Инновация в образовании: понятие и сущность
Автор: Бекетова Ольга Александровна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 04.07.2014
Статья просмотрена: 36599 раз
Библиографическое описание:
Бекетова, О. А. Инновация в образовании: понятие и сущность / О. А. Бекетова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 1-2. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5986/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье рассматривается инновационный процесс как составляющая часть образования. Определяются понятия «инновация» и «новация».
Ключевые слова:инновация, новация, инновационный процесс, образовательная инновация.
В течение нескольких лет школа жила в условиях модернизации образования, которая, в сущности, является инновационным процессом. Особый статус приобретает инновационный процесс в связи с новыми государственными образовательными стандартами.
Введение новых образовательных стандартов требует от преподавателя улучшения качества образования, внедрения новых методов обучения и воспитания подрастающего поколения. Изменение роли образования спровоцировало развитие инновационного процесса. До сих пор ориентир образования явилось развитие знаний, умений, навыков, информации и социальных навыков. Теперь образование ориентировано на развитие технологий и методов воздействия на личность, готовую и способную к саморазвитию и самоопределению. Таким образом, в деятельность образовательных учреждений начали вводиться новые элементы, но на практике возникают противоречия между имеющийся потребностью к внедрению инноваций и неумением учителей осуществлять инновационную деятельность. Для того чтобы правильно развивать свою деятельность, педагог должен свободно ориентироваться в понятиях «инновация», «новшество», «инноватика» «педагогическая инновация».
Термин «инновация» происходит от латинского innovati — нововведение. Существует два подхода к понятию «инновация»: инновация как процесс (АВ Лоренс, М. М. Поташник, В. А. Сластенин, О. Г. Хомерики) и инновация как само новшество (к. Ангеловски, А.Ф., Балакирев, С. Д. Ильенкова) [1, c. 47]. В начале 20-го века появилась новая область знания — инноватика — наука о нововведениях, в рамках которой изучаются закономерности технических нововведений в сфере материального производства. Ключевое понятие в инноватике — инновационный процесс. Инновационные процессы в образовании рассматриваются в трех основных аспектах: социально-экономическом, психолого-педагогическом и организационно-управленческом. От этих аспектов зависит общий климат и условия, в которых инновационные процессы происходят. Имеющиеся условия могут способствовать, либо препятствовать инновационному процессу. Инновационный процесс может иметь характер как стихийный, так и сознательно управляемый. Введение новшеств — это, прежде всего, функция управления искусственными и естественными процессами изменений.
А. В. Хуторской подчеркивает единство трёх составляющих инновационного процесса: создание, освоение и применение новшеств. Именно такой трёхсоставный инновационный процесс и является чаще всего объектом изучения в педагогической инноватике, в отличие, например, от дидактики, где объектом научного исследования выступает процесс обучения [5].
Педагогическая инновация — это нововведения в педагогической деятельности, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания. Педагогические инновации направлены на повышение эффективности воспитания и образования: введение в цели, содержание, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.
Необходимо различать понятия «новация» и «инновация».
В. Н. Иванченко предлагает ряд критериев, по которым следует разделять данные категории (таблица) [1, c. 48].
Таблица
Различие понятий «новация» и «инновация»
Критерии |
Новация |
Инновация |
Масштаб целей и задач |
Частный |
Системный |
Методологическое обеспечение |
В рамках существующих теорий |
Выходит за рамки существующих теорий |
Научный контекст |
Относительно легко вписывается в существующие «нормы» понимания и объяснения |
Может вызвать ситуацию непонимания, разрыва и конфликта, поскольку противоречит принятым «нормам» науки |
Характер действий (качество) |
Экспериментальный (апробирование частных нововведений) |
Целенаправленный поиск и максимально полное стремление получить новый результат |
Характер действий (количество) |
Ограниченный по масштабу и времени |
Целостный, продолжительный |
Тип действий |
Информирование субъектов практики, передача «из рук в руки» локального новшества |
Проектирование новой системы деятельности в данной практике |
Реализация |
Апробация, внедрение как управленческий ход (сверху или по договорённости с администрацией) |
Проращивание, культивирование (изнутри), организация условий и пространства для соответствующей деятельности |
Результат, продукт |
Изменение отдельных элементов в существующей системе |
Полное обновление позиции субъектов практики, преобразование связей в системе и самой системы |
Новизна |
Инициатива в действиях, рационализация, обновление методик, изобретение новой методики |
Открытие новых направлений деятельности, создание новых технологий, обретение нового качества результатов деятельности |
Последствия |
Усовершенствование прежней системы, рационализация её функциональных связей |
Возможно рождение новой практики или новой парадигмы исследований и разработок |
Итак, мы полагаем, что новация — это средство (новый метод, оригинальная техника, новые технологии, программы, и т. д.), а инновация — целенаправленные изменения, которые приносят в среде обитания человека стабильные элементы, которые вызывают переход из одного качественного состояния в другое. Инновации разрабатываются и проводятся не государственными органами, а работниками организаций в системе образования и науки.
Таким образом, инновации в образовании рассматриваются как новшества, специально спроектированные, разработанные или случайно открытые в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут быть: научно-теоретические знания в некой новизне, новые эффективные образовательные технологии, выполненный проект, эффективный и педагогический опыт, готовый к реализации.
Литература:
1. Иванченко В. Н. И23 Инновации в образовании: общее и дополнительное образование детей: учебно-методическое пособие / В. Н. Иванченко. — Ростов н/Д: Феникс, 2011. — 341 с. — (Сердце отдаю детям).
2. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы школы/ В. С. Лазарев// Сельская школа. — 2003. — № 1. — с. 4.
3. Управление инновационными процессами: учебное пособие / В. В. Жариков, И. А. Жариков, В. Г. Однолько, А. И. Евсейчев. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. –180 с.
4. http://vaniorolap.narod.ru/theme14.htmlЭлектронное учебное пособие Педагогика: тезисы лекций и практические занятия. Троянская С. Л. к. п.н.
5. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910–19.htm ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛ «ЭЙДОС» Хуторской А. В. докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, г.Москва «Педагогическая инноватика — рычаг образования»/
Ключевые слова
инновация, инновационный процесс, новация, образовательная инновация., образовательная инновацияПохожие статьи
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.
Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»
В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...
Сущность педагогических инноваций в системе образования
В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Образование, воспитание и обучение как единое целое
В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.
Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона
В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.
Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия
В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.
Определение отношения потребителей к инновациям, сопротивление инновациям, разумная инновационность
Представлено определение термина «Инновация». Определены факторы, играющие важную роль в инновационном развитии. Изучены типы потребителей по степени принятия ими инноваций. Обозначены внутренние и внешние факторы сопротивления инновациям. Охарактери...
Похожие статьи
Понятие об инновациях в образовании, их классификация
В данной статье рассматриваются вопросы инновационных технологий в образовании. Рассматривается инновационная деятельность, инновационный процесс, педагогическая инновация, инновационно-образовательная технология.
Философский анализ содержания понятий «культура», «инновация» и «инновационная культура»
В статье рассмотрены наиболее распространенные трактовки понятий «культура», «инновация», «инновационная культура», проанализированы различные подходы к определению данных понятий и проведена демаркация употребление данных терминов. Также в статье бы...
Сущность педагогических инноваций в системе образования
В данной статье говорится о роли и сущности педагогических инноваций в образовательном процессе.
Инновационный процесс как механизм развития предприятия
В статье рассмотрен современный опыт применения инноваций на предприятиях. Описаны основные этапы инновационного процесса. Выделены основные проблемы социально-экономической адаптации российских предприятий к инновационному развитию.
Педагогическая составляющая в общеобразовательных инновационных процессах
В статье рассмотрено, какую роль играют педагоги в инновационном образовании. Инновация в педагогике — это внедрение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности ученика и преподавателя. Причины...
Образование, воспитание и обучение как единое целое
В этой статье рассматривается взаимосвязь образования, воспитания и обучения. Предлагается новый термин в педагогике.
Инвестиционно-инновационный потенциал как основа развития экономики региона
В данной работе на основе информационного поиска раскрывается теоретическая основа понятия инновации. Проведен краткий анализ понятий «инвестиционный потенциал» и «инновационный потенциал», сформулировано понятие «инвестиционно-инновационный потенциа...
Понятие и сущность инновационного развития в сегменте высшего образования
В статье дается анализ научно-исследовательской деятельности в высшем учебном заведении, основным задачам вуза по обеспечению инновационной деятельности, которые помогают продвижению инновационной научно-технической разработки на рынок.
Инновационная активность как фактор конкурентоспособности предприятия
В статье рассматривается значение инновационной активности предприятий в достижении конкурентных преимуществ; роль государственной поддержки на региональном уровне в инновационном развитии предприятий.
Определение отношения потребителей к инновациям, сопротивление инновациям, разумная инновационность
Представлено определение термина «Инновация». Определены факторы, играющие важную роль в инновационном развитии. Изучены типы потребителей по степени принятия ими инноваций. Обозначены внутренние и внешние факторы сопротивления инновациям. Охарактери...