Мониторинг готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации по информатике
Автор: Расулова Альфия Сайфулловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.06.2014
Статья просмотрена: 90 раз
Библиографическое описание:
Расулова, А. С. Мониторинг готовности обучающихся к государственной итоговой аттестации по информатике / А. С. Расулова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 179-180. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5866/ (дата обращения: 15.11.2024).
В наше время ценности молодежи, да и вообще всего человеческого населения, совершенно другие, если сравнивать с ценностями человечества прошлых поколений. С каждым поколением молодежь все меньше и меньше ценит настоящее искусство, сотворенное не только их великими предками, но и современниками. И с каждым поколением, люди все позже и позже начинают понимать всю красоту произведений творцов, красящих наш мир и нашу жизнь.
В настоящее время резко выросла информированность детей. Если раньше школа и уроки были источниками получения ребенком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ, Интернет оказываются существенным фактором формирования картины мира у ребенка, причем не всегда положительной. Современные дети мало читают, особенно классическую и художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют истинно культурное образование (театры, библиотеки, музеи) [2].
Что же является причиной такого упадка сознания и духовной красоты детей и всего народа в целом? Причина, конечно же, не одна. Это может быть и низкий культурный уровень в семье, в окружении, недостаточная связь и взаимодействие учреждений образования и культуры и т. д. Но также одной из причин является недостаточный культурный уровень в образовании детей в школе. В период кризисного развития современного общества, когда духовная культура проявляет тенденцию к падению, воспитание духовности подрастающего поколения значительно усложняется.
Естественно, если падает духовная культура всего общества, то и падает культурный уровень и самого учителя и этот уровень, несомненно, нужно поднимать. Но внедрение в систему образования единого государственного экзамена (ГИА) сделала эту задачу и задачу повышения культурного уровня школьников сложно выполнимой. В настоящее время практически все школьные предметы нацелены на ГИА. Учителя вынуждены останавливать больше свое внимание на том материале, который присутствует в ГИА, а иногда и вовсе пропускать некоторые темы. Это еще вытекает и из-за того, что не хватает учебных часов для разбора тем, а учителя обязаны подготовить ученика к сдаче ГИА, особенно по таким предметам как русский язык и математика. В свою очередь школьники воспринимают только ту информацию, которая нужна на экзамене, а любой другой материал просто не хотят изучать.
Существуют проблемы в том, что обучающиеся не видят взаимосвязь, многомерность нашего мира, не умеют переносить знания на практику. Знания, которые дети получают в школе, должны пригодиться им в жизни, они должны уметь их применять. А на деле получается, что те знания, которые учащиеся получили в школе, нужны только для сдачи ГИА и это рассуждение самих учащихся, причем уже с младших классов.
С другой стороны, требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Но та же современная система образования поставила жесткие рамки, как для учителя, так и для ученика, что на формирование развитой личности у первого не хватает времени, а у второго — желания. И это я считаю проблемой.
Выходом из данной ситуации некоторые учителя предлагают интегрировать предметы литературы, изобразительного искусства и музыки, что поспособствует формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в обществе, в природе и мире в целом. Но школьники не будут воспринимать эти предметы по отдельности или вместе, так как не раз слышала от учеников вопрос: «Зачем мне это надо? Этого нет в ГИА». И опять мы пришли к том, с чего начинали. Дети хотят ходить, изучать и интересоваться только теми предметами, которые им нужны для сдачи ГИА. Остальное им не интересно, а если и интересно, то не остается времени на изучение.
Чем старше класс, тем дети более заинтересованы не только в восприятии такой информации, но и в самостоятельном поиске связи искусства и математики, в результате чего проводят колоссальную исследовательскую работу. И пусть таких детей в классе не много, я уже считаю это достижением. Что же касается класса в целом, то ученики на таких уроках становятся более раскрепощенными. Они умеют вести дискуссию, как групповой, так и двусторонний диалог. В результате этого:
- происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление и интеллект;
- воспитывается уважение к праву каждого человека иметь свою позицию, свое мнение;
- ученик пытается «нарисовать» единую картину мира.
Для подтверждения положительных результатов следует отметить следующее:
- высокая активность на уроке;
- большинство учащихся (до 90 процентов) выполняет домашние задачи, не являющиеся обязательными;
- считают математику интересным предметом.
Таким образом, значимость взаимосвязи искусства и математики в развитии культурной личности очень высока. Конечно, таких уроков не должно быть много, так как мы не должны забывать, какую роль играет в ГИА системе образования, а оно играет пока главную роль. Но интегрированные уроки с искусством проводить надо, потому что нельзя забывать, что школа берет на себя основную нагрузку в развитии личности ребенка, в формировании его отношения к жизни, наполнении его знаниями, умениями, навыками [4].
Литература:
1. Балонова М. Г. Искусство и его роль в жизни общества, (учебное пособие), Нижний Новгород, 2007.
2. Борисова Е. Г. Культура, ее значение в жизни человека и общества, Ульяновск, 2004.
3. Волошинов А. В. Математика и искусство. М., Просвещение, 1992 г.
4. Сухаревская Е. Ю. Технология интегрированного урока. «Учитель», 2003 г.