Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Данилович, Т. Г. Нравственное воспитание старших дошкольников посредством краеведческого компонента / Т. Г. Данилович. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5335/ (дата обращения: 19.12.2024).

Ключевые слова: краеведение, социальная адаптация, среда, формы работы, опыт.

С момента рождения человека начинается его взаимодействие с внешней средой, возникает способность к приспособлению. Многообразные, индивидуальные приспособления возникают в условиях естественной жизни или вырабатываются человеком специально, преднамеренно Комплексно и в то же время нетрадиционно решить поставленные задачи по социализации у детей старшего дошкольного возраста помогает целенаправленная работа по краеведению, интеграция различных видов деятельности и проектный метод.

В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребёнка, его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, т. е. начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни — наиболее благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, так как детские образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь.

В дошкольном возрасте начинают развиваться те черты характера, которые незримо связывают маленького человека со своим народом, своим городом, своей страной. Возможности для такого воспитания заложены в народных песнях, музыке, играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях людей, среди которых живёт ребёнок. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для более сложных социальных чувств.

Мы живем в замечательном городе, и хочется вырастить из каждого малыша истинного лесосибирца, любящего свой город, знающего его достопримечательности, умеющего в нем ориентироваться, понимать и ценить красоту его архитектуры, освоившего культуру поведения, способного грамотно рассказать об увиденном.

Совместно с родителями мы запустили проект «Мой город на карте», который включал в себя несколько этапов:

-       беседы о родном городе и людях, прославивших его;

-       рассказы на исторические темы;

-       работа с картой города;

-       экскурсии по городу, в музей леса; просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы, фотоальбомов; игры наших родителей;

-       детские работы на тему «Мой город»; совместные работы детей и родителей;

-       создание мини-музея.

Мероприятия в рамках проекта: КВН для родителей «Знатоки родного города»; интегрированное занятие «Енисей».

Принципы проекта следующие:

1.                  Реализация задач всестороннего развития детей.

2.                  Проведение работы в разных видах деятельности — учебной, бытовой трудовой, игровой.

3.                  Работу начинаю с ближнего окружения, постепенно горизонты расширяю.

4.                  Особое внимание уделяю индивидуальной работе с детьми.

Подробнее хочется остановиться на наиболее значимых этапах проекта.

В нашей группе стало традицией отмечать праздник День города. Это мероприятие и подготовка к нему расширяют детский кругозор, решают задачи эстетического воспитания и детского творчества.

В работе по ознакомлению детей с городом помогают родители. Для закрепления знаний совершили экскурсию по городу. В качестве домашнего задания родители сделали фотографии, совместные с детьми рисунки. На основе собранного материала появился альбом «Мы и наш город». Затем появился альбом «Где я бывал, что видал» (фото и рассказы детей об отдыхе в других городах).

В нашей группе открыт мини-музей. Здесь собран материал о нашем городе. Игры созданные детьми и их родителями, художественная литература о нашем городе, крае, стихи местных поэтов, карты, макеты, загадки, считалки. Иногда мы приглашаем родителей, детей других групп и проводим для них экскурсию (в роли экскурсовода — ребёнок). Родители помогают экспонатами (рассказы о них) — самодельные плетеные коврики, вязаные салфетки, деревянные ложки, плетеные корзинки, фотографии с видами г. Лесосибирска, книжки о городе.

Так появилась благотворительная акция «Из бабушкиного сундучка», а точнее из прабабушкиного сундука, т. к. многие родители детей ещё молоды и для них самих многое открытие.

Деятельность музея способствует приобщению детей к культуре своего народа, воспитанию патриотизма и любви к родному краю, городу.

Через музеи люди выражают свое отношение к историческому наследию. Одним из разделов является ознакомление с государственной символикой России: каждый город имеет свой собственный герб, где пытается вместить: героические страницы истории; те профессии и ремесла, которыми он исстари славился; уникальные природные объекты, то чем город гордиться.

Человек, не знакомый с традициями, историей и культурой своего народа, — человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего и будущего. Поэтому нужно как можно раньше начинать приобщать детей к национальной культуре, воспитывать у них любовь и уважение к своей малой родине.

Основные термины (генерируются автоматически): город, родитель, ребенок, родной город, родной край, социальная адаптация, художественная литература.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов

Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов

В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.

Похожие статьи

Формирование экологической культуры и социализация личности дошкольников посредством организации эколого-оздоровительных походов

Нравственное воспитание старших дошкольников путем ознакомления с традициями и культурой русского и татарского народов

В статье авторы рассматривают связь культуры народностей и нравственного воспитания детей, как важной составляющей воспитательной части детского сада и дома.

Краеведческая деятельность как средство формирования нравственной культуры младших школьников

Краеведение — школьная дисциплина которая способствует решению воспитательных и образовательных задач в школе. На уроках краеведения в начальной школе важно воспитывать нравственность учащихся, в частности путем использования регионального компонента...

Современные подходы к организации работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

Рассматривается процесс нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Показана система деятельности педагога дошкольного образования с использованием современных подходов в нравственном и патриотическом воспитании старших дошкольников. Описан ...

Взаимодействие педагогов и родителей в нравственно-патриотическом воспитании детей младшего дошкольного возраста

Рассматривается процесс интеграции педагогов дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) дошкольников в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей. Показана схема взаимодействия, включающая различные уровни...

Педагогические способы интеллектуального развития младших школьников

Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования

В статье раскрываются педагогические условия формирования у школьников представлений о родном крае в процессе использования краеведческого материала. Рассматриваются формы и методы реализации краеведческого образования во внеурочной деятельности.

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Формирование экологической культуры школьников на уроках естествознания

В статье раскрыта проблема взаимосвязи человека с природой. Рассмотрены игровые технологии как средство формирования экологической культуры младших школьников.

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников (из опыта работы)

В статье авторы делятся личным педагогическим опытом работы по формированию духовно-нравственных ценностей среди воспитанников.