Организация практикоориентированного обучения и исследовательская деятельность студентов колледжа
Автор: Солодовник Наталья Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 30.06.2014
Статья просмотрена: 3360 раз
Библиографическое описание:
Солодовник, Н. Н. Организация практикоориентированного обучения и исследовательская деятельность студентов колледжа / Н. Н. Солодовник. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 228-231. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5972/ (дата обращения: 15.11.2024).
Приоритет развития страны на ближайшее время определен созданием инновационной экономики, экономики знаний и технологий. Для решения этой важнейшей задачи необходимы рабочие и специалисты среднего звена высокой квалификации, причем не просто профессионалы, а люди, инициативные, эрудированные, мотивированные на достижение высоких результатов.
На современном этапе в период резкого ускорения научно-технического прогресса, при переходе к постиндустриальному этапу развития общества важнейшими тенденциями являются информатизация, развитие наукоёмкого и высокотехнологичного производства, основанного на широкой автоматизации. Поэтому резко возрастает потребность в практикоориентированных работниках, сочетающих достаточно фундаментальную теоретическую подготовку с умениями и навыками, направленными на обеспечение ремонта и наладки оборудования, его диагностики и текущей эксплуатации, сопровождение автоматизированных информационных систем, выполнение диспетчерских и административно-технических функций, контроль характеристик материалов и качества продукции.
В условиях современного рынка труда система среднего профессионального образования (СПО) претерпела серьезные изменения. В новой обстановке учреждения СПО должны ориентироваться на условия регионального рынка труда. Поэтому на данный момент основной задачей профессионального образования является подготовка уверенного в себе, инициативного, конкурентоспособного, квалифицированного специалиста, свободно владеющего своей профессией и умеющего работать как в команде, так и самостоятельно.
Роль специалистов среднего звена во всех отраслях промышленности и в сфере услуг значительно возросла и будет расти дальше. В сложившихся социально-экономических условиях профессиональное образование является одним из наиболее эффективных путей обеспечения занятости населения, развития качества рабочей силы, подъема экономики и противодействия безработице.
Учреждения среднего профессионального образования, согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, должны создавать условия для подготовки высокообразованных членов общества и высококвалифицированных специалистов, обладающих профессиональными компетенциями.
Под понятием «профессиональная компетенция» понимается готовность и способность выпускников на основе знаний и умений целенаправленно, обоснованно, методически организованно, грамотно и самостоятельно решать соответствующие проблемы и задачи, а также оценивать результаты своей деятельности. Одним из способов решения этих проблем может стать практикоориентированный подход в обучении специалистов.
Под практикоориентированным образованием понимают формирование профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики, а также профессионально-ориентированные технологии обучения, направленные на формирование у будущих специалистов значимых для профессиональной деятельности знаний, умений, навыков, профессионально-важных качеств. Кроме этого практикоориентированное образование связывают с использованием возможностей контекстного изучения студентами профильных и непрофильных дисциплин. Таким образом, основной задачей практико-ориентированного образования является формирование профессионально и социально значимых компетенций в ходе приобретения студентами знаний, умений, навыков и опыта деятельности.
Данную разновидность практикоориентированного подхода называют деятельностно-компетентностным подходом. Такой подход позволяет обучающимся кроме знаний, умений и навыков приобрести опыт практической деятельности. Опыт деятельности является внутренним условием движения личности к поставленной цели, он выступает как готовность этой личности к определенным действиям и операциям на основе имеющихся знаний, умений и навыков. Он включает в себя, кроме учебно-познавательной деятельности, опыт оценочных профессионально и социально значимых видов деятельности.
В настоящее время ускорение научно-технического прогресса и модернизация многих промышленных предприятий обусловили наметившееся сближение функций инженеров и техников.
Возрастание роли аналитической функции, увеличение доли труда, связанного с внедрением и обслуживанием новых технологий, информационно-техническим обеспечением управления, использованием современных методов контроля качества продукции, влечет за собой изменение функций всех категорий работающих.
Поэтому от специалистов среднего звена требуются не только практикоориентированные знания нового оборудования, инструментов и условий выполнения технологических процессов, но необходим системный подход, целостность восприятия профессиональной деятельности. Это свидетельствует об усложнении профессиональных задач, решаемых техником и их приближении по сложности к инженерным задачам.
Использование принципов диалогизма и практикоориентированности при формировании содержания образования и образовательных стандартов позволит сформировать у будущих специалистов навыки диалогического общения, толерантное отношение к мнениям и взглядам коллег, умение выделять проблему из общей ситуации, выбирать оптимальный способ решения, прогнозировать и анализировать результаты, что соответствует критериям профессиональной компетентности специалиста.
В основу реализации данных принципов положены:
- реальные профессиональные задачи, сложность которых возрастает от курса к курсу;
- специфика профессиональной деятельности специалистов, которые работают индивидуально, малыми группами и большими коллективами;
- интеграция знаний, методов различных областей науки и человеческой практики.
Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В. А. Петрова готовит специалистов технического профиля по различным специальностям. Остановимся более подробно на специальности 210723 Сети связи и системы коммутации.
Выпускники данной специальности должны обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
- выполнять монтаж и производить настройку сетей проводного и беспроводного абонентского доступа;
- осуществлять работы с сетевыми протоколами;
- обеспечивать работоспособность оборудования мультисервисных сетей;
- инсталлировать и настраивать компьютерные платформы для организации услуг связи;
- использовать программно-аппаратные средства защиты информации в телекоммуникационных системах и сетях связи;
- обеспечивать безопасное администрирование телекоммуникационных систем и информационно-коммуникационных сетей связи;
- проводить мониторинг и диагностику телекоммуникационных систем;
- устранять аварии и повреждения оборудования телекоммуникационных систем, выбирать методы восстановления его работоспособности;
- решать технические задачи в области эксплуатации телекоммуникационных систем.
В этой связи одним из приоритетных направлений развития среднего профессионального обучения является формирование устойчивого взаимодействия образования и производства, направленного на значительное приближение подготовки специалистов к требованиям конкретных работодателей, обеспечение связи процесса обучения студентов с предприятиями, на которых им предстоит работать. Руководство колледжа и цикловая комиссия «Систем коммутации» при составлении программ модулей, определении содержания производственных и учебных практик, выборе лабораторно-практических работ тесно сотрудничают с инженерно-техническим персоналом Ставропольского филиала ОАО Ростелеком.
Приобретение профессиональных навыков начинается на втором курсе.Лабораторно-практические работы общепрофессиональных дисциплин нацелены на индивидуальную поисковую деятельность, дающую студентам возможность не только закрепить теоретические знания, но и получить практические навыки по анализу возможных ситуаций, выбору способов их решения, самостоятельной организации своих действий. На этом же курсе проводится учебная практика по выполнению работ по профессии «Электромонтер станционного оборудования телефонной связи», которая позволяет приобрести практические компетенции по электро- и радиомонтажным работам, обслуживанию оконечных устройств. Это, в дальнейшем, поможет студентам быстрее адаптироваться на производственной практике.
На следующем курсе начинается изучение профессиональных модулей. На этом этапе обучения лабораторно-практические работы и учебная практика направлены на получение основных профессиональных компетенций. На повышение качества профессиональной подготовки студентов влияет использование новых информационных технологий, поэтому профессиональная подготовка студентов колледжа будет эффективнее, если в процессе профессионального обучения ориентировать студентов на разнообразные формы участия в разработке информационно-образовательных электронных ресурсов, связанных не только с учебным, но и профессиональным содержанием деятельности будущих специалистов.
Основной проблемой при освоении профессиональных компетенций студентами данной специальности является невозможность иметь все типы телекоммуникационных систем, используемых в регионе.
Для решения этой проблемы студенты, при направлении на производственную практику, кроме основной программы практики получают индивидуальное задание, направленное на более детальное изучение оборудования и сбор дополнительной документации и материалов по организации техобслуживания конкретной телекоммуникационной системы. На основании собранной информации на технических кружках творческими группами студентов создаются виртуальные лабораторные работы, презентации, разрабатываются конкурсы профессионального мастерства. Виртуальные работы имитируют рабочее место оператора и позволяют достаточно подробно изучить организацию диалога и получить профессиональные компетенции уже по различным типам телекоммуникационных систем, используемым в регионе.
Производственная и преддипломная практики являются заключительным этапом обучения. В их задачи входит закрепление и углубление знаний студентов, полученных в колледже по всему курсу обучения; совершенствование полученных навыков и компетенций; проверка возможностей самостоятельной работы будущего специалиста в условиях конкретного производства; сбор и подготовка материалов к написанию выпускной квалификационной работы. Во время практики студенты выполняют конкретные задания, предусмотренные должностными обязанностями квалификационной характеристики служащих по соответствующей должности. В период практик студенты могут приниматься на работу на вакантные должности в соответствии со штатными квалификационными требованиями.
Практикоориентированность и диалогизм позволяют студентам в процессе обучения приобрести необходимые профессиональные компетенции, умения и навыки, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, умение работать в команде и самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые решения, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту, квалификационной характеристике специалиста и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Литература:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
2. Государственный образовательный стандарт СПО по специальности 210723 «Сети связи и системы коммутации», 2010.
3. Материалы V съезда союза директоров средних специальных учебных заведений России. [Электронный ресурс] // Среднее специальное образование России: пути развития. М.: Альфа–М, 2009.
4. Новиков А. Принципы фундаментализации образования //Специалист,-2005,-No1
5. Шуберт Ю. Ф., Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. — М., 2009. — № 12.
6. Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — М., 2009. — № 6.