процессы сложны и многообразны. Важно научить будущих специалистов это понимать.

Одним из перспективных решений этой проблемы является изучение социально-гуманитарных аспектов информатики. Такими аспектами занимается социальная информатика — наука о закономерностях и формах движения информации в обществе, которая возникла на стыке нескольких научных дисциплин: информатики, социологии, психологии и философии, а её появление обусловлено необходимостью изучения процессов информатизации общества и их влияния на роль и условия существования человека [2].

Предлагаем основные разделы курса по выбору «Социальная информатика»:

1.      Информационные ресурсы.

2.      Информационный потенциал общества.

3.      Информационное общество.

4.      Человек в информационном обществе.

Курс «Компьютерная коммуникация» раскрывает формирование, содержание и особенности коммуникации на основе коммуникационных технологий. Становление в информационном обществе все более взаимосвязанной, быстро меняющейся информационной среды поставило перед человечеством ряд новых социальных проблем: сложность адаптации, возрастание информационных потоков, необходимостьвыбора и ориентации в них, виртуализация межличностного общения, компьютерные преступления в сфере электронной коммуникации, воздействие на массовое сознание электронными СМИ и средствами компьютерной коммуникации и др.

В этих условиях возросло значение информационной культуры личности и общества в целом в области компьютерной коммуникации. С особой остротой встал вопрос о сочетании таких регуляторов информационной деятельности человека и общества в сфере компьютерной коммуникации как свобода, безопасность, ответственность, толерантность, нравственность, самоограничение, проявляющихся в новых методах, подходах и механизмах взаимодействия в системах «человек-человек», «человек-компьютер» и «человек-компьютер-человек».

Особое значение этого курса связано с тем, что сегодня Россия предпринимает существенные усилия по созданию единого информационного пространства всей страны и его интеграции в мировое информационное пространство, по преодолению отставания от развитых стран мира в сфере ИКТ.

Учебная направленность курса «Компьютерная коммуникация» связана с изучением студентами основных тенденций формирования современной системы компьютерной коммуникации, ее проблем и способов их решения, с получением практических навыков осуществления студентами компьютерной коммуникации, и ее оптимального использования в сфере своих профессиональных интересов.

В курсе раскрываются предпосылки развития компьютерной коммуникации, ее особенности и сущностные характеристики, современное состояние средств и возможностей компьютерной коммуникации в России, проблемы и перспективы ее дальнейшего развития.

Компьютерные коммуникации наравне с простым общением на бытовом уровне позволяют реализовать образовательные междисциплинарные проекты, содержащие наряду с материалом учебного назначения также и элементы научных исследований. Эти средства позволяют осуществлять дистанционное обучение и открытое образование.

В настоящее время системы мультимедиа представляют собой самостоятельную инфраструктуру информационной индустрии, продукты которой находят всё большее применение в социальных, экономических, образовательных и других сферах деятельности человека. Этот факт положил начало новому этапу развития современных инфокоммуникационных технологий.

Особенно большую роль играет применение мультимедиа в медицине, в частности, демонстрация случаев из клинической практики при обосновании строения, положения и формы тех или иных структур. Методики объемного моделирования органов и структур позволяет визуализировать их динамическое изменение в процессе функционирования. Это дает возможность не просто демонстрировать студентам статичные кадры, но и эффективно использовать в процессе обучения динамическую смену и обозначения структур (презентации, анимация), фрагменты видеосъемок анатомических, гистологических структур, клинических случаев [3].

Использование мульмедийных технологий:

1.      Позволяет индивидуализировать учебный процесс.

2.      Повышает эффективность обучения.

3.      Помогает интенсифицировать обучение.

4.      Повышает мотивацию учения.

5.      Создает условия для самостоятельной работы.

6.      Способствует выработке самооценки у обучаемых.

7.      Создает комфортную среду у обучаемых и обучающихся.

Основанная цель курса по выбору «Мультимедийные технологии в медицинском образовании» — формирование у будущего врача элементов информационной культуры, основ знаний и комплексов умений и навыков, необходимых для широкого применения средств инфокоммуникационных технологий, соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности.

Литература:

1.                  Абдулгалимов Р. М. Формирование готовности студентов медицинских вузов к использованию информационных технологий в профессиональной деятельности. Автореф. Дисс…. Канд. пед. наук. — Ставрополь. — 2000. — 23с.

2.                  Гулякин Д. В. Методическая система обучения социальной информатике в школе. Автореф. Дисс…канд. пед. наук — Ставрополь. — 2004. — 20с.

3.                  Чайкина Г. В., Бобров А. Ф. Информационные аспекты разработки систем поддержки принятия решений в профессиональной психофизиологической диагностике // Информационные технологии. — 1999. — № 1.

Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная коммуникация, курс, Высшая математика, информационная культура, информационное общество, персональный компьютер, будущий врач, высшее образование, медицинское образование, предметная область.

Похожие статьи

Концептуальные основы общих общеобразовательных программ на основе использования информативных коммуникационных технологий как условие формирования общих компетенций

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и внеучебной деятельности образовательного учреждения

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий

Похожие статьи

Концептуальные основы общих общеобразовательных программ на основе использования информативных коммуникационных технологий как условие формирования общих компетенций

Аспекты и подходы к обучению иностранным языкам и культуре в рамках социокультурной компетенции

Дистанционное обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий

Интегрированные уроки как средство формирования функциональной грамотности обучающихся в процессе работы с заданиями разного уровня сложности

Проективные умения как компонент профессиональной компетентности будущего специалиста в области дошкольного образования

Модель интеграции курса «Информатика и ИКТ в профессиональной деятельности» и внеучебной деятельности образовательного учреждения

Роль и содержание курса «Математическая логика» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров по направлению подготовки «Математика и компьютерные науки»

Возможности внеурочной деятельности по английскому языку как средство реализации ФГОС нового поколения в условиях интеллектуальной лингвистической школы

Изучение дисциплины «Профессиональные средства подачи проекта» в процессе обучения студентов направления подготовки «Дизайн архитектурной среды»

Проектно-технологическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности будущего учителя технологий