Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов
Автор: Корнева Ольга Сергеевна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 13.06.2014
Статья просмотрена: 650 раз
Библиографическое описание:
Корнева, О. С. Деятельностный подход как основа формирования профессиональной компетентности экономистов / О. С. Корнева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5868/ (дата обращения: 15.11.2024).
Ориентация на новые государственные образовательные стандарты ВПО требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия, приближения изучаемых тем к реальной жизни и поисков путей решения возникающих проблем.
Деятельностный подход, опирающийся на работы Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и развитый в трудах Б. Ц. Бадмаева, В. В. Давыдова, И. И. Ильясова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, Д. Б. Эльконина и др., является законченной теорией учения, признанной в мире.
Деятельностный подход к жизни вообще является значительным достижением психологии. Он основан на принципиальном положении о том, что психика человека неразрывно связана с его деятельностью и деятельностью обусловлена. При этом деятельность понимается как преднамеренная активность человека, проявляемая в процессе его взаимодействия с окружающим миром, и это взаимодействие заключается в решении жизненно важных задач, определяющих существование и развитие человека. По Леонтьеву, знания никогда не существуют сами по себе, они всегда являются элементом какой-то деятельности, умений, навыков, а человеческая жизнь это совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей [1].
Согласно этому подходу целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела. П. Я. Гальперин в своих исследованиях поставил вопрос: для чего человек учится? И ответил: для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого узнать, как это надо делать. Таким образом, конечной целью обучения является формирование способа действий, а знания должны стать средством обучения действиям [2].
В последнее время в стремлении повысить познавательную деятельность обучающихся появилось множество активных методов обучения. Под ними будем понимать совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.
Новый государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования устанавливает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе и компьютерных деловых игр, с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий при подготовке специалистов экономического профиля, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 20 % аудиторных часов.
Метод компьютерных деловых игр является перспективным направлением в системе высшего профессионального образования. Деловая игра в определенном смысле является репетицией будущей профессиональной деятельности. Установлено, что при лекционной подаче материала усваивается 20 % информационного материала, в то время как в деловой игре 90 %. Согласно современным исследованиям, человек запоминает 10 % из того что слышит, 50 % из того что видит, и 90 % из того что делает сам. Значение деловых игр в подготовке специалистов экономистов трудно переоценить, так как возможности отрабатывать управленческие навыки в реальных условиях у студентов весьма ограничены. Ни одна производственная практика не сможет обеспечить студенту реальной возможности принятия экономических решений, получить навыки управления, показать комплексную картину деятельности предприятия и место в ней каждого элемента системы управления.
Задача внедрения компьютерных деловых игр в учебный процесс подготовки экономистов в университете сводится к выполнению двух условий. Первое, готовность педагогов к применению информационных технологий в преподавании экономических дисциплин и переходе от традиционных лекционно-семинарских занятий к компьютерным игровым технологиям обучения. Второе, определиться с выбором компьютерной деловой игры, максимально отвечающей требованиям основной образовательной программы подготовки специалистов.
В Сахалинском государственном университет при подготовке специалистов экономического направления этот выбор был сделан в пользу деловых игр серии «БИЗНЕС-КУРС», предназначенных для высших учебных заведений экономического профиля, курсов подготовки и переподготовки управленческих кадров, а также — для самообразования лиц разных категорий. Они позволяют развить навыки управления, получить конкретные знания по широкой тематике, связанной с финансово-хозяйственной деятельностью предприятий. Компьютерные деловые игры серии «БИЗНЕС-КУРС» разрабатываются совместными усилиями лаборатории имитационного моделирования и деловых игр Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ им. М. В. Ломоносова и ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса» [3].
Деловая игра «БК:Максимум» включена в вариативную часть профессионального цикла основной образовательной программы и предназначена для студентов старших курсов. Методика проведения деловой игры состоит из 3 этапов. Первый — предварительная подготовка участников игры включает в себя лекционное изложение материала о том, что представляет собой данная компьютерная деловая игра, знакомство с основными правилами функционирования фирмы и рынка. На этом же этапе формируются мини-группы по 2–3 человека, каждая из которых руководит своей фирмой по производству и реализации продукции, конкурируя с другими командами на рынке готовой продукции. Члены каждой команды распределяют между собой обязанности по управлению фирмой. Один из членов команды должен стать Генеральным директором фирмы, а остальные — его заместителями по производству, маркетингу и финансам. Задача команды — эффективно управлять предприятием в течение всего игрового курса. Это означает, что надо достигнуть как можно большего значения игрового рейтинга к концу игрового курса, а до этого не стать банкротом.
Второй этап — игровой — включает в себя самостоятельную работу команд по принятию управленческих решений по производству и реализации продукции. В течение первого года игры (максимальная продолжительность курса — 73 условных месяца, то есть 6 лет плюс еще один месяц) команды должны надежно уяснить маркетинговую идеологию управления, то есть анализировать соотношение спроса и предложения и свою рыночную позицию, а уже на этой основе осознано изменять цену, неценовые факторы спроса, объем производства и уровень запаса сырья. Особенно важно, что программа «БК:Максимум» предоставляет богатую информацию о текущем положении дел на предприятии и внешнем окружении. После тщательного анализа этой информации, фирма принимает управленческие решения на текущий месяц и дает команду компьютеру на переход к следующему месяцу. Компьютер на основе математической модели, учитывающей огромное количество внутренних и внешних факторов, рассчитает результаты месячной деятельности предприятия и формирует отчетность [4].
Программа «БК:Максимум» позволяет глубоко прочувствовать сущность финансового менеджмента, науки об управлении финансами компаний. Пользователю придется решать проблемы, с которыми сталкиваются финансовые менеджеры на практике: выбор направления долгосрочных инвестиций; выбор источников финансирования долгосрочных инвестиций; управление оборотными активами и, в первую очередь, денежными средствами. Наиболее важным в игре является рынок готовой продукции, где предприятие вступает в конкуренцию с другими командами (фирмами), участвующими в игре. Инструментами конкуренции (факторами спроса) в игре служат цена и качество продукции, расходы на рекламу, уровень комиссионных по сбыту, а также предоставление покупателям рассрочек оплаты приобретенной продукции.
Третий этап — завершающий — заключается в подведении итогов, распределении мест и анализе игрового рейтинга. Интегральная оценка эффективности, называемая игровым рейтингом, строится на основе трех главных показателей: годовая чистая прибыль — чистая прибыль, полученная предприятием за последние 12 месяцев игры; годовая рентабельность собственного капитала — процентное отношение годовой чистой прибыли к среднегодовому собственному капиталу; рыночная цена акции. На этом этапе необходимо обратить внимание на ошибки команд, проанализировать причины их успехов и неудач на разных стадиях игры, предоставить слово представителю каждой команды о стратегии, которой придерживалась их фирма в конкурентном соревновании, выслушать предложения и пожелания по методике проведения игры.
Таким образом, в процессе компьютерной деловой игры формируются профессиональные компетенции, приближенные к реальной профессиональной деятельности, развиваются умения работать в команде, образуется ответственность игрока за принятые решения. Кроме того, можно получить достаточно полную картину профессиональных и личностных качеств участников, их готовности к руководящей деятельности, к решению практических задач управления предприятием.
Литература:
1. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев 2-ое изд. — М. 1977
2. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: учебное пособие / П. Я. Гальперин. — 4-е изд. — М.: Книжный дом «Университет», 2007
3. О деловых играх серии «Бизнес-курс» // Сайт компании ООО «Высшие компьютерные курсы бизнеса», 1997–2012. — (режим доступа: http://www.vkkb.ru)
4. Тимохов А. В., Тимохов Д.А, Компьютерная деловая игра «Бизнес-курс:Максимум»: учебное пособие. — М.: Издательство Московского университета, 2011.-426 С.