Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР
Автор: Утемова Галина Ефимовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 05.07.2014
Статья просмотрена: 1109 раз
Библиографическое описание:
Утемова, Г. Е. Проектная деятельность как одна из форм построения воспитательно-образовательного процесса в логопедической группе для детей с ОНР / Г. Е. Утемова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 103-106. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5989/ (дата обращения: 19.12.2024).
Современные образовательные программы ориентированы на детские сады общеразвивающего типа и не учитывают особенности работы с детьми с речевыми нарушениями. Между тем деятельность педагога в таких группах осложняется не только использованием особых форм и методов работы с детьми с ОНР, координацией деятельности воспитателя и учителя-логопеда, но и построением содержания образовательного процесса на основе лексических тем. Лексическая тема должна проходить через все виды деятельности детей. это создает благоприятные условия для речевой практики и обеспечивает более полное и прочное усвоение программного материала. При этом все дети и воспитывающие взрослые работают над одной и той же темой, содержание которой их объединяет, что способствует развитию детско-взрослого сообщества. Тема выбирается как основной стержень, вокруг которого строится содержание: рассматриваются разные аспекты многообразных явлений действительности.
Изучив исследования различных авторов по данному вопросу и опираясь на свой опыт работы с детьми с нарушениями речи, я пришла к выводу, что наиболее целесообразной формой построения воспитательно-образовательного процесса является метод проектов.
Сущность метода проектов определяется как «способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника между собой и окружающей средой в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей» [3]. Педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребенка с окружающим миром, педагогическое взаимодействие осуществляется в совместной с ребенком деятельности и опирается на собственный опыт ребенка. Спецификой проекта является его комплексный интегрированный характер. Реализация проекта осуществляется в игровой форме. Дети включаются в различные формы творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.
Метод проектов интересен прежде всего тем, что он связан с развивающим личностно-ориентированным обучением и может широко использоваться в работе со старшими дошкольниками. Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Использование метода проектов предполагает соблюдения некоторых требований:
- в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
- результаты проекта (несмотря на его игровой характер) значимы для детей и взрослых;
- проект обязательно предусматривает детскую самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество детей и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей и опыта коллективной деятельности, познавательных и творческих навыков.
Последовательность работы при разработке и проведении проекта состоит в следующем:
- постановка цели, исходя из интересов и потребностей детей (в логопедической группе цель может исходить из лексической темы);
- вовлечение детей в решение проблемы — обозначение детской цели;
- составление плана движения к цели, обсуждение его с родителями;
- рисование плана-схемы (вместе с детьми);
- сбор информации, материала;
- проведение занятий, игр, наблюдений;
- домашние задания родителям и детям;
- самостоятельная творческая работа родителей и детей (поиск материала, информации, поделки, рисунки, альбомы);
- организация презентации проекта (праздник, открытое мероприятие, КВН, составление книги, альбома).
«Суть проекта — в свободе его участников в выражении субъективного мнения, в выборе как содержания деятельности, так и средств решения проблемы» [4]. Решая познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети учатся сомневаться, мыслить критически. Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость и гордость в случае удачного решения задачи, одобрение взрослых) повышают уверенность в своих силах, побуждают к проверке имеющихся знаний и поиску новых.
Проекты объединяют в одной теме все способы познания. Они дают, с одной стороны, возможность каждому ребенку выбрать тот путь познания, который ему органичен, с другой стороны, побуждают детей к совместному планированию самостоятельной деятельности, к обговариванию и выбору способов познавательной деятельности. Это способствует формированию у детей опыты коллективной деятельности.
Тема проекта может быть определена по инициативе детей, но в условиях логопедической группы она инициируется взрослым (логопедом, воспитателем) согласно лексической темы. При этом целесообразно использовать «модель трех вопросов»: накануне выбора новой темы воспитатель в свободном общении с детьми ведет разговор о том, что они знают по данной теме, что хотят узнать, что нужно сделать, чтобы узнать. Таким образом, воспитатель получает первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы.
К планированию работы привлекаются и родители. Важно продумать мотивацию, чтобы заинтересовать детей данной темой. Выслушиваются и обсуждаются все идеи детей, рассматриваются и идеи, предложенные воспитателями и родителями. Выбранная тема «работает» в группе от недели до 2–3 недель. В проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме проекта, игры, конкурсы раскрывают творческие способности детей, что позитивно сказывается на их результатах.
Метод проектов значительно повышает эффективность воспитательной и образовательной работы, так как позволяет использовать «обратную связь» с детьми. Придумывая тему, предложенную другими, ребенок учится согласовывать свои интересы с интересами других детей. Предлагая способы познания, виды деятельности он учится инициативе, самостоятельности.
Проектирование обеспечивает личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеры), создает особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность. Оно способствует формированию у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
В логопедических группах на детей ложится дополнительная нагрузка, связанная с работой по исправлению дефектов речи. В таких условиях немаловажно, что применение метода проектов позволяет значительно сократить продолжительность НОД, освобождая время для игр, оздоровительных мероприятий. Этот метод предусматривает все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа, взаимодействие с родителями, которые служат достижению одной цели — полноценному развитию детей, сохранению их физического и психического здоровья.
В качестве примера предлагаю проект «Что за прелесть –эти сказки», который был реализован при прохождении лексической темы «Мы читаем. А. С. Пушкина».
Тип проекта:
Творческий.
Проблема:
Слабое знание детьми творчества детских писателей; недопонимание родителями важности ознакомления детей с русской художественной литературой; недостаточное развитие эмоций у детей.
Цель проекта:
Создание книги «Что за прелесть эти сказки.».. детьми подготовительной логопедической группы.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с творчеством А. С. Пушкина
2. Развивать у детей интерес к русской художественной литературе.
3. Способствовать развитию у детей эмоций, интереса к театральной деятельности.
4. При выполнении иллюстраций к сказкам побуждать детей использовать различные известные им техники рисования и аппликации.
5. Развивать у детей навыки сотрудничества.
6. Привлечь родителей к участию в жизни группы.
Участники:
Дети подготовительной логопедической группы и их родители.
Длительность проекта: 2 недели.
Подготовительный этап:
1. Анкетирование родителей «Какие книги Вы читаете дома с детьми».
2. Презентация «Биография и творчество А. С. Пушкина».
3. Чтение сказок «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике его Балде». Обсуждение с детьми главной идеи произведений.
4. Рассматривание иллюстраций Конашевича к сказкам А. С. Пушкина.
5. Творческий рассказ «Мертвая царевна».
6. Составление рассказа — описания: Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане», Сварливая старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»;
7. Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила».
8. Театрализованная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке».
9. Разгадывание кроссвордов по сказкам.
10. Викторина по сказкам А. С. Пушкина.
11. Рисование «Золотая рыбка» с использование нетрадиционных способов рисования моря.
12. Аппликация обрыванием «Лебедь белая плывет) (коллективная работа).
13. Лепка «Приплыла к нему рыбка, спросила…» (пластилинопластика).
14. Конструирование с использованием природного материала «Золотая рыбка».
15. Д/и «Что сначала, что потом» по сказкам А. С. Пушкина;
16. Настольная игра «Поймай золотую рыбку»;
17. Подвижные игры «Невод и золотые рыбки», «Море волнуется».
Коррекционная работа:
- пальчиковая гимнастика «Рыбка»;
- штриховка изображения парусника, белочки, золотой рыбки, золотого петушка;
- выкладывание из палочек золотой рыбки, корабля;
- рисование по клеточкам «Золотая рыбка», «Корабль царя Гвидона», «Белочка», «Лебедь»;
- игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая»
- игра малой подвижности (с мячом) «Подскажи словечко»;
- составление картинок из кубиков «Сказка о царе Салтане»;
- слоговой анализ слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане». Подбор слов к схемам;
- звуковой анализ слов из «Сказки о золотом петушке». Работа на магнитной доске;
- д.и. «Слово рассыпалось» (по сказкам);
- подготовка руки к письму: волны на море, рисование чешуи золотой рыбки, паруса у корабля.
Работа с родителями:
- оформление выставки книг «Сказки А. С. Пушкина»;
- привлечь к совместной с детьми работе по иллюстрированию сказок (домашнее задание);
- изготовление костюмов и атрибутов для театрального вечера;
- заучивание дома понравившихся отрывков из произведений А. С. Пушкина для конкурса чтецов.
Основной этап:
1. Каждый ребенок делает странички — иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, используя различные знакомые ему техники рисования или аппликации (самостоятельно или вместе с родителями).
2. Воспитатель совместно с логопедом и музыкальным руководителем готовит с детьми отрывки из сказок А. С. Пушкина для театрального вечера.
Заключительный этап:
Презентация книги «Что за прелесть эти сказки».
Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне».
Конкурс чтецов: чтение отрывков из сказок А. С. Пушкина, заученных дома.
Схема реализации проекта
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Познавательное развитие Презентация «Биография и творчество А. С. Пушкина» Разгадывание кроссвордов по сказкам А. С. Пушкина Викторина по сказкам А. С. Пушкина Математика: Составление и решение задач по сюжету «Сказки о царе Салтане». Рисование по клеточкам персонажей сказок: золотая рыбка, белочка, парусник, лебедь. Игры: Занимательный треугольник (рыбка, звезда, заяц, ель, золотой петушок) Танграм (заяц, белка, рыбка, корабль). Сложи узор (персонажи сказок А. С. Пушкина). Математический планшет (персонажи сказок А. С. Пушкина). |
1 2 3 4 |
Коммуникативно-личностное развитие Обсуждение главной идеи сказок, поступков героев, черт их характера. Развитие навыков сотрудничества: · Д/у «Угадай героя сказки» (работа в парах). · Распределение ролей для театрализованного представления по сказкам А. С. Пушкина (обговаривание способа распределения, его обоснование). · Составление совместного плана по изготовлению книги «Что за прелесть эти сказки…». Театрализованная игра по «Сказке о рыбаке и рыбке». Театрализованное представление по сказкам А. С. Пушкина. |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
Речевое развитие Чтение: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о попе и работнике его Балде». Творческий рассказ «Мертвая царевна». Составление рассказа — описания: Царевна Лебедь («Сказка о царе Салтане», Сварливая старуха («Сказка о рыбаке и рыбке»; Заучивание отрывков из произведений «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Руслан и Людмила». Грамота: — слоговой анализ слов из «Сказки о рыбаке и рыбке», «Сказки о царе Салтане». —звуковой анализ слов из «Сказки о золотом петушке». Работа на магнитной доске. — д.и. «Слово рассыпалось» (по сказкам). — печатание предложений по сюжетам сказок. |
1 2 3 4 5 6 7 |
Художественно-эстетическое развитие Рассматривание иллюстраций Конашевича к сказкам А. С. Пушкина. Рисование «Золотая рыбка» с использование нетрадиционных способов рисования. Аппликация обрыванием «Лебедь белая плывет) (коллективная работа). Лепка «Приплыла к нему рыбка, спросила…» (пластилинопластика). Конструирование с использованием природного материала «Золотая рыбка». Рисование страничек-иллюстраций для книги «Что за прелесть-эти сказки» с использованием нетрадиционных способов (макароны, бусы, крупа, семечки). Обговаривание с каждым ребенком сюжета и способа выполнения. Разучивание на металлофоне мелодии «Во саду ли в огороде». |
1 2 3 4 5 |
Физическое развитие Разучивание комплекса ОРУ по сказкам А. С. Пушкина. Игра на координацию речи с движением «Рыбка золотая». Подвижная игра «Невод и золотые рыбки». Игра малой подвижности с мячом «Подскажи словечко». Подвижная игра «Море волнуется». |
Литература:
1. Данюкова А. Вы любите проекты? — Обруч № 4/2001.
2. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию.- Дошкольное воспитание № 3/2003.
3. Кларина Л. Общие требования к организации процесса познавательно-продуктивной деятельности детей и развития их деятельностно-практического опыта.– СПб, 1999.
4. Сборник. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. — М., 2003.
5. Свирская Л. Дорогой малокомплектный. — приложение к журналу Детский сад со всех сторон № 43,44/2000.