Защита прав ребёнка как фактор устойчивого развития личности
Автор: Коростелёва Анастасия Андреевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2014
Статья просмотрена: 286 раз
Библиографическое описание:
Коростелёва, А. А. Защита прав ребёнка как фактор устойчивого развития личности / А. А. Коростелёва. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 40-44. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5928/ (дата обращения: 19.12.2024).
В жизни любого общества наиболее уязвимым его членом является ребёнок. Как отмечено в психолого-педагогических исследованиях многих учёных [1, 2, 3, 4], посвященных проблемам гармоничного формирования личности, факторы, способствующие полноценному развитию ребёнка как социально-ориентированного человека, зависят от ряда условий, анализ которых позволяет нам объединить их в основные кластеры:
1. Особенности исторического этапа развития общества;
2. Географическое расположение местности и климатические условия проживания людей;
3. Культурно-исторические ценности и национальные традиции;
4. Житейские правила, общесемейные ценности и традиции;
5. Социальный уровень семьи ребёнка;
6. Этические и эстетические нормы и правила жизни общества;
7. Психо-физиологические потребности личности.
По нашему мнению, защита прав ребёнка — это действия, основанные на личностно-ориентированном объективном своде систематизированных нормативно-правовых и законодательных актов, которые создают все необходимые условия для гармоничного и устойчивого развития личности, не достигшей 18-летнего возраста. Все семь перечисленных нами кластеров являются базисной основой для формирования системы правоотношений в сфере, обеспечивающей гармоничное и устойчивое развитие личности.
Установлено, что в современных исследованиях о защите прав ребёнка, основное значение уделяется проблеме устойчивого развития личности как фактора социальной безопасности и позитивного развития общества. Об этом свидетельствует пункт 5 Федерального образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, описывающий «портрет выпускника школы» [7]:
- осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества
- осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;
- уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;
- осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни.
Воздействуя на личность, общество пытается добиться устранения разрозненности в социальных взглядах, различиях в традиционных устоях, и т. д. Это приводит порой к обострению межнациональных различий, внутренним психологическим и мировоззренческим противоречиям и способствует появлению ментального «разрыва», и как результат, социального «зазора» между личностью и обществом.
Толерантность, гражданская позиция, нравственные устои и социальная ответственность, представленные в пункте 7 ФГОС, можно расценивать только лишь как ориентиры личностных результатов развития [7].
При этом в современной образовательной практике, наиболее важным на наш взгляд, является функциональный подход к решению проблемы развития личности, с точки зрения создания для неё определённой благоприятной среды, обеспечивающей социальную и, соответственно, правовую защищённость ребёнка. Основная идея такого подхода заключается в том, что формирование целей в процессе психолого-педагогического воздействия на формируемую личность, носит характер социальной адаптации ребёнка и напрямую зависит от поставленных задач и методов их решения в рамках заданного правового пространства. Такой личностный подход основан на индивидуальных характеристиках человека, формирование мировоззрения которого происходит в определённых уникальных условиях в соответствии с классификацией кластерной принадлежности. Это приводит к выводу, что перед образовательной системой встаёт важный вопрос о повышении роли дополнительных компетенций в образовательных стандартах, носящих характер социальной адаптации. Решение данного вопроса будет способствовать повышению устойчивости развития и жизнеспособности человека, что в свою очередь приведёт к «сглаживанию» социального «зазора» между личностью и обществом.
В статье 12 Конвенции о правах ребёнка гарантировано право каждого маленького человека свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, затрагивающим его интересы, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью. Однако этой же статьёй оговаривается условие обязательной способности детей формулировать свои собственные взгляды. Формирование этого навыка дополняет целостный подход к развитию человека, который требует, при организации педагогического процесса, ориентации на интегративные характеристики личности. В этой связи сама личность должна пониматься как сложная система, имеющая свою индивидуальную структуру, функции и внутреннее строение [5].
Предлагаемый нами подход, расширяет правовые границы и призван обеспечить равные условия, в том числе и для детей, не имеющих способностей к самовыражению. Дети такой категории особо нуждаются в социальной адаптации, достижение поставленных целей будет способствовать не только их защищённости, но и обеспечит равноустойчивые условия жизни, позволяющие расширить ограниченные возможности.
Изложенные условия предлагаемого подхода и постановка задачи, создают предпосылки разработки особой комплексной методики социально-педагогического воздействия в рамках правового контекста, который с одной стороны обеспечивает условия процесса познания, а с другой стороны, способствует программированию целевых установок, приобретаемых дополнительных компетенций в процессе обучения.
Требования к разработке и уровню освоения комплексной социально-педагогической методики основаны на исследовании и анализе следующих факторов:
1. Возрастной уровень;
2. Физиологические особенности;
3. Социальные потребности;
4. Индивидуальные особенности и характеристики;
5. Целевые ориентиры;
6. Жизненная позиция.
Перечисленные факторы составляют личностную характеристику ребёнка и образуют основу для восприятия процесса познания и адаптации в социально-правовом пространстве.
Российская Федерация, как государство-участник Конвенции о правах ребёнка, обязана обеспечить такую защиту и заботу, которые необходимы для благополучия детей, принимая во внимание права и обязанности их родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону. Именно с этой целью принимаются все соответствующие законодательные и административные меры в нашей стране. Учреждения и службы, ответственные за заботу и защиту прав ребёнка, должны отвечать нормам, установленным компетентными органами, в частности, с точки зрения численности и пригодности персонала, и соответственно компетентного надзора [9]. Таким образом, уровень защиты прав ребёнка в контексте разрабатываемой методики устанавливается в правовых рамках, гарантированных Конституцией РФ прав и свобод человека. Именно этот уровень определяет смысл и содержание законодательных актов, и обеспечивается правосудием.
Следующие требования к разработке и заданному уровню освоения комплексной социально-педагогической методики основаны на исследовании и анализе нормативных источников, которые формируют цели методики и определяют правовые границы образовательного пространства (рисунок 1).
Рис. 1. Основные информационные источники в отношении защиты прав ребёнка, формирующие социально-правовое пространство образовательной среды.
Методика включает две составляющие:
1) социально-правовая ориентация педагогической программы развития личности;
2) интеграционные мероприятия для успешной адаптации в социуме на основе приобретённых навыков и компетенций.
Подход к разработке методики предопределяет такую организацию учебно-профессиональной деятельности учителя, которая позволит:
1. Обеспечить формирование личностных психологических устоев ребёнка к восприятию процесса обучения как неотъемлемой части его жизни;
2. Осознать личностные особенности и ценности;
3. Сформировать социальные, психологические и культурные ориентиры, позволяющие установить компетентностные цели в определённом кластере;
4. Сформировать предпосылки к адаптации в социуме на основе выработанных в процессе обучения навыков.
Целеполагание дополнительных компетенций учащихся в комплексной методике при предлагаемом подходе формируется в следующих направлениях:
1. Педагогическое;
2. Психологическое;
3. Коррекционное;
4. Медицинское;
5. Правовое;
6. Социально-бытовое.
Комплексность методики предполагает дополнение образовательных стандартов не только набором дополнительных социальных компетенций, но и мероприятиями в рамках дополнительного образования.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», в процессе разработки методического обеспечения, социально-правовые механизмы защиты направлены на поддержания прав ребёнка в процессе обучения и воспитания, в том числе и в семье [8]. Таким образом, со стороны образовательного учреждения необходимо обеспечить мероприятия, позволяющие:
1. Контролировать социально-бытовые условия существования детей;
2. Контролировать и осуществлять вспомогательные функции для создания условий получения образования;
3. Обеспечивать индивидуальный подход к развитию ребёнка;
4. Обеспечивать условия для создания органов самоуправления учащихся, основывающихся на делегировании выборных представителей из числа учащихся;
5. Обеспечивать условия социальной адаптации: оформление предметных классов для уроков технологии, рекреационных помещений, досуговых помещений — наглядной агитацией и вспомогательным оборудованием;
6. Обеспечивать в работе педагогического и вспомогательного состава присутствие элементов, способствующих социально-правовому развитию детей;
7. Осуществлять вспомогательные функции для развития способностей ребёнка, т. е. для создания условий обязательной внеучебной деятельности обучающихся по интересам.
Также на базе образовательного учреждения должны быть созданы:
- Родительский комитет (надзорная и вспомогательная функция);
- Объединение учащихся (функция самоуправления и координации);
- Социальная служба поддержки (функция социальной адаптации ребёнка);
- Общественный комитет, включающий специалистов из органов социально-правовой направленности (Союз правовой защиты детства), куда в обязательном порядке входит ответственный по правам ребёнка в образовательном учреждении.
Социально-правовое ориентирование педагога в процессе обучения служит основой для формирования социально защищённого мировоззрения ребёнка. Познание своих прав, обязанностей и основных навыков адаптации к реальным жизненным условиям создают ребёнку уверенность в собственных силах, чувство «локтя» со стороны взрослых, тем самым помогают найти «своё» место в коллективе ровесников и выработать линию поведения, наиболее благоприятную для отдельно взятой индивидуализированной личности.
На уровне образовательного учреждения необходимы действия:
1. Разработка внутренних нормативных актов, регулирующих правоотношения в процессе обучения развития и воспитания ребёнка;
2. Разработка Программы (Положения), предполагающей регулирование и взаимодействие педагогического состава, родителей и учащихся.
В рамках правового поля, обеспечивающего защиту детей в образовательном пространстве на уровне территориально-административного поселения, должны быть созданы:
- Общественный комитет, включающий специалистов из органов социально-правовой направленности;
- Объединение учащихся образовательных учреждений.
При разработке комплексной методики, ключевая роль отводится ответственному по правам ребёнка при учебном заведении. Именно на это должностное лицо возлагается ответственность за наблюдением и коррекцией реализации разработанных методических мероприятий. Основными задачами его деятельности являются [6]:
1. Всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса;
2. Оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека (прав ребёнка);
3. Регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека (прав ребёнка);
4. Обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка (прав человека);
5. Содействие правовому просвещению участников образовательного процесса.
Также педагог, выполняющий функции ответственного по правам детей обязан:
- организовывать разъяснительную работу по спорным ситуациям и инициировать реализацию правового просвещения;
- выступать экспертом по факту соответствия отдельных решений школьной администрации основным правам детей в сфере образования;
- выступать организатором детской инициативы, направленной на правовое просвещение, построение правового пространства в школе, создания правозащитных организаций.
Обязанности реализуются:
1. В отношении родителей:
- создание общественных организаций на уровне образовательных учреждений и административно-территориальных образований;
- организация родительского правового всеобуча.
2. В отношении детей:
- правовой всеобуч в отношении прав ребёнка: ведение уроков права, гражданского образования, проведение тематических классных часов;
- работа детских общественных организаций, построение правового пространства школы, другие формы активизации общественности по защите прав детей.
Основными формами работы ответственного лица по защите прав ребёнка в рамках предлагаемой методики являются:
- индивидуальные и коллективные беседы с учащимися и учителями;
- индивидуальные беседы с родителями учащихся и с родительской общественностью;
- доведение до сведения администрации школы и общественных объединений информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся;
- защита прав конкретного ребёнка и представительство его интересов;
- расследование дел по индивидуальным жалобам детей;
- наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей;
- внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей;
- содействие повышению информированности о правах ребёнка, как самих детей, так и взрослых;
- действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями;
- представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросе соблюдения прав ребёнка.
Структура и содержание комплексной методики, основанной на правовом поддержании устойчивого развития личности ребёнка, действует на основе информационной открытости и гласности в соответствии с Государственной политикой, а также законодательными и нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Социально-педагогический комплекс изначально создаётся с целью обеспечения активного воздействия на результативность своих компонентов, преобразуя их соответственно заданному уровню. Изменение одного компонента комплекса неизбежно вызовет изменения в целом. Таким образом, предлагаемый нами подход, реализуя необходимые условия для педагогического воздействия в особых условиях, обеспечивающих осознание защищённости, открытого восприятия информации в процессе обучения и формирования компетенций, дающих возможность личностного роста и устойчивости в социуме, способствует созданию атмосферы защищённости, повышенного доверия и наиболее психологически полно помогает раскрыться внутреннему потенциалу ребёнка. Мы считаем, что формирование потребностей ребёнка в обучении и целей формирования его компетенций, основаны на тех возможностях, которые для него сформированы правовыми и социально-психологическими условиями образовательной среды.
Подводя итоги сказанному, необходимо сделать вывод, что личность ребёнка, развиваясь под влиянием специально созданных особых условий, обладающих уникальными особенностями правовой защищённости и являющихся организующей силой, совершенствующей приобретение детьми жизненно необходимых навыков и компетенций, будет формироваться с более активной жизненной позицией, обладающей необходимыми навыками правовой культуры. Таким образом, защита прав ребёнка, будет являться основополагающим фактором организации образовательного пространства, обеспечивающим устойчивую координацию и управление психолого-педагогической деятельностью в процессе гармоничного и всеобъемлющего развития личности в рамках правого поля.
Литература:
1. Макаренко, А. С. Цель воспитания: Учебное пособие / А. С. Макаренко — М.: Педагогика. — 1984 г.
2. Макаренко, А. С. Сочинения в 7 томах / А. С. Макаренко — М.: Академия педагогических наук РСФСР, 1957 г.
3. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / СПб: Питер, 2000 г.
4. Харчев А. Г., Мацковский М. С. Современная семья и её проблемы М.,1978 г.
5. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: Учебное пособие / Л. С. Выготский — М.: Академия, 2006 г.
6. Орлов М. И., Петрович В. Г. 8-летка Уполномоченных по защите прав участников образовательного процесса: от теории к практике. — Саратов: Министерство образования Саратовской области, ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008 г.
7. ФГОС среднего (полного) общего образования, (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413).
8. Федеральный закон № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. (с изм. и доп. от 2013 г.).
9. Ди Меллу, С. В. Азбука преподавания прав человека. Практическая деятельность в начальной и средней школе. / С.В. ди Меллу — Женева: издательство ООН. — 2003 г.