Психолого-педагогическая работа по снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта в интерактивной среде темной сенсорной комнаты
Авторы: Форис Ирина Алексеевна, Форис Ирина Алексеевна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
Дата публикации: 02.07.2014
Статья просмотрена: 581 раз
Библиографическое описание:
Форис, И. А. Психолого-педагогическая работа по снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта в интерактивной среде темной сенсорной комнаты / И. А. Форис, И. А. Форис. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 217-219. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5953/ (дата обращения: 15.11.2024).
Психологи, педагоги, медики, изучающие детей с нарушением интеллекта, отмечают, что у них значительно ослаблены социальные возможности личности, низкая потребность в общении, сочетающаяся с дезаптивными формами взаимодействия — отчуждением, избеганием, агрессией или конфликтом (В. В. Ковалев, К. С. Лебединская, В. И. Лубовский и др.). Педагоги и психологи обращают внимание на то, «что самая трудная педагогическая проблема в работе с этими детьми — их социализация. При успешном ее решении значительно облегчается обучение детей с нарушением интеллекта. В дефектологической науке доказана неразрывная связь и взаимозависимость органического дефекта ребенка с нарушением его общения с окружающими и показана роль нормализации общения в коррекции общего психического развития детей с нарушением интеллекта (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, Г. М. Дульнев и др.). [1, с. 8].
Психологами Р. С. Немовым, Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и педагогами И. П. Подласым, В. С. Мухиной, а также в исследованиях ряда работ авторов, которые изучали агрессию, таких как: Р. Бэрон, К. Лоренц, А. И. Захаров, Д. Ричардсон, З. Фрейд, Э. Фром, И. А. Фурманов и др. выявляются мотивы агрессии младших школьников, изучаются ее психологические условия и варианты настоятельно необходимые как для своевременной диагностики этого явления, так и для разработки коррекционных программ, так как понимания младшего школьного возраста отмечается ими как особый период становления личности.
Но, в данных работах недостаточно представлена система методов и приемов, направленных на профилактику и снижение агрессии младших школьников с нарушением интеллекта. Поэтому целью нашей работы являлось исследование особенностей психолого-педагогической работы по профилактике и снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта в интерактивной среде темной сенсорной комнаты.
На основе анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, нами была составлена программа диагностики определения уровня агрессии младших школьников с нарушением интеллекта, которая включала: опросник А. Басса — А. Дарки (А. Басс, А. Дарки); рисуночный тест «Несуществующее животное» (И. М. Сеченов) и проективную методику «Тест руки» (Б. Брайклин, З. Пиотровский, Э. Вагнер).
На первом этапе исследования нами была проведена первичная диагностика (октябрь, 2013 г.), которая позволила определить первоначальный уровень агрессии младших школьников с нарушением интеллекта. Данные исследования первичной диагностики по опроснику А. Басса — А. Дарки показали, что среди испытуемых 90 % имеют высокий показатель раздражительности, 80 % проявляют выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, ругань), у 70 % испытуемых проявляется косвенная агрессия, у 50 % детей наблюдаются оппозиционная форма поведения, направленная против авторитета и педагога, 60 % проявляют физическую агрессию, направленную против других людей, у 40 % испытуемых проявляют недоверие и осторожное отношение к людям, 50 % детей обидчивы, т. е. проявляют зависть и ненависть к окружающим, у 30 % наблюдается аутоагрессия — это чувство вины это отношение и действия по отношению к себе и окружающим.
По проективной методике «Рисунок несуществующего животного» было выявлено, что у семи испытуемых наблюдается неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению. Шесть детей на рисунке изобразили тематическое животное (собаку, льва, букашку, птицу и т. д.), которое показывает отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т. д.). У троих детей наблюдается высокий уровень агрессии, который выражен количеством, расположением и характером углов в рисунке. Также нарисованы прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. На рисунках пятерых испытуемых соответственно пространственному расположению животного наблюдаются элементы «защиты» — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т. е. против старших по возрасту (педагогов); защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; недифференцированная опасливость и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях.
Данные исследования первичной диагностики по проективной методики «Тест руки» позволил нам выявить актуальные и доминирующие потребности, мотивов и конфликтов личности, кроме того, методика позволяет прогнозировать и качественно оценивать предрасположенность личности к открытой агрессии, 40 % испытуемых проявляется агрессия, 60 % имеют необходимость в потребности взаимодействия, в сочувствии и в жалости. 70 % детей ищут поддержки или помощи со стороны другого лица, 20 % чувствуют, что другие должны уделять им время, внимание, разделять ответственность, 30 % отражает неблагополучие личной позиции, трудности личностной адаптации в социуме, у 50 % наблюдается страх, 70 % проявляют тревожность по отношению к окружающим.
На основе полученных данных на втором формирующий этапе эксперимента, была составлена и апробирована программа «Мир добрых людей», направленная на профилактику и снижению агрессии младших школьников с нарушением интеллекта с помощью специальной полифункциональной интерактивной среды темной сенсорной комнаты. Мы считаем необходимым обратиться к идеи космического воспитания. М. Монтессори. По мнению, Монтессори «космос — это целостность мира, его упорядоченность, функциональная гармония. Согласно идеи космического воспитания, ребенок должен получать представления сразу обо всем мире, а не о частностях из научной системы мира» [2, с. 328]. В основе современных систем работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты лежит понимание закономерностей психического развития ребенка как процесса присвоения им общественно-исторического опыта человечества.
Интерактивная среда темной сенсорной комнаты — это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, ненавязчиво заставляет забыть страхи, успокаивает. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, воздействует на все органы чувств человека. На занятиях мы использовали такие методы и приемы работы, направленные на профилактику и снижение агрессии младших школьников с нарушением интеллекта: игровая терапия; ролевое проигрывание моделей желательного поведения в различных жизненных ситуациях; психогимнастика (имитационные игры); релаксационные методики; беседа, обсуждение рассказов, игр и т. п.; танцы, ритмико-телесные упражнения, валяние (телесные релаксации), упражнения на развитие мелкой моторики руки с одновременным развитием артикуляционной моторики, подвижные игры.
Было отмечено, что в ходе занятий дети начинают лучше ориентироваться в ситуации за счет более полного восприятия самой ситуации и партнера по общению. Дети, проявляющие агрессию, становятся эмоционально более чувствительными, вследствие чего появляется гибкость в поведение, умение более успешно выходить из конфликтных ситуаций. Осознание собственного поведения, собственных эмоций и эмоций другого человека дает возможность младшим школьникам выбирать, как договориться с партнером по общению: не только спонтанно действовать, реализуя потребность защитить личные границы и преодолеть преграду, но и сориентироваться, осознать и выбрать адекватную стратегию поведения, удовлетворяющую эту потребность.
На третьем этапе (февраль, 2014 г.) нами была проведена промежуточная диагностика по проективной методике «Тест руки» (Э. Вагнер), с целью определения динамики.
Таким образом, сравнив данные первичной и промежуточной диагностики, мы видим, что один ребенок перестал проявлять агрессию по отношению к окружающим, научился адекватно реагировать на замечания взрослого и старается найти социально приемлемый выход из конфликтной ситуации; один испытуемый перестал испытывать страх.
Итак, в интерактивной среде темной сенсорной комнаты формируются определенные ощущения, развивается восприятие, гармонизируется процесс понимания «картины мира». Интерактивная среда, наполненная различными аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами, помогает создать определенную эмоциональную атмосферу, улучшающую качество жизни, то есть создает определенное настроение и стимулирует положительное общение ребенка как с окружающими людьми, так и с собственным внутренним «Я».
Литература:
1. Тригер Р. Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. — СПб,: Питер, 2008.- 192 с.
2. Баряева Л. Б., Женеров В. Л., Галлямова Ю. С. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: учеб.-метод. пособие. — СПб.: Хока, 2007. — 416