Принципы проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов
Автор: Савостьянова Ирина Леонидовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 22.06.2014
Статья просмотрена: 138 раз
Библиографическое описание:
Савостьянова, И. Л. Принципы проектирования методической системы формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов / И. Л. Савостьянова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 246-247. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5903/ (дата обращения: 16.11.2024).
Современное общество характеризуется таким типом экономики, в котором появляются новые формы организации производства и управления, меняется наполняемость профессий и характер взаимодействия между участниками экономических отношений. В этих условиях смещаются акценты в профессиональной деятельности экономиста — профессиональные функции нагружаются созданием информации, а не только ее формальной обработкой и обслуживанием. Проектирование методической системы формирования профессиональной информационной компетентности нацелено на подготовку личности будущего экономиста к результативной профессиональной деятельности, в которой могут быть реализованы потребности самой личности.
Выделение принципов построения методической системы необходимо проводить с учетом тех методических подходов, которые были объявлены нами ведущими при построении системы — это системный и полипарадигмальный подход, представляющий собой концептуальную совокупность множества образовательных парадигм. [1] В соответствии с этими подходами, можно выделить ряд принципов, на которые опирается проектируемая методическая система. Основными из выделенных принципов являются принципы открытости, целостности, гуманистической направленности, адекватности, перспективности, программизации, инструментализации, профессиональной направленности, диалогичности.
Раскроем содержание представленных принципов. Принцип открытости, являясьобщим принципом функционирования тех систем, для которых характерно получение из внешней среды некоторых ресурсов, трансформирующихся и изменяющихся в процессе функционирования системы и приводящих к формированию требуемого результата, обеспечивает возможность методической системе получать информацию и сигналы внешней среды о своем собственном функционировании по отношению к среде. Реакция системы на отрицательную обратную связь позволяет корректировать отклонения от первоначальной цели. В соответствии с этим принципом система приобретает возможность быть готовой к изменениям и дальнейшему развитию.
Сущность принципа целостности заключается в направленности всех элементов системы на достижение результатов системы. Принцип целостности методической системы может подразумевать формирование профессиональной информационной компетентности в единстве и взаимосвязи формирования ее как ключевой, как базовой и как специальной компетентности. [2]
Принцип гуманистической направленности подразумевает субъект-субъектное взаимодействие участников образовательного процесса, учет в процессе формирования ПИК индивидуальных особенностей, направленность на развитие личности будущего экономиста.
Принцип профессиональной направленности подразумевает развитие личности студента, проявляющееся в способности и готовности овладевать как имеющимися, так еще и не имеющимися средствами и технологиями управления информационными процессами. Принцип профессиональной направленности логично подразумевает и направленность деятельности студентов на будущую профессиональную деятельность.
Принцип адекватности подразумевает соответствие направленности методической системы и реального состояния процессов информатизации общества. Принцип адекватности можно также трактовать как учет не только возрастных особенностей, но и начального уровня сформированности профессиональной информационной компетентности студентов.
Принцип перспективности характеризует направленность системы на учет устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии информационного общества, а так же в ориентированности компонентов системы на умственное и общее развитие учащихся. Этот же принцип предполагает возможности прогнозирования результатов деятельности, возможных трудностей и препятствий и путей их успешного преодоления.
Принцип программизиции подразумевает выработку плана, позволяющего достичь необходимого результата с наименьшими затратами, в котором указано общее время, необходимое для достижения поставленного результата.
Принцип инструментализации предполагает готовность материально-технической базы реализации методической системы.
Принцип диалогичности диктует обеспечение взаимодействия между субъектами образовательного процесса, а так же возможность обеспечения гибкости обратной связи.
Выделение принципов функционирования методической системы необходимо проводить в соответствии с дидактическими принципами обучения. В настоящее время, в условиях информатизации общества и образования многие дидактические принципы уточняются, дополняются и получают новую трактовку.
Так, принцип научности, являющийся одним из основных дидактических принципов, в свете взглядов на взаимозависимость развития образования и информатизации общества, может означать не только требование научной достоверности фактов и соответствие содержания методической системы современному научному уровню. Принцип научности может подразумевать возможности управления повышением результативности методической системы. Он может еще определять создание у студентов еще на входе в систему верных представлений о профессиональной направленности информационной компетентности.
Принцип системности и последовательности отражает общие закономерности умственной деятельности и требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенном порядке. Он проявляется в требовании системной организации средств и методов формирования профессиональной информационной компетентности бакалавров-экономистов.
Принцип прочности проявляется, прежде всего, в формировании активного использования всех имеющихся знаний для решения информационных задач профессиональной деятельности экономиста. Прочность овладения обобщенными знаниями, умениями и навыками определяет уровень активности и самостоятельности студента в расширении своей профессиональной информационной компетентности.
Принцип активности требует создания условий для целенаправленного осознанного управления формирования студентом собственной профессиональной информационной компетентности.
Принцип непрерывности означает ориентацию на самостоятельное управление формированием студентом собственной профессиональной информационной компетентности.
Принцип модульности определяет основной подход к обучению с помощью модулей, предназначенных для достижения конкретных целей.
Понятие междисциплинарной интеграции шире понятия междисциплинарных связей. Принцип междисциплинарной интеграции расширяет образовательное пространство, в котором студент, многократно применяя знания по каждой дисциплине за рамками самой дисциплины, в новых условиях, развивает умения применять знания в профессиональной деятельности.
Принцип инициативности подразумевает нацеленность всех компонентов системы на формирование легкости ориентирования в условиях постоянного развития технологий, способности переносить имеющиеся знания, умения и навыки в новые условия.
Принцип этапности формирования профессиональной информационной компетентности основан на представлениях о формировании как процесса усвоения знаний, закрепления их в практических действиях и накопления опыта деятельности, ведущего к определенному результату.
Выступая в качестве требований к организации целостного педагогического процесса, принципы направляют методическую систему на развитие личности; обеспечивают соответствие содержания образования современным и перспективным тенденциям развития науки и технологии; обеспечивают так же оптимальное сочетание различных форм организации формирования профессиональной информационной компетентности будущих экономистов; и рациональное применение современных средств и методов обучения на различных этапах формирования профессиональной информационной компетентности; и в конечном итоге соответствие результатов подготовки будущих экономистов требованиям, предъявляемым конкретной средой их профессиональной деятельности.
Литература
1. Осипова С. И., Савостьянова И. Л. Методологические основания в диссертационных исследованиях по педагогике в контексте повышения их качества // Философия образования, — 2013. — № 4 (49)
2. Савостьянова И. Л. Структурные компоненты профессиональной информационной компетентности будущих экономистов // ХVII Международная научная конференция памяти генерального конструктора ракетно-космических систем академика М. Ф. Решетнева: материалы конференции (12–14 ноября 2013 г., г. Красноярск) — С. 508–510 с.