Педагогические условия управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии
Автор: Колбасина Лидия Витальевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
Дата публикации: 04.07.2014
Статья просмотрена: 337 раз
Библиографическое описание:
Колбасина, Л. В. Педагогические условия управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии / Л. В. Колбасина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 37-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5935/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальность выбранной темы исследования определяется
1. Возрастающими требованиями общества к качеству обучения школьников.
2. Необходимостью разработки теоретических основ управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии.
3. Недостаточностью разработки путей и средств управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии
Цель: Выявить, апробировать и обеспечить педагогические условия управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии.
Объектом исследования: самостоятельная деятельность школьников в процессе обучения биологии.
Предметом исследования: процесс управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии.
Гипотеза исследования: познавательная самостоятельная деятельность школьников в процессе обучения биологии будет более эффективной, если обеспечить педагогические условия:
1. Установить непрерывную обратную связь со школьниками.
2. Организовать сетевое взаимодействия с родителями.
3. Организовать групповую проектную деятельность школьников в процессе обучения биологии
В соответствии с проблемой, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Анализ состояние проблемы управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии с целью её решения.
2. На основе системного подхода, выявить педагогические условия управления познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии.
3. Осуществление экспериментальной проверки эффективности выявленных педагогических условий.
4. Разработка рекомендаций для учителей средних школ по управлению познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии.
Ключевыми понятиями данного исследования являются понятия Познавательная деятельность и познавательная самостоятельная деятельность.
Познавательная деятельность — это сознательная деятельность школьников, направленная на усвоение программного материала необходимого для дальнейшего обучения.
Познавательная самостоятельная деятельность — это вид учебной деятельности реализуемый без прямого участия педагога, который обеспечивает формирование познавательной самостоятельности школьников.
Изучение данной темы имеет глубокие корни, еще с конца XVIII века самостоятельность учащихся стала рассматриваться в педагогической литературе как один из ведущих принципов обучения. Однако, анализ литературы, посвященной этой проблеме, показал, что единого мнения о сущности этого понятия до сих пор не существует.
На сегодняшний день внимание к управлению познавательной самостоятельной деятельностью у школьников обострилось в связи с не разработанностью комплексного подхода к методике их формирования, предполагающего как корректировку содержания биологического образования, так и методики преподавания курса биологии — методов обучения, уроков, внеурочных и внеклассных занятий.
На основании системного подхода выявлены педагогические условия
1. Установление непрерывной обратной связи со школьниками.
2. Сетевое взаимодействия с родителями.
3. Групповая проектная деятельность школьников в процессе обучения биологии.
1. Установление непрерывной обратной связи со школьниками.
Под обратной связью мы понимаем отношения «учитель — ученик». Учитель должен строить свои отношения с учениками так, чтобы они оказывались наиболее благоприятными для развития их личностных качеств. Чтобы воздействие педагога на ученика было эффективным, необходимо обеспечить не только прямую связь, но и обратную.Для управления эффективным учебным процессом нам необходима постоянная обратная связь с учащимися: как они усвоили новый учебный материал, какие проблемы возникли? Одними опросами домашнего задания на следующем уроке здесь не ограничишься. Необходимо проводить самостоятельные работы, не только с целью контроля, но для мониторинга результативности учебного процесса. Для отслеживания уровня аналитического мышления школьников необходимо подобрать такие технологические инструменты, которые могли бы позволить обеспечить оперативный мониторинг качества полученной учащимися информации, создать оптимальные условия для рефлексии учащихся.
Пути установления обратной связи:
1. Разработка системы усложненных контрольных заданий.
2. Использование средств интернета.
3. Внедрение механизмов само и взаимооценивание.
4. Расширение спектра самостоятельных заданий.
5. Привлечение родителей для оценивания домашней работы школьников.
Обратная связь ученик-учитель может быть либо непрерывная, либо дискретная:
- непрерывная — информация о степени восприятия учащимися учебного материала, поступающая к учителю от каждого ученика непрерывно в ходе изложения, либо трансляции нового учебного материала.
- дискретная — информация о степени восприятия учащимися учебного материала, поступающая к учителю систематически после изучения темы, главы, раздела, курса.
Интенсивность обратной связи должна отвечать принципу оптимальности на каждом конкретном этапе формирования понятия. В ходе изложения нового материала с точки зрения управления познавательным процессом интенсивность должна соответствовать такому контролю, при котором будет осуществляться непрерывная обратная связь, с помощью которой каждый ученик непрерывно информирует учителя о состоянии его познавательного процесса в данный момент времени. Учителю необходимо от контроля перейти к самоконтролю, от оценки к самооценке, это будет новый вид обратной связи, при которой, не проводя контроля знаний, получаем либо непрерывную, либо дискретную обратную связь об усвоении школьниками учебного материала. Для этого учителю необходимо преодолеть психологический «барьер недоверия» к использованию самооценок учащихся. Для этого надо: 1) создать психологические условия управления познавательной самостоятельной деятельностью, способствующих правильной самооценке знаний учащимися; 2) управлять достоверностью самооценки; 3) создать четкую организацию сбора и фиксации самооценок; 4) использовать полученную информацию для полной ликвидации пробелов в знаниях учащихся.
Использование информации обратной связи создаёт возможность практически проводить следующий этап управления — корректирование знаний умений всех учащихся до наивысшего уровня.
Следующее педагогическое условие это сетевое взаимодействие с родителями.
Взаимодействие школы и семьи является одним из необходимых условий успешного воспитания и обучения ребенка.
Сетевое взаимодействие — это совокупность субъектов и организаций предоставляющих друг другу собственные ресурсы с целью повышения эффективности образовательного процесса, который инициализируется и реализуется при активном участии всех субъектов образовательной системы.
Организация сетевого взаимодействия отвечает современным тенденциям современного образования и способствует реализации основного принципа открытости образовательного пространства школы.
Пути сетевого взаимодействия
1. Социальные сети.
2. Школьный портал.
3. Задания для отстоющих школьников.
4. Информирование родителей.
Создан сайт учителя, который выступает средством взаимодействия учителя, родителей, учеников и обеспечивает:
- рост мотивации учащихся к обучению, что положительно сказывается на качестве их знаний;
- сотрудничество педагогов разных школ района и области, что благотворно сказывается на внедрении в образовательный процесс новых технологий;
- помощь родителям в осуществлении контроля и помощи детям в обучении, что сказывается на более успешном усвоении материала и на создании положительного микроклимата в семье, а также на более тесном взаимодействии семьи и школы.
Сетевое взаимодействие способствует реализации системно деятельностного подхода, он предполагает личное включение школьника в познавательную самостоятельную деятельность.
Третие педагогическое условие — это групповая проектная деятельность школьников. Проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности.
Этапы проектной деятельности
1) Возникновение проблемы (планирование);
2) Подготовка к решению;
3) Формирование замысла;
4) Проверка и проработка.
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов. Затем предложенные учащимися темы проектов выносится на обсуждение.
На втором этапе членам группы необходимо договориться о распределении работы и формах контроля работы над проектом. Каждый ученик может вести «индивидуальный журнал», в котором он будет записывать ход работы. Можно вести общий журнал для всех участников проекта.
Формирование замысла необходимое условие успешной работы ясное понимание каждым учеником цели работы и критериев отбора информации. Задача учителя — помочь группе определить эти критерии. Проверка и проработка на этом этапе учащиеся осмысливают полученные данные и способы достижения результата: обсуждают и готовят итоговое представление результатов работы над проектом.
Самостоятельный опыт проектной деятельности ребята получили, готовясь к школьной, районной и областной научно-практической конференции. В настоящее время два школьника принимают участие в фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио» проводимым издательским домом «Первое сентября».
Опытно экспериментальная работа проводилась в естественных условиях КГУ «Зуевская средняя школа» отдела образования акимата Алтынсаринского района Костанайской области. Опытно-экспериментальная работа предполагала проверку условий формирования познавательной самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения биологии в школе, при условии учета индивидуальных особенностей познавательных процессов каждого из учащихся и направленности содержания заданий на развитие их биологического мышления.
Цель опытно-экспериментальной работы: проверить комплекс педагогических условий, способствующих управлению познавательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии.
Опытно-экспериментальная работа включала три этапа:
1. Констатирующий.
2. Формирующий.
3. Контрольный.
Экспериментальное исследование проводилось поэтапно в 7 и 8 классах в разные учебные годы. В эксперименте так же участвовали 2 группы экспертов — учителя школы и родители учащихся. Для проведения эксперимента были разработаны анкеты, тесты и листы наблюдения. Выбраны критерии оценивания.
Анализ данных эксперимента подтвердил правильность выдвинутой гипотезы и дает основания утверждать, что предложенные педагогические условия способствуют успешному управлению позновательной самостоятельной деятельностью школьников в процессе обучения биологии, что позволяет воспитывать человека, способного к самообразованию, духовному росту, самореализации.
Литература:
1. Бухтиярова И. Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. № 2. С.108–115.
2. Данюшенков В. С., Сычкина Л. А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. № 2. С. 19–25.
3. Куликова Л. Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. — Хабаровск: ХГПУ, 2001. — 333с.
4. Монахова Л. Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. № 1. С. 45–52.
5. Горбунова Н. В., Кочкина Л. В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. № 4. С. 21–27.
6. Янковский С. Я. Концепции общей теории информации.— М., 2000