Особенности психодиагностики в профессиональном образовании
Автор: Сагдиева Марина Маратовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 22.06.2014
Статья просмотрена: 4444 раза
Библиографическое описание:
Сагдиева, М. М. Особенности психодиагностики в профессиональном образовании / М. М. Сагдиева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 251-254. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5873/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается проблема психодиагностики в профессиональном образовании. Дано общее понятие психодиагностики различных исследователей. Проанализированы подходы отечественных и зарубежных авторов. Рассмотрены некоторые методики психодиагностики в профессиональном образовании.
Профессиональная диагностика личности используется во многих областях, в частности, психодиагностические методы являются ключевыми в работе практического психолога. Мы считаем, что психодиагностика обеспечивает эффективное усвоение учебных знаний, нового теоретического и практического опыта. Умственное и личностное развитие ребёнка в современном обществе во многом зависит от психологической диагностики. Многие учёные исследовали психологическую диагностику личности, но прежде чем перейти к понятию психодиагностика, нужно определить, что такое личность.
Е. В. Андриенко считает, что личность как категория психологии обозначает включённость человека в общественные отношения. Личность является субъектом отношений, сознательной деятельности и устойчивой системой социально значимых черт человека. В своих исследованиях автор обратил внимание на то, что применительно к личности человека, диагностика связана с выявлением определённых особенностей, черт, способностей человека, выступающих в качестве соответствующих признаков и примет. Диагностика личности, по её мнению, может осуществляться на трёх уровнях: симптоматическом, этиологическом и типологическом [1].
Симптоматический уровень проявляется в наиболее ярких внешних признаках или внешних проявлениях какого-либо качества человека. Этот уровень является наиболее простым по той причине, что позволяет выявить особенности личности без использования специальных методик. Симптоматический уровень основывается на изучении психологом социального проявления человека.
Вторым уровнем диагностики является этиологический уровень, на котором учитываются не только наиболее яркие признаки, но и причины их возникновения. К причинам возникновения могут относиться наследственность, семейное воспитание, влияние социальных факторов и события из прошлой жизни.
Третий уровень диагностики личности — это типологический. На этом уровне учитываются симптомы, причины, а также определяется место и значение всех полученных данных о личности. Этот уровень диагностики является универсальным, так как любого человека всегда можно отнести к какому-либо типу [1].
Э. Ф. Зеер дал своё определение психодиагностики — это область науки и практики в психологии, которая направлена на распознавание психологических особенностей и различий людей и социальных групп. По его мнению, чтобы психодиагностика соответствовала требованиям профессионального развития личности, необходимо создание особой ситуации развития — специфической системы отношений педагога-психолога и обучаемого, которая обязательно должна характеризоваться открытостью и доверительностью. Исследовав проблемы профессионального образования, автор считает, что юность и взрослость являются периодом самоутверждения себя в социальной и профессиональной деятельности. Также он указывает на то, что в процессе многоплановых деятельностей личность продолжает своё развитие, но для одной социально — профессиональной группы ведущую роль играет учебно-профессиональная деятельность, для вторых — профессиональная, а для последней группы важна социальная, спортивная и бытовая деятельность [2].
По нашему мнению, психодиагностическая ситуация развития личности должна включать в себя такие моменты, как:
- создание педагогом-психологом внутренней мотивации саморазвития и самосовершенствования субъектов;
- данные, полученные при диагностике, ориентированы на обогащение представлений обследуемых о себе;
- в ходе применения диагностики, предусматривается активное участие членов группы в обсуждении и проектировании профессионально — психологического профиля личности, а также участие в обработке полученных данных и их интерпретации;
- при проведении диагностики личности, используются такие техники, как: беседы, тренинги, консультирование и др.;
- соблюдается принцип «презумпции и невиновности», заключающийся в том, что наряду с наиболее вероятной гипотезой учитывается и противоположная;
- психодиагностика личности должна быть направлена на комплексную оценку личности специалиста;
- повторная диагностика социально — профессиональных метаобразований личности уже через 2–3 года становится основой психологического сопровождения профессионального роста и карьеры специалиста.
Психологическая диагностика является психологической дисциплиной, которая разрабатывает методы выявления и изучения индивидуальных психологических и психофизических особенностей человека. Цель психодиагностики — сбор информации об особенностях человеческой психики. Также психодиагностика включает в себя область психологической практики, работу психолога по выявлению разнообразных качеств, психических и психофизиологических особенностей, черт личности.
Е. В. Андриенко считает, что любая диагностика связана с прогнозом, который строится на умении понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что определяет основные направления развития на основе прошлого и настоящего. Часто у человека возникают проблемы, связанные с необходимостью выявления у него тех или иных индивидуальных особенностей и прогнозов на их дальнейшее развитие [1].
Например, уже в юношеском возрасте человеку нужно правильно определиться с выбором профессиональной сферы, чтобы избежать многих ошибок. Выбор профессии должен основываться на возможностях и способностях человека, ведь если человеку интересно, чем он занимается, а главное, у него это хорошо получается, то результаты его деятельности будут намного выше и качественнее, чем у тех, кто руководствовался другими мотивами, такими как мода, высокая оплата труда.
Рассматривая профессиональную диагностику личности, мы сталкиваемся с термином «профессиональное самоопределение».
Профессиональное самоопределение является длительным и развивающимся процессом, который включает в себя две составляющие: развитие профессиональной деятельности человека, выбор его жизненного пути и формирование его индивидуальных особенностей, а также творческое развитие человека. Мы можем выделить несколько стадий профессионального самоопределения: основополагающей является выбор профессии и профессиональное обучение, далее идёт творческий вклад в развитие деятельности и самореализация в ней, и заключающая стадия — передача профессионального опыта другим людям.
Подбор методов диагностики, по мнению Э. Ф. Зеера, основывается на адекватном понимании профессиональной деятельности и научно обоснованном представлении о внутреннем мире личности. Профессионально — психологический профиль является одним из простейших вариантов упорядочения профессионально значимых параметров личности специалиста. В зависимости от задач психодиагностики подбираются методики, позволяющие выявить уровень развития профессионально важных характеристик специалиста, такие как: базовые компетентности, ключевые компетенции и метапрофессиональные качества. [2]
Я. С. Сунцова выделяет четыре стадии, в процессе которых личность находится на различных уровнях профессионального самоопределения:
- Неопределенная профессиональная идентичность: индивид не имеет четких представлений о карьере, выбор жизненного пути не сделан, задачи по самоопределению не поставлены.
- Навязанная профессиональная идентичность: имеются сформированные представления о профессиональном будущем, навязанные посторонними, не являющиеся самостоятельным выбором.
- Мораторий (или же кризис выбора) профессиональной идентичности: осознание проблемы выбора профессии, поиск её решения.
- Сформированная профессиональная идентичность: определены профессиональные планы, принято самостоятельное решение [5].
По нашему мнению, наличие адекватных средств диагностики учебных достижений и формирования профессионально значимых личностных качеств у студентов и выпускников является ключевым моментом в процессе подготовки будущих специалистов в области педагогики и психологии.
Несмотря на педагогические склонности и способности, у личности, которая собирается связать свою профессиональную деятельность в сфере педагогики, должно присутствовать такое качество, как педагогическое призвание. Психологическими снованиями педагогического призвания, по нашему мнению, выступают, прежде всего, отождествление себя с представителями педагогической профессии, интерес и стремление ответить на вызовы педагогической деятельности, ценностное отношение к компонентам педагогической деятельности, признание коллегами и учащимися, связь личностного и профессионального развития с педагогической профессией.
Мы согласны с М. И. Кряхтуновым, который, рассматривая вопрос педагогического призвания, остановил своё внимание на характеристике педагогической профессии. Он выделил несколько психологических компонентов: личность учителя, личность другого человека, взаимодействие, предметное знание и опыт [4].
1. Личность учителя. Учитель должен ориентироваться на себя, особенности своей личности, чтобы ясно, чётко, доступно, с пониманием изложить и обеспечить успешно усвоение материала учащимися. Ориентируясь на себя, он может прояснить сложные для него вопросы в данной предметной области, обнаружить свой интерес, энергию и стремление продвигаться в том или ином направлении. Когда учитель открывает свои основания выбора преподаваемого им учебного предмета, создаются условия для возникновения и усиления интереса учащихся к данному предмету.
2. Личность другого человека. Педагогическая профессия является сугубо диалогической, поэтому другой человек выступает для педагога как цель его деятельности, объект, результат и в то же время ориентир для изменения сознания и поведения учителя.
3. Взаимодействие. Оно является следствием диалогической природы педагогической деятельности. С помощью интеракции педагог решает задачи и достигает цели своей профессиональной деятельности. Учитель, замечающий других людей, внимательный к их реакциям, воспринимается ими как понимающий, чуткий, заботливый педагог, что вызывает в собеседнике желание идти на встречу, быть более открытым, откровенным.
4. Предметные знания. У педагога должен быть интерес к тому предмету, который он преподает. Необходимым является выстраивание определённой последовательности изложения тем, учитель должен понимать как место каждой темы в общей структуре предмета, так и особое значение каждой темы самой по себе.
5. Опыт. Знания, способы мышления, деятельности и понимания, появляющиеся как результат усвоения учебного материала, должны быть применимы в жизни учащегося [4].
Без опоры на психологические качества и способности личности, диагностика и моделирование личностных качеств педагога не будут являться научно-обоснованными. Эта проблема активно разрабатывалась отечественной и зарубежной психологией; а также социальной психологией и социологией личности.
Современная диагностика личности используется во многих областях, в частности, психодиагностические методы являются ключевыми в работе практического психолога и педагога.
Н. В. Зоткин выделяет ряд преимуществ использования специальных психодиагностических методик в профессиональном образовании.
Психодиагностические методики:
1. Позволяют собрать диагностическую информацию за относительно короткие сроки;
2. Дают возможность получения информации о глубинных неосознаваемых психических явлениях;
3. Предоставляют информацию конкретную, т. е. не о человеке в общем, а об его индивидуальных особенностях (об интеллекте, тревожности, самоответственности, личностных чертах и т. п.);
4. С помощью этих методик информация поступает в виде, позволяющем дать качественное и количественное сравнение человека с другими людьми;
5. Информация, получаемая с помощью диагностических методик, полезна с точки зрения выбора средств вмешательства, прогноза его эффективности, а также прогноза развития, общения, эффективности той или иной деятельности человека [3].
Он считает, что правильная оценка и интерпретация результатов психологического тестирования должна основываться на знании того, для какой цели они используются:
1) Психологическая характеристика: особенности познавательных процессов, темперамента, характера, способностей, межличностных отношений, в педагогике, психиатрии и экспертизе.
2) Дифференциация: распределение детей по способностям, диагностика знаний.
3) Профконсультация и профотбор.
4) Выбор способов и приемов психологического и непсихологического вмешательства: консультирование, коррекция и пр., оптимизация процессов обучения и воспитания.
5) Самопознание и саморазвитие [3].
Проводят диагностику с помощью опросников, тестов и анкет, в том числе это могут быть личные беседы, интервью, диагностические игры и т. п.
Тесты, в свою очередь могут подразделяться:
- на вербальные и невербальные;
- на групповые и индивидуальные;
- на тесты личности, интеллекта, специальных способностей, выявления достижений и креативности;
- на тесты скорости и результативности;
- на компьютерные, бланковые, ситуационно-поведенческие,аппаратурные и др.;
- шкалы индивидуальных различий и критериально-ориентированные тесты;
- тесты, определяющие готовность к школе, провотбора и профготовности;
- комплексные и монометрические.
Кроме того, введение компьютерного тестирования относится к новым тенденциям диагностирования, которые не использовались ранее. Этот метод открывает новые возможности в психодиагностических исследованиях.
Следующая группа методик — объективно — манипуляционные. Эти методики основываются на том, что испытуемым предлагаются задачи в форме реальных предметов, с которыми нужно сделать что-либо, например, собрать какой-то предмет, изготовить или же разобрать.
В тех случаях, когда интересы и предпочтения индивида неосознанны и не выражены, рекомендуется проведение психодиагностического обследования. При этом должен учитываться широкий спектр профессиональных требований.
Подводя итоги, хотелось бы сказать, что диагностические методы имеют ключевое значение для профессионализации, профориенации и профконсультации в профессиональном образовании. Для того, чтобы качество образования выпускников различных вузов было выше, необходимо, чтобы самим выпускающимся было интересно то, чем они будут заниматься, а главное, важно определить способности личности к данной сфере профессиональной деятельности. Определить это необходимо ещё на первых стадиях профессионального самоопределения с помощью психодиагностических методов.
Литература:
1. Андриенко Е. В., Социальная психология: Материалы для семинарских и лабораторно-практических занятий: учебное пособие/ Е. В. Андриенко. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. — 341 с.
2. Зеер Э. Ф., Психология профессионального развития: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Э. Ф. Зеер. — 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 240 с.
3. Зоткин Н. В., Основы психодиагностики: учеб. метод. компл. — Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. — 207 с.
4. Кряхтунов М. И., Психологические основания педагогического призвания/ Педагогическое образование и наука: научно-методический журнал — 8-е изд., 2012. — 112 с.
5. Сунцова Я. С., Диагностика профессионального самоопределения: учеб.- метод. пособие/ сост. Я. С. Сунцова. — Ижевск: Издательство «Удмуртский университет», 2009. — 308 с.