Гамлетовская тема в творчестве русских поэтов (урок с применением ИКТ)
Авторы: Тоесева Марина Витальевна, Олейник Виктория Вячеславовна
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2014
Статья просмотрена: 815 раз
Библиографическое описание:
Тоесева, М. В. Гамлетовская тема в творчестве русских поэтов (урок с применением ИКТ) / М. В. Тоесева, В. В. Олейник. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 258-259. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5927/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сотрудничество учителя информатики с учителями-предметниками на наш взгляд, подчас сводится к обучению предметника пользоваться информационными технологиями (поиск информации в интернете, работа с офисным пакетом, освоение интерактивной доски). В этом, конечно, присутствует большая польза для образовательного процесса, но, по нашему мнению, учитель информатики должен быть «проводником» в лабиринтах информационных технологиях и для педагогов, и для учащихся.
То, как может помочь информационно-технологический инструментарий и взаимодействие с учителем информатики в повседневной работе учителя литературы показано на примере урока по литературе «Шекспир и русская литература».
Далее мы представим алгоритм интегрированных занятий.
Подготовка материалов к уроку педагогами информатики и литературы и использованием ИКТ (составление совместного планирования урока, подбор ЭОР).
Работа учащихся с интернет ресурсами: составление биографической справки о Шекспире, А. Блоке и М. Цветаевой и получение навыка грамотного поиска информации в интернете.
Монолог учителя о Шекспире (с использованием интерактивной доски):
Когда был выпущен первый сборник Шекспира, а произошло это в 1623 году, составители сопроводили его появление следующими словами: «…читайте его и перечитывайте снова и снова, и если он Вам не понравится, это будет печальным признаком того, то Вы сумели понять его». Опасения составителей были напрасны. Весь мир понял его, и вот уже много поколений чтят Шекспира как величайшего драматического поэта.
«Гамлет», без сомнения — самая известная из шекспировских пьес, многократно переведенная на русский язык, послужившая источником вдохновения для многих поэтов и писателей, каждый из которых искал свои ответы на гамлетовские вопросы, у каждого из них был свой Гамлет — от Белинского и Тургенева до Окуджавы и Тарковского.
Ученикам предлагается сделать запись в тетрадь (при наличии мобильного компьютерного класса запись делают на компьютере с помощью программы MS Word):
Тема: «Шекспир и русская литература»
Эпиграф: «Гамлет!». — Белинский.
Монолог учителя о Блоке (с использованием интерактивной доски):
В конце ХХ века красивый юноша из профессорской (как принято говорить, из «приличной» семьи) мечтал стать актером императорских театров. И даже сыграл в любительском спектакле заглавную роль в драме «Гамлет» Шекспира. Молодому человеку не суждено было стать профессиональным актером. Судьба уготовила ему иную роль: юноша станет одним из крупнейших русских поэтов ХХ века. Имя его — Александр Блок. В дневниковых записях Блока есть определение: «Мой Шекспир». Зная досконально всего Шекспира, Блок в разное время и по-разному делал «своим» Гамлета. В год начала 1-ой Мировой войны Блок вновь примерит на себя роль шекспировского персонажа и произнесет: «Я — Гамлет».
Работа учащихся в группах с применением ИКТ по анализу паратекста (изучение наработанной информации на предыдущем этапе с использованием интерактивной доски).
Учащимся предлагается сделать запись в тетради (при наличии мобильного компьютерного класса запись делают на компьютере с помощью программы MS Word):
Александр Блок «Я — Гамлет». (1914 г.). Каков он, Гамлет Блока 1914 г.?
Задания по подсказкам.
1. Выступления учащихся.
2. Работа с интерактивной доской, составление таблицы.
Гамлет А. Блока |
Гамлет М. Цветаевой |
Страдающий |
Страдающий |
Влюбленный |
Любивший |
Затравленный |
Оправдывающийся |
Уверенный в том, что он и Офелия — жертвы «коварства» |
Сомневающийся в том, что он невиновен в смерти Офелии |
Итог:
Гамлет — страдающий, влюбленный в Офелию, затравленный, он — жертва «коварства».
Подсказки (подготовленные заранее учителем).
Подсказка 1.
Найдите в интернете аудиофайл: стихотворение А. Блока «Я — Гамлет» и прослушайте его.
(На доске воспроизводится печатная версия стихотворения.)
Я — Гамлет. Холодеет кровь,
Когда плетет коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.
Тебя, Офелию мою,
Увел далеко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю
Клинком отравленным заколот.
6 февраля 1914
На доске появляется ряд вспомогательных вопросов и заданий для учащихся:
1. Определите тему стихотворения.
2. Выполните задания (письменно) и ответьте на вопросы:
а) Какие чувства испытывает Гамлет к Офелии? Докажите с помощью слов из текста.
б) Считает ли Гамлет себя виновным в гибели любимой? Подтвердите текстом, кто жертва?
в) Разберите по морфемам (по частям слова) слово «отравленным», выпишите однокоренные слова: существительное, глагол.
г) Как относится автор стихотворения к Гамлету? Сочувствует он ему или осуждает?
Подсказка 2.
Диалог — беседа, разговор в виде спора кого с кем? Найдите в интернете аудиофайл: стихотворение М. Цветаевой «Диалог Гамлета с совестью» и прослушайте его.
(На доске воспроизводится печатная версия стихотворения.)
Диалог Гамлета с совестью
— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла,- но сна и там нет!
— Но я ее любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
— Гамлет!
На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных бревнах.
— Но я ее любил,
Как сорок тысяч…
— Меньше
Все ж, чем один любовник.
На дне она, где ил.
— Но я ее –
любил??
5 июня 1923
На доске появляется ряд вспомогательных вопросов и заданий для учащихся:
1. Определите тему стихотворения.
2. Выпишите реплики Гамлета и совести по прилагаемой схеме.
3. Проанализируйте стихотворение:
а) Чья реплика звучит первой? Почему?
б) Найдите в первой реплике совести аллегорию смерти, запишите ее.
в) Обратите внимание на знаки в конце предложений.
г) Вторая реплика принадлежит Гамлету. Это почти дословная цитата из трагедии Шекспира. Почему же в начале реплики стоит союз «но», а в конце предложения — восклицательный знак? Назовите чувства, которыми охвачен Гамлет.
д) Третья реплика — реплика совести. Какое чувство надеется пробудить она в Гамлете?
Как это достигается? (Аллитерация). Выделим в строфе эти звуки.
а) Почему четвертая реплика, принадлежащая Гамлету, заканчивается многоточием? (Недосказанность).
б) Пятая реплика совести звучит как утверждение. Чего? (Знак в конце предложения).
в) Последняя, шестая, реплика Гамлета заканчивается «??». Каким чувством охвачен Гамлет в результате разговора с совестью? (Сомнением, недоумением). Сомнение в самом себе — результат диалога Гамлета с совестью. Но что такое «совесть», как не другое «я» человека? Его «alter ego»?
Кого винит автор в смерти Офелии? Названа ли Офелия хоть раз по имени? Почему? (Отстраненность).
Предъявление продукта (выступление учащихся оформленных с помощью пакета офисных программ) по следующей схеме:
Итак, пред нами два стихотворения. Чем они объединены? (Героем. Темой. Размером стихотворения). Чем отличны? (Пониманием). А каков Ваш Гамлет? Чье стихотворение понравилось больше и почему?
Таким образом, продуктом этого блока занятий станет создание базы материалов по гамлетовской теме в творчестве русских поэтов с помощью использования интернет — среды (литература) и формирование навыка работы в глобальной сети и освоение пакета офисных программ (информатика). Необходимость в подобных уроках при формировании читательской и коммуникативной компетенции, на наш взгляд, требует продолжения.