Совершенствование деятельности православной воскресной школы
Авторы: Лодкина Тамара Владимировна, Марченко Любовь Андреевна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2014
Статья просмотрена: 1262 раза
Библиографическое описание:
Лодкина, Т. В. Совершенствование деятельности православной воскресной школы / Т. В. Лодкина, Л. А. Марченко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 189-192. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5965/ (дата обращения: 15.11.2024).
Сложившаяся историческая реальность начала XXI века подводит человека к целостному взгляду на мир, осознанию своего места в нем, освоению духовного опыта человечества. В ежегодных посланиях Президента России Федеральному Собранию отмечается, что сегодня необходимо поддержать институты, которые являются носителями традиционных ценностей и исторически доказали свою способность передавать их из поколения в поколение. Использование потенциала Православия — один из путей духовного возрождения страны, где существенную роль играет воскресная школа, как структурная единица Русской Православной Церкви. Ее предназначение — духовно-нравственное воспитание ребенка, обучение основам православного вероучения, приобщение к литургической жизни Церкви.
За четверть века существования православных воскресных школ в России наблюдается положительная динамика роста количества школ. По состоянию на 1 января 2014 года их в России насчитывается 8,5 тысяч. Численность учащихся достигла 175 тысяч человек.
В авторском толковании современная православная воскресная школа — добровольное, открытое, разновозрастное, вариативное по своему содержанию объединение, имеющее особый уклад жизни согласно годовому календарному церковному кругу, который способствует духовному преображению личности и воцерковлению [3, с. 67; 123].
Говоря о совершенствовании деятельности православной воскресной школы, следует, прежде всего, обратить внимание на то, чтобы не допустить односторонность анализа его результатов и стремиться наиболее широко и разносторонне оценивать деятельность образовательного учреждения. Опираясь на методологическое положение о необходимости выделять главное звено в деятельности, мы полагаем, что таким звеном является эффективность.
Один из существенных моментов исследования проблемы эффективности деятельности воскресной школы — трактовка термина «эффективность», суть которого понимается как способность субъекта достигать определенных результатов, поставленных целей [4, с.1192]. Цель — главное понятие, характеризующее направленность деятельности школы. Реализация цели выступает основным содержанием эффективности деятельности воскресных школ, которая предполагает достижение не любого, а только положительного конечного результата, конкретных качественных изменений. Результативность — основной признак эффективности. Применительно к деятельности воскресной школы речь идет о планировании и проведении тех или иных мероприятий, дающих наибольший эффект. Если деятельность воскресных школ результативная, то она обязательно эффективная.
На наш взгляд, эффективность деятельности школ любого типа — это соотношение целей, поставленных перед ними и результатов их достижения, выражающееся в реальных достижениях. При определении эффективности нужно выявлять не только результативность, но и оценивать всю предшествующую этому деятельность школ.
Следует также сказать, что для достижения высокой эффективности деятельности школ необходимо и наличие в их работе такого свойства как «качество». Качество деятельности школ — это совокупность наиболее существенных свойств (состояний), характеризующих и позволяющих судить о ее достоинствах и недостатках. Оно во многом зависит от отношения педагогов к делу, их профессиональной подготовки и уровня компетенции.
Таким образом, с одной стороны, на качество деятельности школ, а значит и на эффективность, будут влиять профессионализм преподавателей, с другой, обеспечение кадровых, учебно-методических условий, создание материально-технической базы для их деятельности в контексте православной традиции. Изменчивость данной категории имеет принципиальное значение для оценки эффективности деятельности школ.
Известно, что эффективность может быть определена с помощью соответствующих параметров — критериев оценки и показателей измерения.
Под критерием понимают мерило оценки чего либо [4, с.392], то есть такой измеритель, на основе которого можно произвести оценку той или иной деятельности, действия, события, в том числе и эффективности деятельности школ. Но применение критерия позволяет давать лишь самую общую оценку. Конкретной величиной, позволяющей судить о развитии чего-либо, является показатель [4, с.708].
По мнению А. Е. Винокурова, Ю. Е. Винокурова, А. Е. Лодкина, критерии должны отвечать следующим требованиям: стимулировать достижение целей; характеризовать количественную и качественную стороны; давать возможность для объективной оценки; быть универсальными, непротиворечивыми, полными, простыми, доступными. Они считают, что к показателям могут применяться следующие требования: быть едиными, научно-обоснованными; отражать основные результаты деятельности, выражаться в цифрах; быть зафиксированными в формах статистической отчетности; их количество должно быть оптимальным [1].
Попытаемся обозначить критерии оценки и показатели эффективности деятельности православных воскресных школ. При обосновании эффективности деятельности воскресных школ необходимо учитывать количественные и качественные показатели. Количественные показатели оценивают объем выполненной работы. Представление о контурах, предметах и видах методик оценки эффективности дает методика оценки эффективности деятельности воскресной школы (см. табл.1).
Таблица 1
Методика оценки эффективности деятельности православных воскресных школ
Контуры оценки эффективности |
Предметы оценки эффективности |
Виды методик оценки эффективности |
1. Деятельность православных воскресных школ. Внедрение инновационной деятельности. Организация управленческой деятельности. |
Результаты деятельности за определенный период. Обобщение опыта деятельности воскресных школ. |
Комплексная оценка ситуации в школе. |
2. Уровень организации деятельности воскресных школ по развитию православной традиции. |
Условия — наличие помещений для занятий; библиотеки; оснащение учебного процесса программами, учебными пособиями и др. методической литературой; материально-техническое обеспечение. |
Комплексная оценка ситуации в школе. |
3. Качество квалификации и уровень организации труда педагогического коллектива. |
Численность преподавателей.. Повышение квалификации учителей. Четкое распределение функциональных обязанностей. |
Комплексная оценка ситуации в школе. |
4.Приобщение к православной традиции, ее развитие с использованием педагогического потенциала воскресной школы. |
Организация коллективной деятельности. Актуализация личностных ресурсов учащихся. Положительный жизненный опыт. Просвещение. Интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности. Взаимодействие с родителями. Совместная работа со светскими учреждениями. |
Комплексная оценка ситуации в школе. Методика незаконченного предложения. Ранжирование. |
Для определения эффективности деятельности школы используют две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос: Ведется ли в данной школе воспитательная работа в контексте православной традиции? Вторая — дает представление об уровне сформированности и эффективности. Группа критериев факта включает следующие основные показатели: упорядоченность жизнедеятельности школы в соответствии с разработанной концепцией; наличие коллектива единомышленников; восприимчивость к новшествам; создание организационных, психолого-педагогических условий для развития православной традиции. Группу критериев качества характеризуют степень приближенности к поставленным целям; реализация педагогической концепции на основе принципов сотрудничества и сотворчества; система коллективных дел; благоприятный микроклимат школы; наличие устойчивых пространственно-временных отношений; профессионализм педагога; ценности, нравственные ориентиры.
В нашем исследовании также выявлялась готовность воскресных школ (23 школы)воспринимать инновационные процессы извне, которые способствуют развитию православной традиции. За основу взята методика В. С. Лазарева [2].
Таблица 2
Деятельность православных воскресных школ
Школы с высоким уровнем восприимчивости к новшествам, способствующим развитию православной традиции |
Школы со средним уровнем восприимчивости к новшествам, способствующим развитию православной традиции |
Школы с низким уровнем восприимчивости к новшествам, способствующим развитию православной традиции |
74 % школ характеризуется высоким уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств; 53 % школ — высоким уровнем мотивационной готовности; 57 % школ — высоким уровнем технологической готовности; 67 % школ — высоким уровнем организационной готовности. |
21 % школ характеризуется средним уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств; 40 % школ — средним уровнем мотивационной готовности; 33 % школ — средним уровнем технологической готовности; 29 % школ — средним уровнем организационной готовности. |
5 % школ характеризуется низким уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств; 7 % школ — низким уровнем мотивационной готовности; 10 % школ — низким уровнем технологической готовности; 4 % школ — низким уровнем организационной готовности. |
Восприимчивость воскресных школ к новшествам определялась в показателях когнитивной, мотивационной, технологической и организационной готовности (см. табл. 2). В таблице показано, что воскресные школы с высоким уровнем 74 % школ) уровнем когнитивной готовности к восприятию новшеств. Школы с высоким (53 %) и средним (40 %) уровнем мотивационной готовности заинтересованы быть в числе лучших, в качественном улучшении своей деятельности, оперативно реагируют на возникающие в школе проблемы. 57 % школ с высоким и 33 % школ со средним уровнем технологической готовности используют достаточно широкий диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках, ориентированы на полноту и обоснованность их оценки, а также коллегиальность решений о внедрении. 67 % школ с высоким уровнем организационной готовности стремятся регламентировать деятельность по поиску и оценке новшеств, а также принятию решений об их внедрении.
Низкий (5 %) и средний (21 %) уровень когнитивной готовности к восприятию новшеств наблюдается у воскресных школ с низким уровнем восприимчивости к новшествам. Имеют информацию о небольшой части педагогических разработок, не стремясь получить о них детальную информацию. У 7 % школ отмечается низкий уровень мотивационной готовности. Они считают для себя более важным поддержание стабильного функционирования, хотя и ориентированы на внедрение единичных новшеств. Обнаруживается низкий (10 % школ) уровень технологической готовности. Используется узкий диапазон источников и каналов информации о существующих вовне разработках; применяются ненадежные методы оценки новшеств. 4 % школ имеют уровень организационной готовности низкий и 29 % школ средний. Деятельность по поиску новшеств, принятию решений об их внедрении или отказе не регламентирована, организационные структуры для оценки их полезности и выработки решений о внедрении отсутствуют.
К основным факторам, в наибольшей мере обусловливающих недостаточную готовность воскресных школ к восприятию новшеств, способствующих развитию православной традиции, на наш взгляд, относятся низкая включенность педагогов в эту деятельность, негативное влияние окружающего микросоциума, посещение воскресной школы один раз в неделю.
Активность учителей воскресных школ в различных формах инновационной деятельности находится на высоком и среднем уровнях. Наиболее распространено самостоятельное введение новшеств в свою работу, изучение опыта других учителей, школ, участие в дискуссиях, работе конференций и семинаров, встречах с учеными.
Для анализа результатов эффективности деятельности православных воскресных школ нами был использован ряд методик, в том числе «Комплексная оценка ситуации в школе» («КОС»), автор которой — А. В. Гаврилин. Методика «КОС» адаптирована для воскресных школ Т. В. Лодкиной. Она проводилась путем заполнения специального опросника преподавателями и сотрудниками школ (67 чел.) в анонимной форме, что дало более адекватную оценку ситуации. Высказать им свои суждения позволял набор возможных вариантов ответов, чтобы они отразили наиболее типичные проявления реальной действительности.
КОС состоит условно из 5 блоков (5 критериев и 49 показателей, отраженных в вопросах), свидетельствующих о деятельности воскресных школ: I блок «Цели образования и воспитания» (6); II блок «Содержание образования» (9); III блок «Организационная структура» (11); IV блок «Микроклимат» (12); V блок «Результаты учебного процесса» (11). Каждый вопрос оценивался тремя вариантами ответов: соответствие реальной ситуации: 1 — всегда; 2 — часто; 3 — редко; 4 — никогда; желаемое состояние: 1 — всегда; 2 — часто; 3 — редко; 4 — никогда; необходимость изменений: 1 — да; 2 — нет; 3 — не знаю.
На рис. 1 представлены общие итоги комплексной оценки ситуации в школе.
Рис.1. Общая схемакомплексной методики оценки ситуации в школе
Анализ полученных данных наглядно демонстрирует, что по первому, третьемуипятому блоках учителей устраивает не все и есть желающие изменить ситуацию. Относительно второго и четвертого блоков у респондентов ответы положительные.
Таким образом, результаты исследования по методике «Комплексная оценка ситуации в воскресной школе» позволили выявить, что православная воскресная школа работает эффективно: имеет реальный педагогический потенциал; содержание образования соответствует поставленным целям, совместно с руководством планируется и выполняется программа духовно-нравственного формирования личности; педагоги заинтересованы в совершенствовании своего профессионализма. Они имеют общественно значимую цель, чувствуют себя единой командой, внедряют новшества, ориентированы на совместную творческую деятельность, поддержание здорового морально-психологического климата, совершенствование содержания учебно-воспитательного процесса, базирующегося на ценностях православия. Они видят перспективу в развитии православной традиции в школе, повышении своего профессионального роста, что, в конечном счете, способствует духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
Литература:
1. Актуальные вопросы российского права. Сборник научных статей / Отв. ред. Ю. Е. Винокуров. — Вып. 14. — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2009. — 140 с.
2. Лазарев В. С. О национальной инновационной системе в образовании и задачах научного обеспечения ее развития // Педагогика. — 2010. — № 7. — С. 12–20.
3. Лодкина Т. В., Марченко Л. А. Воскресная школа в контексте православной традиции: история и современность. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. — 160 с.
4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 53000 слов / С. И. Ожегов; Под общей редакцией профессора Л. И. Скворцова. — 24-е изд., испр. — М.: ООО Издательство Оникс; ООО Издательство Мир и Образование, 2005. — 1200 с.