Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе
Автор: Авдеева Ольга Николаевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2014
Статья просмотрена: 2641 раз
Библиографическое описание:
Авдеева, О. Н. Развитие творческих способностей учащихся основного общего уровня образования на уроках истории, обществознания и во внеклассной работе / О. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5942/ (дата обращения: 19.12.2024).
Сегодня человечество вступило в информационную цивилизацию. Перед всеми государствами в области образования, в полном объеме встала задача формирования гражданского общества и воспитание личности как гражданина. В современных условиях развития российского общества, когда глубокие перемены, происходящие в жизни нашего государства, повлияли на ослабление внимания к патриотическому воспитанию подрастающего поколения, в общественном сознании получили широкое распространение такие явления, как равнодушие, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, эгоизм, цинизм. Современное поколение проявляет интерес к иностранным фильмам, в которых культивируется насилие, презрительное отношение к человеческим ценностям. Оно выбирает зарубежных киногероев, представителей шоу бизнеса в качестве примеров для подражания. Слушает зарубежную музыку, не понимая смысла и текста исполнения, мечтает уехать за границу не только на учебу или работу, но и на постоянное место жительства.
В наши дни особенно остро встает вопрос о новой системе подготовки подрастающего поколения, предполагающей целенаправленное развитие познавательных возможностей школьников, прежде всего, их способности к самообразованию, творческому подходу в решении задач, самостоятельному добыванию новых знаний, к быстрой ориентировке в новой ситуации.
Задача общеобразовательной школы на современном этапе — подготовить гармонически развитую личность, наделенную ответственностью как за собственное благополучие, так и за благополучие общества, чтобы окончив школу, выпускники оказались подготовленными к жизни, к практической работе и дальнейшему самообразованию.
Для выявления уровня развития творческих способностей школьников на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе мною используется тест педагога — психолога Т. А. Шишковец. [5, с.80]
Меня заинтересовала проблема формирования гражданственности и патриотизма учащихся. В связи с этим встал вопрос о необходимости создания еще на уровне 6–7 классов условий для развития творческого потенциала школьников на уроках истории, обществознания и во внеклассной деятельности. Мои многолетние наблюдения как педагога, руководителя школьного краеведческого музея (с 2003 года) и клуба будущих избирателей (с 2008 года) за творческими способностями учащихся, показали, что занятия школьников в клубах по интересам, школьном краеведческом музее, организация экскурсий по историческим местам, местам сражений, участие в творческих конкурсах разных направлений повышают уровень знаний, способствует решению задач патриотического и гражданского воспитания, формируют практические навыки анализа информации, самообучения, умения организовать поиск решений в различных жизненных ситуациях.
Задача учителя истории и обществознания заключается в создании оптимальных условий для успешной организации учебного процесса, развития системы патриотического воспитания учащихся, обеспечивающей формирование активной, гражданской личности, позволяющей проявить каждому ученику на уроках и во внеклассной работе свои творческие возможности, навыки исследовательской деятельности, любящей своих близких, уважающей окружающих, дорожащей честью своей школы, преданной своему Отечеству.
Я преподаю историю и обществознание в 5–9 классах. Мои методические обобщения были представлены на педагогических чтениях, научно-практических конференциях, проведенных мастер-классах для слушателей-учителей обществоведческих дисциплин курсов повышения квалификации Старооскольского городского института усовершенствования учителей. В 2009 году я стала победителем конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».
Используемые мною методы, приемы, формы, средства организации учебного процесса и внеклассных мероприятий прослеживаются в единой системе «урок — внеклассная работа». В образовательном процессе, оказавшем положительное влияние на результаты обучения, внеклассную работу я использую следующие инновационные педагогические технологии:
- технология исторического образования (Ю. Л. Троицкий), позволяющая каждому школьнику на уроке приблизиться к исторической действительности определенной эпохи, высказывать собственную точку зрения;
- игровые технологии обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова), которые характеризуются наличием игровой модели, ролевых позиций, возможностями принятия альтернативных решений;
- проблемно-развивающая технология (Н. Г. Мошкина);
- технология личностно- ориентированного обучения (И. С. Якиманская);
- информационно- коммуникационные технологии;
Ю. Л. Троицкий отмечает: «…технологии традиционного обучения не предполагают развитие у детей творческих начал в поиске объективного исторического знания. В данных системах господствует безусловное применение репродуктивного способа усвоения авторского учебникового знания.Чаще всего перед школьниками лежит учебник, в котором собраны некоторые факты и предлагается определенная их трактовка, объяснения. Деятельность учащихся на уроке чаще всего сводится к чтению и пересказу тех или иных моментов текста. Такой подход не предполагает никакой предметной деятельности» [3, с.46].
По убеждению А. А. Вербицкого «ученик, выполняя игровую роль, вступая в условно-реальные отношения с другими играющими, приобретает опыт как познавательной и профессиональной деятельности, так и соци-альных отношений. В игровой деятельности наиболее развернуто реализуется один из важнейших принципов воспитания — принцип единства знаний и опыта в формировании и развитии личности» [1, с.26].
. И. С. Якиманская в работе «Личностно-ориентированное обучение в современной школе» выделяет следующие «основные позиции личностно-ориентированного обучения:
- личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности;
- образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, интересы, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения» [7, с. 34].
В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки» [7, с.36].
В современных условиях одной из задач образования и воспитания является использование информационно-коммуникационных технологий, которые способствуют позитивной динамике учебных достижений школьников. Опыт работы в школе показывает, что у школьников, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений быстро ориентироваться в бурном потоке информации, создавать учебные презентации, умение выделять главное, обобщать материал, делать выводы.
Современное обучение сегодня трудно представить без мультимедиа (англ.- многокомпонентная среда), которая позволяет использовать на уроках истории и обществознания текст, графику, видео- и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Целью моей педагогической деятельностиявляется выбор оптимальных методов, средств, форм организации учебного процесса и внеклассной работы для развития творческих возможностей учащихся, формирования активной, гражданской личности, преданной своему Отечеству. Школьные курсы истории и обществознания обладают значительным социализирующим потенциалом. Однако, как показывает практика, уроки в традиционной форме не всегда адекватны задачам данных курсов и не обеспечивают эффективную социализацию личности обучающихся. В условиях, когда ученик ставится в позицию исследователя, осуществляет самостоятельный поиск, вырабатывает свое суждение, появляется возможность формирования человека свободного, способного самоопределяться в окружающей действительности. С 5 класса и продолжая далее, я начинаю работу с историческими источниками, мифами, которая способствует углублению и конкретизации знаний, созданию ярких образов и картин прошлого, активизирует процессы мышления и воображения. Изучение темы по истории древнего мира (5 класс) «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» дает возможность ученикам, работая с источниками, познакомиться с личностью Гомера, Генриха Шлимана, с историей Троянской войны, выяснить ее причины, основные события, оценить поступки героев поэм, выяснить, что греки ценили в человеке. Ученикам предлагается ответить на вопросы: 1. Чему посвящена поэма «Илиада»? Почему она так называется? С рассказа о каких событиях начинается? Чем заканчивается? 2. Знаменитая греческая поэма «Одиссея» написана по преданию, как и «Илиада», Гомером. 3. В поэме «Одиссея» рассказывается о десятилетних странствиях Одиссея, возвращавшегося из-под Трои на Итаку. Вспомните, что вам известно о главном герое поэмы. 4. Как погибла Троя? Какую роль в ее гибели сыграл Одиссей? 5. Покажите на карте путь, который предстояло преодолеть Одиссею и его спутникам. 6. Мифы о странствиях Одиссея и др.
Как удивить современного школьника, который проводит массу времени не за книгой, а за компьютером, причем зачастую в позиции активного интерактивного игрока. Важной задачей учителя становится развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации. Развить подобные умения помогает дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время. Л. С. Выготский видит в игре «способ реализации сознательного потенциала ребенка, средство его интенсивного развития. Актуальность применения игровых технологий с годами не становится менее значимой, напротив, из-за перенасыщенности современного школьника информацией, расширения информационной среды за счет телевидения, радио, интернета актуальность игры в настоящее время повышается» [2, с.26]. Дидактическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом с учебно-познавательной направленностью. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляет школьника не просто механически вспоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, отбрасывать ненужное, сопоставлять, оценивать.Большое внимание на уроках истории и обществознания и во внеклассной работе я уделяю групповой самостоятельной работе, которая предполагает выполнение с участниками разных ролей.
Эффективным средством в работе учителя считается исследовательский метод, применяемый на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной деятельности. Цель исследовательского метода — научить школьников самостоятельно осуществлять процесс познания.
По мнению многих специалистов, новые информационные технологии могут сделать революцию в обучении весьма вероятной. Они помогают детям стать более активными и независимыми учениками, позволяют учиться друг у друга и иметь доступ к самому широкому кругу информации.
Анализ исследований показал, что чем старше становятся ученики, тем выше у них качество знаний по предмету, тем активнее их участие в предметных конкурсах, дистанционных олимпмиадах по истории, обществознанию, краеведению, смотрах, внеклассной деятельности по предметам обществоведческого цикла.
Используемые инновационные методики, педагогические технологии, средства, формы, приемы обучения способствуют формированию у детей критического мышления, навыков активного речевого общения, создают условия для возможности учащимся реализовать себя в проектах различной направленности. В последнее время они становятся активными участниками муниципальных социально ориентированных проектов «Я — Россиянин», «Наше время», «Выбор», конкурсов агитбригад, деловых игр, дебатов, брейн-рингов, турниров знатоков, предметных недель по истории, акций «Ветеран живет рядом», «Собери посылку солдату», «Белый цветок», которые помогают развивать их индивидуальные и творческие способности, обеспечивают разумный отдых.
С 2003 года я руковожу школьным краеведческим музеем, в Совет которого входят ученики 7–9-х классов. Под руководством педагога дети готовят выставки, организуют лектории, проводят экскурсии, развивают навыки работы с документацией, фондом музея. В муниципальных этапах недели «Музей и дети» ежегодно школьный краеведческий музей занимает призовые места. Я имею благодарности Старооскольского краеведческого музея «за активную деятельность в области сохранения историко-культурного наследия края и большой личный вклад в развитие краеведческой, музейной и поисковой работы со школьниками».
С 2008 года возглавляю Клуб будущих избирателей «Шаг в будущее», объединяющий учащихся 8–9-х классов, который оказывает немалое влияние на формирование правовой культуры подростков, развитию их творческого потенциала.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что комплексное использование традиционных и современных образовательных технологий в процессе обучения и воспитания школьников, является важным педагогическим условием для интеллектуального, творческого, нравственного развития личности.
Литература:
1. Вербицкий А. А. Педагогические технологии контекстного обучения /А. А. Вербицкий. — М.: РИЦ МГУ им. М. А. Шолохова, 2010. — С.14.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. — М.: 1997. — С. 26.
3. Троицкий Ю. Л. Технология исторического образования / Л. Ю. Троицкий // Преподавание истории и обществознания в школе. -2004.- № 4. — С.46–48.
4. Шевченко Н. И. Педагогические технологии: социализация школьников на уроках обществознания / Н. И. Шевченко. — М.: Русское слово, 2008. — С.127.
5. Шишковец Т. А. Справочник социального педагога / Т. А. Шишковец. — М.: ВАКО, 2005. — С. 79–81.
6. Юдовская А. Я. Критически осмыслить прочитанное / А. Я. Юдовская // Преподавание истории и обществознания в школе. — 2004. — № 10. С.46–50.
7. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М.: 2000. — С.34–37.