Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала
Автор: Алекинова Ольга Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 10.07.2014
Статья просмотрена: 1032 раза
Библиографическое описание:
Алекинова, О. В. Развитие самостоятельности у дошкольников в процессе создания учебно-дидактического материала / О. В. Алекинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5940/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из задач по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста согласно ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей. Для начала стоит отметить, что подразумевается под самостоятельной деятельностью детей дошкольного возраста.
А. И. Савенков трактует понятие самостоятельность как личностное свойство, которое предполагает:
Во-первых — независимость суждений и действий, способность самому, без посторонней помощи и подсказки, реализовывать важные решения;
Во-вторых — ответственность за свои поступки и их последствия;
В-третьих — внутреннюю уверенность в том, что такое поведение возможно и правильно [2]
Н. А. Ветлугина определяет самостоятельную художественную деятельность детей, которая возникает по инициативе самого ребенка. Мотивы ее возникновения не всегда и не сразу очевидны, и на первый план выступает её спонтанный характер. Также она выделяет, что если выявить мотивы и источники становления этой деятельности, то может, будет найти приемы косвенных воздействий, способствующих развитию детской инициативы. [3]
В деятельности детей по созданию учебно-дидактического материала под самостоятельностью понимается умение ребенком, по своей инициативе изготавливать картинки к сказкам, счетный материал для игры в школу, каталог одежды и др.
Многими авторами самостоятельность рассматривается как общая характеристика регуляции личностью своей деятельности, отношений и поведения. Научные данные свидетельствуют, что к концу дошкольного возраста дети достигают выраженных показателей самостоятельности в игре, познании, труде и в общении. Источником развития самостоятельности личности является опыт. Опыт самостоятельной творческой деятельности снижает у ребенка тревожность, развивает уверенность в своих силах. [1]
Необходимо обозначить структурный подход к самостоятельной деятельности, её сущность. Первоначально у ребенка наблюдается возникновение потребности к самостоятельной деятельности. Безусловно, самостоятельная деятельность ребенка состоит из действий направленных на достижение потребности, цели.
Важной стороной деятельности дошкольников по созданию учебно-дидактического материала являются способы самостоятельных действий детей. Первоначально самостоятельность детей проявляется в выборе художественно — творческих материалов для предстоящей работы, детьми выбираются те материалы, с которыми им нравиться действовать (Аня К. «Я люблю рисовать фломастерами, рисунки получаются яркими и красивыми», Юля И. «А мне нравиться красками и пастелью»). По мере накопления опыта деятельности, дошкольники проявляют самостоятельность по изготовлению учебно-дидактического материала в свободном времени. Они изготавливают материал для реализации своих целей, например: Настя и Даша играли в сюжетно-ролевую игру «Школа», им понадобились карточки с цифрами, карточек в наличии не оказалось. Девочки в уголке для творчества выбрали необходимые материалы и принялись изготавливать карточки с цифрами. Наблюдая за деятельностью девочек, мы отметили, что Настя обводила цифры с помощью трафарета, а Даша с помощью аппликации из пайеток. Таким образом, детская самостоятельность в данной деятельности проявлялась с учетом имеющегося у детей опыта работы с определенными художественно творческими материалами. Также можно отметить, что самостоятельность детей при изготовлении учебно-дидактического материала может проявляться при подсказке воспитателя как лучше выполнить, и ребенок самостоятельно продолжает деятельность, контролируя свои действия.
Как показывает наблюдение, необходимо целенаправленно обогащать художественные впечатления ребенка, развивать навыки ручной умелости, знакомить с различными художественно-творческими материалами. Всё вышеперечисленное является источником проявления самостоятельности детей при изготовлении учебно-дидактического материала.
Безусловно, немаловажным фактором в проявлении самостоятельной деятельности детей в процессе изготовления учебно-дидактического материала является организация целенаправленной образовательной деятельности. Если в процессе организации образовательной деятельности у детей развиваются способы самостоятельных действий (в вырезании, приклеивании, рисовании отдельных элементов и др.), то в дальнейшем они по собственной инициативе в свободной деятельности выражают желание и проявляют интерес к изготовлению учебно-дидактического материала. Поэтому в образовательной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала необходимо расширять знания, умения детей, чтобы они смогли их перенести в самостоятельную деятельность.
Руководство самостоятельной деятельностью детей со стороны педагога необходимо осуществлять косвенно. В первую очередь, чтобы дети проявляли самостоятельность, должна быть создана доступная предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому развитию, т. е. все необходимые материалы должны быть расположены таким образом, чтобы дети без труда могли их взять. Н. А. Ветлугина отмечала: «Использование более широкого ассортимента материалов обогащает изобразительную деятельность детей. Например, хорошо, если кроме гуаши есть для выбора темпера, акварель, рельефная паста, тушь, цветная пастель, если дошкольники работают с тканями, керамической глиной и плиткой, цветной синтетической пленкой. Кроме освоения новых, незнакомых предметов дети открывают для себя новые возможности образного воплощения замысла» [3]
Педагог может рядом наблюдать за деятельностью детей, по необходимости оказывать помощь, для поддержания интереса детей к самостоятельной деятельности. Бывают такие моменты, когда дети встречаются с трудностью в процессе самостоятельной деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала, и если не получают определенной поддержки со стороны взрослого, данная деятельность бросается и ребенок не хочет к ней более возвращаться. Таким образом, получая негативный опыт, самостоятельная деятельность детей по изготовлению учебно-дидактического материала угасает.
Предусматривая самостоятельную деятельность дошкольников по изготовлению учебно-дидактического материала важно учитывать индивидуальный подход, который может выражаться в сотворчестве взрослого и ребенка. Например, педагог создает проблемную ситуацию: «Жители Сказочной страны никогда не видели цветочной поляны. Как мы им сможем помочь?». Дети обсуждают проблему, предлагают нарисовать цветочную поляну. Несомненно, в данный момент, необходимо вмешательство педагога. Педагог предлагает сделать необычную поляну, чтобы на ней были не только нарисованные цветы, но и цветы, вырезанные из ткани, нарисованные с помощью трафаретов и т. д. Помогает определиться каждому ребенку с тем необходимым материалом для изготовления поляны, с которым у него лучше всего, получается, работать и где он сможет проявить свою самостоятельность. Очевидно при грамотной организации самостоятельной деятельности детей, они учатся ставить перед собой цели, достигать их, радоваться своим результатам, получать удовлетворение от деятельности.
Таким образом, можно отметить, ценность самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста по изготовлению учебно-дидактического материала, которая заключается в побуждении их к активной жизненной позиции. Дети проявляют организаторские и творческие способности. Между детьми устанавливаются деловые отношения, они учатся договариваться. Происходит творческое самовыражение каждого ребенка. А также дети стремятся в деятельности по изготовлению учебно-дидактического материала проявлять свою самостоятельность вновь и вновь.
Литература:
1. Бабаева Т. И. Развитие самостоятельности как фактор подготовки детей к обучению в школе/ Т. И. Бабаева // Воспитываем дошкольников самостоятельными: сб. статей. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.
2. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб.: Питер, 2004.
3. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. — М.: Педагогика, 1980.