Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине
Автор: Белявцева Лилия Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.06.2014
Статья просмотрена: 3154 раза
Библиографическое описание:
Белявцева, Л. В. Организация взаимодействия детского сада и семьи по воспитанию у дошкольников патриотических чувств к малой родине / Л. В. Белявцева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5857/ (дата обращения: 15.11.2024).
Патриотическое воспитание дошкольников — актуальная проблема в условиях современной России. На сегодняшний момент материальные ценности, стали все больше доминировать над духовными. Дети имеют искаженные представления о гражданственности, патриотизме, милосердии. Воспитание чувства патриотизма у детей дошкольного возраста всегда считалась важной задачей педагогики и это связано, прежде всего, с особенностями возрастного периода, когда начинается процесс формирования духовно-нравственной основы личности ребенка, его отношения к окружающему миру. Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами.
Чувство любви к Родине — это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А будет ли у человека привязанность к родной земле или он отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Дошкольный возраст — важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. В. А. Сухомлинский утверждал, что «детство — каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия». Следуя принципу через малое к большему, базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине — месту, где родился человек.
Воспитание любви к своей малой родине — это многотрудный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. Знакомясь со своей малой родиной — родным городом Старым Осколом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Обращаясь к словам В. А. Сухомлинского: «В сознании каждого человека на всю жизнь запечатлеваются воспоминания детства, навсегда сохраняются воспринятые в детские годы яркие картины, образы» нам, взрослым, нужно все сделать для того, что бы впечатления детства у детей стали истоками любви к родному городу и к людям, живущим в нем, истоками патриотических чувств.
Развитие дошкольника, его социализация осуществляется преимущественно в двух образовательных институтах — семье и в дошкольном учреждении. В семье развитие ребенка проходит стихийно, а в детском саду — упорядоченно. В семье в образовании ребенка участвует довольно обширное социальное окружение, различное по роду занятий, возрасту и другим существенным характеристикам. В детском саду ребенок проводит время в составе группы сверстников, организуемым, как правило, одним взрослым. В семье развитие ребенка проходит в рамках обыденных социальных ситуаций и не ставит перед собой определенной цели-результата. В детском саду ребенка обучают целенаправленно, его образование дифференцировано и имеет целью достижение запрограммированных результатов. Следовательно, семья и детский сад, используя различные подходы к образованию ребенка, могут дополнять друг друга. В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. В ней ребенок получает уроки нравственности, закладываются жизненные позиции. Семейное воспитание носит эмоциональный, интимный характер, оно основано на любви и привязанности. Не случайно основная задача патриотического воспитания — воспитание любви к родителям, близким, дому, детскому саду, малой родине. Таким образом, полноценное решение задач патриотического воспитания возможно лишь во взаимодействии с семьей, под которым мы понимаем обмен мыслями, чувствами, переживаниями, взаимная поддержка. К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относят отношение к родителям как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада. На основе анализа работы ДОУ по патриотическому воспитанию детей выявился факт некоторой отчужденности родителей, расплывчатого представления о понятиях «патриотизм», «гражданственность». Была поставлена цель — вовлечь родителей в процесс патриотического воспитания детей через взаимодействие с детским садом. В детском саду работа по воспитанию патриотических чувств к малой родине ведется с педагогами, детьми и родителями. Работа с педагогами предусматривает проведение мониторинга, организации консультаций: «Гражданственность как интегративное качество личности», «Педагоги и родители –творческий тандем», «Крепка семья — сильна Россия» и др. Педагоги ДОУ с большой самоотдачей приняли участие в смотре-конкурсе патриотических уголков.
Творческой группой педагогов был разработан перспективный план для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Ориентируясь на этот план педагоги, основываясь на лично — ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста используют метод проектов в работе с детьми, выражая свой творческий потенциал.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно установить доверительный контакт между дошкольным образовательным учреждением и родителями, наладить содержательное, эмоционально насыщенное общение между ними. Родители в нашем детском саду не только заказчики и потребители, но и самые заинтересованные, надежные союзники в деле воспитания детей. Родители поддерживают идею совместного приобщения детей к отечественному наследию, необходимость воспитания у детей патриотических чувств. Беспокойство вызывают молодые мамы и папы, у которых такие понятия вызывают некоторое недоумение. Анкетирование лишь подтвердило наше предположение о том, что молодых родителей необходимо просвещать. Для родителей были организованы консультации на темы: «Семейный маршрут выходного дня», «Воспитываем элементы гражданственности», «Как познакомить детей с выдающимся земляком Ерошенко В. Я»., родительское собрание в форме устного журнала на тему: «Учим детей знать, любить и беречь свой город» с использование презентации, изготовлены фотовыставки: «Наш город родной», «Старый Оскол — город воинской славы», «Человек славен трудом», тематические выставки: «Увлекательные путешествия по родному городу», «Все профессии нужны, все профессии важны», презентация «Знатоки родного города» (в форме соревнований двух команд) и др. Самым эффективным решением проблемы явилось проведение просветительской работы молодых родителей через детей. Организация совместных творческих домашних заданий как: придумывание и изображение герба своей семьи, рисование карты микрорайона, в котором живут, изготовление макетов микрорайонов Жукова, Макаренко и др., сбор материала о родном городе, выращивание комнатных цветов для группы и др.- все это помогло по-новому взглянуть молодым родителям на свою малую родину и многое о ней узнать.
Воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважение к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательное отношение к другому человеку. Часть посещающих детский сад детей и их родителей Россия не является Родиной, а Старый Оскол — родным любимым городом. Работа с родителями требует терпения и большого такта, поэтому возможность решения этой проблемы мы видим в осторожном мотивировании родителей: насильно никто не заставляет любить нашу страну, но если эта страна выбрана для проживания их детьми, значит ознакомление с правилами и традициями, существующими в России, в Старом Осколе, позволит их ребенку более успешно адаптироваться к детскому саду сейчас, так и в социуме в будущем.
Зарождая росточки любви к родному городу, очень важно помочь ребенку открыть историческое прошлое родины, рассказать о её защитниках. Без исторических сведений невозможно пробудить интерес детей к Родине, заложить начало патриотических чувств. Педагоги и родители сходятся в едином мнении — в необходимости помнить о тех, кто защищал наше Отечество в суровые времена, в необходимости знакомства детей с подвигом народа во время Великой Отечественной Войны, с традициями празднования Дня Победы. Осмысление законов истории невозможно в столь раннем возрасте. Поэтому особое внимание необходимо обращать на подбор литературных произведений, иллюстративного материала, песенного и музыкального репертуара, способных вызвать у детей чувство сопереживания, подготовить ребенка к осознанию исторических событий. Трудно говорить о войне. Все дальше от нас уходят годы Великой Отечественной войны. Уходят из жизни люди, в памяти которых остались горькие утраты и радости побед. Тема войны не понятна маленькому дошкольнику. Взрослым необходимо отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные и понятные ему. В нашем детском саду в работе по данному направлению в приоритете стали экскурсии и целевые прогулки. Организуя целевые прогулки и педагогам, и родителям важно помнить об опасности эмоциональной адаптации, то есть привыкания к восприятию, что влечет за собой не повышение, а понижение интереса, затухание чувств. Целевую прогулку к памятнику маршалу Г. К. Жукову наши воспитанники вместе с родителями и педагогами совершили в День освобождения города — 5 февраля, где попали на большой праздник, отмечаемый жителями города. Наши воспитанники пришли на праздник с цветами, чтобы возложить их к подножию памятника. Такие экскурсии прививают детям навыки гражданского поведения у священных для народа мест. В День Победы празднично одетые дети, педагоги и родители нашего детского сада дарили цветы ветеранам и открытки, сделанные своими руками, читали у памятника стихотворения о Великой Отечественной войне. Оскольское телевидение снимало детей на видеокамеру, а потом они увидели себя по телевизору. Все это дало возможность нашим воспитанникам поучаствовать в городских мероприятиях, почувствовать себя частичкой своей родины. Вот такие живые впечатления вызывают яркие эмоции, заставляют сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Полученная на экскурсиях информация, пробуждающая положительные чувства, вызывает и стремление детей к деятельности: желание нарисовать, слепить, поучаствовать в конкурсе, посадить цветы, сделать что- то своими руками. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство родному городу, стране, должны как можно раньше зародиться в сознании ребенка.
Праздники неотделимы от жизни общества. Они вобрали в себя все представления и нравственные ориентиры народа, дающие человеку силу и энергию. Праздники в детском саду — яркие события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая разные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Традиционные праздники для нашего детского сада такие, как «Защитники Отечества», «День Победы», «День матери», «День семьи», «День освобождения Старого Оскола», «Папа, мама, я — дружная семья» после проведения длительной совместной кропотливой работы с родителями по воспитанию у дошкольников любви к малой родине стали проходить с особым чувством, как у детей, так и у родителей и педагогов, и с большим желанием мам и пап самим принять активное участие в них.
Дошкольной возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя открываем и переоцениваем. От того какими глазами ребенок впервые увидит окружающее, что поразило его воображение, что извлек он из общения с взрослыми о событиях современности и историческом прошлом своей Родины, зависит становление личности гражданина. Хотя многие впечатления еще не осознаны им так глубоко, но, «пропущены через детское сердце», значит, останутся в памяти надолго, а может и на всю жизнь. Непосредственное участие родителей в воспитании детей в тесном взаимодействии с детским садом — одно из важнейших условий длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка, направленного на пробуждение патриотических чувств. Детство — то, что дается каждому на очень короткий промежуток времени, то чувство, которое мы с нежностью храним и передаем следующему поколению. Поэтому от нас, взрослых, зависит, будет ли мир на Земле, будут ли дети жить атмосфере тепла, солнца, любви, улыбок, и что именно наши воспитанники пронесут с собой по жизни и передадут своим детям, какими полноценными гражданами своей страны они станут.
Литература:
1. Доронова Т. Взаимодействие семьи и детского сада как средство реализации Федерального государственного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2014. — № 1. — С.49
2. Петрова И. А. С чего начинается патриотизм //Дошкольная педагогика. –2002. –№ 2. — С.5
3. Сухомлинский В. А. Родина в сердце. М. «Молодая гвардия»,1980. — 175с.