Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма
Авторы: Полтинникова Елена Владимировна, Козырева Ольга Анатольевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 02.06.2014
Статья просмотрена: 89 раз
Библиографическое описание:
Полтинникова, Е. В. Особенности детерминации системы принципов педагогического взаимодействия в структуре реализации идей здоровьесбережения и гуманизма / Е. В. Полтинникова, О. А. Козырева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 226-228. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5941/ (дата обращения: 19.12.2024).
Теория и практика педагогического моделирования определяет специфические методы и формы изучения и продуцирования педагогических средств, фасилитирующих выявление и решение субъектно-средовых противоречий, являющихся механизмами и ресурсами оптимизации развития и личности, и социальной среды.
Возможности определения системы принципов педагогического взаимодействия в структуре изучения теории и практики современной педагогической науки в спектре ее дисциплин и продуктов, ресурсов и педагогических технологий — немаловажное явление, от качества которого зависит теоретико-эмпирическая база подготовки будущего педагога и, как следствие, своевременное формирование мастерства и профессионально-педагогической культуры.
Одним из направлений современного педагогического моделирования является направление разработки гуманно-личностных педагогических средств в широком понимании данного феномена, определяющего потребности и личности, и общества в структуре выявления, уточнения, детализации, верификации и оптимизации субъектно-средовых противоречий, предопределяющих качество полисистемных отношений и субъект-объектных преобразований в социальной среде. В структуре выделенного направления гуманистической педагогики выделяется область здоровьесбережения, ресурсы и условия использования которой располагают личность к всестороннему анализу проблем и дилемм ведущей деятельности, способствующих устойчивому разлитию личности в условиях сохранения уровня здоровья и, как следствие, качества жизни в микро-, мезо-, макрогрупповых отношений.
Под здоровьесбережением будем понимать ресурс становления личности в структуре полисистемных отношений и субъект-объектных преобразований, определяющий оптимальные условия сосуществования в социуме, рациональный режим питания и восстановления организма, индивидуально-детерминированные и допустимые условия труда и времяпровождения, в структуре которых происходит продуцирование благ, ценностей, средств, ресурсов и прочих структурно-деятельностных, аксиолого-акмеологических компонентов и единиц антропологической среды и ноосферы.
Опираясь на теоретико-эмпирические данные, получены в структуре работы по технологии системно-педагогического моделирования, выделим одну из авторских систем принципов педагогического взаимодействия в структуре планирования и организации деятельности педагога по физической культуре (Полтинникова Е. В., 2014):
I. Принцип формирования потребности в ресурсах и ценностях культуры, детерминируемой в системе качеств и условий здорового образа жизни (ЗОЖ):
- принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий и возможностей педагогического взаимодействия;
- принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия;
- принцип аксиолого-акмеологической основы построения педагогического взаимодействия педагога по физической культуре (ФК);
- принцип единства целей и ценностей, смыслов и формируемых качеств социально-педагогического взаимодействия;
- принцип учёта индивидуальных особенностей личности (возрастных, физических, интеллектуальных) в ресурсах соблюдения практики учета нормального распределения способностей в выборке обучающихся и воспитанников;
- принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в социально-педагогическом взаимодействии;
- принцип единства требований в педагогическом коллективе;
- принцип воспитания в коллективе и через коллектив;
- принцип своевременного формирования культуры самостоятельной работы личности, включенной в активный поиск «я» и оптимальных условий и ресурсов самореализации и самосовершенствования.
II. Принцип верификации и оптимизации высоких достижений в структуре ведущей деятельности педагога и обучающихся:
- принцип здоровьесберегающего акмепроектирования акметраектории обучающегося в структуре занятий физической культурой;
- принцип учета норм и правил, качеств и условий полисубъектных отношений в микро-, мезо-, макрогруппах, предопределяющих качественное продуцирование благ, ценностей, средств педагогической поддержки и пр.;
- принцип рационального, своевременного питания и оптимального восстановления организма в структуре смены видов деятельности;
- принцип формирования потребности в достижениях и победе как атрибутах и ресурсах успешности личности;
- принцип формирования полисистемного понимания детерминируемой проблемы и возможных ее решений;
- принцип формирования самостоятельности и ответственности, активности и сознательности в построении акметраектории становления личности;
- принцип соревнования и состязательности в развитии формируемых и развиваемых структур личности, располагающих и общество, и личность к многовариативному, циклическому решению задач
- принцип единства интеллектуальной, общей и специальной физических подготовок в структуре решения задач и проблем становления личности в структуре ведущей деятельности и хобби;
- принцип ситуативного и многопланового развития личности в выборе направлений и качества формируемого «акме» личности в структуре выбранных и модифицируемых направлений ведущей деятельности (спорт, наука, искусство, культура и пр.).
III. Принцип включения личности в систему непрерывного профессионального образования:
- принцип преемственности современного непрерывного профессионального образования, опоры на предыдущий уровень/звено и полученный социальный и личностный опыт в структуре современного образовательного процесса;
- принцип координации усилий педагогического коллектива и родителей в постановке и верификации качества решения задач и противоречий, непосредственно связанных с личностным становлением, формированием потребностей в самореализации и самосовершенствования;
- принцип своевременного развития личности и гуманно-личностного включения в социально-профессиональные отношения;
- принцип внимательности и координации в работе с родителями и субъектами образовательного процесса;
- принцип субъектного контроля и объективности результатов оценки всех педагогически детерминируемых и исследуемых явлений и качеств, характеристик и ресурсов, условий и возможностей личности и среды;
- принцип ограниченности условиями процесса взаимодействия (время, материально-технические условия, индивидуальные особенности субъектов деятельности, культурологические, информационные, ценностные и т. д.) и др.
Выше отраженные принципы, объединенные в систему принципов педагогического взаимодействия, получены благодаря аналитико-синтетической деятельности и формируемого опыта профессионально-педагогической работы в структуре верификации качества подготовки и получаемого современного общего и профессионального образования. Несомненно, детерминируемая и реализуемая система принципов педагогического взаимодействия в различных условиях полисубъектных отношений будет вариативно изменять структуру и наполнение своих определяемых единиц и модифицируемых и переменных, выделенных в поле идей и моделей гуманно-личностной, здоровьесберегающей педагогики как основы построения современного воспитательно-образовательного процесса, возможности которого расширяются новыми методами, формами, педагогическими средствами и технологиями образовательной и педагогической практики в структуре постановки и решения различных субъектно-средовых противоречий, непосредственно связанных и корректируемых в структуре детерминации и модификации условий педагогического взаимодействия и качества получаемого результата, определяющего специфику и природу продуктивных основ реализуемых методов и педагогических технологий как целостной системы обогащения и личности, и общества.
Качественное решение любых педагогически обусловленных проблем и задач — одно из направлений подготовки будущего педагога по физической культуре в структуре использования технологии системно-педагогического моделирования (О. А. Козырева), реализующей идеи продуктивной самореализации и самосовершенствования, формирования культуры самостоятельной работы и профессионально-педагогической культуры в системе планомерного и своевременного становления личности в условиях непрерывного профессионального образования и труда. Реализация технологии системно-педагогического моделирования в структуре изучения педагогических дисциплин в Новокузнецком филиале (институте) ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» обеспечивает качественную подготовку педагогов по ФК.
Возможности детерминации системы принципов является одним из предлагаемых и выбираемых задач, определяющих качество сформированности как культуры самостоятельной работы педагога, так и возможности формирования его профессионально-педагогической культуры. Статистический анализ результатов практики моделирования систем принципов педагогического взаимодействия — задача, которая в скором будущем будет решена в ресурсах подготовки специалитета и бакалавриата, необходимо будет сравнить значения и специфику построения систем принципов педагогического взаимодействия будущих педагогов по ФК, а также определить оптимальные условия включения студента в систему научно-исследовательской работы в вузе.
Литература:
1. Редлих, С. М. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия / С. М. Редлих, О. А. Козырева // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 1 (5). — С. 27–29.
2. Казакова, С. Л. Особенности организации, направления и принципы воспитания детей (кадетов) в условиях детского дома / С. Л. Казакова, О. А. Козырева // Вестник педагогических инноваций. — № 3 (23). — 2010. — С. 32–45.
3. Козырева, О. А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога / О. А. Козырева // Молодой ученый. — 2010. — № 11 (22). — Т. II. — С. 127–131.
4. Козырева, О. А. Возможность моделирования системы принципов социально-педагогического взаимодействия будущего тренера-преподавателя по хоккею как результат сформированности культуры самостоятельной работы /О. А. Козырева, М. С. Евко, Е. В. Кокорников //Гуманитарное образование: история, традиции, перспективы: сб. науч. трудов.- Вып.2.- Елец: Елецкий гос. ун-т им И. А. Бунина, 2013.- С.43–47.
5. Белоцерковский, С. В. Линейное построение системы принципов педагогического взаимодействия как одна из форм представления ценностей и отношений /С. В. Белоцерковский, И. В. Криулькин, О. А. Козырева //Ероховские чтения. Актуальные проблемы высш. профессион. образования в условиях модернизации: матер. XI межвуз. науч.-практ. конф.- Череповец: ООО «Издательский дом ПРИНТ».- 2013.- С. 174–178.
6. Шварцкопф, Е. Ю. Определение и реализация системы принципов профессионально-педагогического взаимодействия в структуре изучения курса «Учебная практика по туризму» /Е. Ю. Шварцкопф, О. А. Козырева //Проблемы становления профессионала: матер. Междун. науч.-практ. конфер.- Прага: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ», издательский центр «Социосфера», 2013. — С. 28–30.
7. Ельчанинова, Е. Е. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ /Е. Е. Ельчанинова, О. Ю. Похоруков, О. А. Козырева //Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Междун. науч.-практ. конфер.: в 3-х ч. Ч.1.- Уфа:РИО ИЦИПТ, 2014.- С. 171–173.