Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Замятина, О. Я. Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур / О. Я. Замятина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5990/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Земляничка» в пос. Саган-Нур является приоритетным для организации и развитии здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы МДОУ.

Данный проект необходим для выработки грамотного, эффективного плана действий в долгосрочной перспективе, который используется как инструмент для ориентации и интеграции усилий всего коллектива в воспитании здоровых детей как физическом, так и психолого-эмоциональном плане.

Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ:

-      анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);

-      научно — методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);

-      конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно — оздоровительной работе;

-      материально — техническое обеспечение (помещение, оборудование);

-      финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);

-      комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);

-      анализ результатов физической подготовленности детей;

-      характеристика физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур — это комплексная система воспитания ребенка — дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.

Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Земляничка» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.

Постановка проблемы

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. По статистическим данным 25–35 % детей, пришедших в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. До 95 % взрослого населения страны относятся к «третьему» состоянию, а 5 % хронически больны. В связи с этим встают проблемы более полного определения понятия здоровья, его показателей и составляющих; создание модели здоровья, методов его формирования и коррекции, проектирования процесса воспитания здоровья в образовательной среде.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время под здоровьем понимается не только физическое благополучие организма, но и эмоциональное, интеллектуальное, личностное, духовное, социальное состояние человека.

Под физическим здоровьем мы понимаем полноценное функционирование человеческого организма и всех его систем.

Под эмоциональным здоровьем — умение человека адекватно выражать свои чувства, душевные переживания, понимать и принимать эмоциональное состояние других.

Под личностным здоровьем — наличие у каждого человека возможности самореализоваться.

Под социальным здоровьем — умение человека жить в обществе, понимать и принимать его нормы и правила.

Под духовным здоровьем — преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, над материальными благами.

В своей деятельности мы исходим из понимания того, что в детском саду необходимо укреплять все аспекты здоровья участников образовательного процесса через организацию здоровьесберегающей образовательной среды. Под здоровьесберегающей средой мы понимаем «активное поле» педагогической деятельности направленное на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.

В настоящее время в детском саду существует система работы, направленная на укрепление здоровья детей и взрослых

создана предметно-развивающая среда, способствующая оздоровлению детей и взрослых: центры физкультуры, лечебно-профилактический кабинет, физкультурный и музыкальный залы, кабинет психолога;

-      действует система работы с детьми часто и длительно болеющими (группы ЧДБ);

-      реализуются проекты, направленные на улучшение качества организации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с детьми и взрослыми;

-      реализуется технология, направленная на сохранение психического здоровья педагогов;

-      проводятся собрания для родителей на котором, рассматриваются вопросы здорового образа жизни.

В нашем образовательном учреждении уже действует система, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых. По результатам социологического исследования, проводимого в детском саду с 2010 по 2013 год лишь 17,5 % семей ведут здоровый образ жизни, 20 % родителей прививают основы здорового образа жизни своим детям с помощью бесед, а 9,8 % личным примером, 12,6 % родителей с хорошим состоянием здоровья, и лишь 19,6 % считают хорошим состояние здоровья своего ребенка, 2,1 % родителей получают информацию о ЗОЖ в детском саду.

Таким образом, результаты опроса родителей показали, что, с одной стороны, практически все они понимают важность профилактики заболеваемости и обеспокоены состоянием здоровья своих детей, но с другой стороны, во многих семьях нарушается режим сна и отдыха и еще много других аспектов сохранения здоровья детей, связанных с особенностями их развития в дошкольном возрасте. Из этого следует, что необходимо организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.

Следовательно, возникает потребность в организации особых мероприятий по предотвращению и профилактике возникновения болезни и коррекции отклонений развития детей дошкольного возраста.

Цель проекта:

Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.

Задачи проекта:

-      охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;

-      обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ;

-      диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;

-      обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;

-      повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;

-      воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;

-      повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.

Способы реализации проекта:

Здоровьесберегающая среда — это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в МБДОУ и семье.

Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:

-      медико-профилактические;

-      физкультурно-оздоровительные;

-      технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

-      валеологического просвещения родителей.

В рамках проекта предусмотрено создание кластера здоровьесберегающей среды, в который будут входить:

-      бассейн, который предназначен для водных процедур и закалки;

-      физиокабинет, предназначенный для предупреждения, лечения болезней и проведения физеопроцедур;

-      медицинский кабинет, состоящий из прививочного кабинета, изолятора и приемной медицинского работника;

-      спортивный зал, предназначенный для проведения уроков физической культуры;

-      экологическая комната, предназначена для проведения занятий по экологии;

-      кабинет логопеда, который необходим для коррекции речи детей при развитии отклонений в области речевого развития.

Ожидаемые результаты:

При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты: в ДОУ будет функционировать постоянно обновляющийся наглядно-информационный стенд для родителей «основы здорового образа жизни детей и семьи», «проведение занятий по здоровому образу жизни», проведение спортивных мероприятий для детей и семьи «папа, мама и я — здоровая семья»

Будет создан пакет диагностических материалов, который будет содержать различный анкетный материал для детей, родителей и педагогов по вопросам ЗОЖ.

Во всех возрастных группах информационно-просветительские папки с подборкой материалов будут распределены по разделам, в которых родители смогут найти ответы на многие интересующие их вопросы о здоровье в самом широком смысле этого слова.

Материалы по проведению собраний на тему «здорового образа жизни» учебные года собраны, систематизированы и оформлены в папку.

Результаты работы по оздоровлению детей будут представляться педагогам и родителям ежемесячно на «Экранах здоровья» в каждой возрастной группе.

Данный проект позволит создать:

-      оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;

-      выполнению муниципального задания;

-      сокращению больничных листов нетрудоспособности по уходу за больными детьми как на базе ДОУ, так и на других предприятиях;

-      будет способствовать просвещению родителей, сближению всех участников образовательного процесса.

Оценка результатов проекта:

Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трем направлениям: дети, родители, педагоги. Эффективность мероприятий, проводимых с детьми, будет проанализирована из данных анализа заболеваемости детей за каждый месяц. Результаты работы по оздоровлению детей будут представляться педагогам и родителям ежемесячно на «Экранах здоровья» в каждой возрастной группе.

Эффективность мероприятий с родителями отслеживаться степенью участия родителей и их активностью в деятельности здоровьясбережения детей, участия в спортивных мероприятиях, по результатам анкетирования. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в семинарах, педагогических советах, оформлению и предоставлению материалов по оздоровлению детей, публикаций статей в журналах, газетах. Результативность оздоровительных мероприятий, проводимых в каждой возрастной группе будет видна из сводной таблицы анализа заболеваемости детей в конце года.

Литература:

1.                 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации

2.                 Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей — М.: Просвещение, 1992г.

3.                 Каралашвили: Е. «Упражнения для оздоровления детей 6–7 лет». Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39–41.

Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, укрепление здоровья детей, здоровый образ жизни, ребенок, родитель, образовательный процесс, оздоровление детей, возрастная группа, дошкольный возраст, оздоровительная работа.

Похожие статьи

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Здоровое питание – миф или реальность?»

Проект «Неделя физкультуры в ДОУ – «Наше здоровье»

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Сценарий спортивного развлечения по правилам дорожного движения в МБДОУ Детский сад № 80 г. Белгорода «Безопасный город»

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)

Похожие статьи

Система контроля как условие эффективной работы дошкольной образовательной организации (из опыта работы МБДОУ Детский сад № 33 «Дельфин» р. п. Гремячево, Кулебакский район)

Разработка модуля программы здоровьесбережения МБОУ «Мухтоловская СШ № 1» «Здоровое питание – миф или реальность?»

Проект «Неделя физкультуры в ДОУ – «Наше здоровье»

Инновационные аспекты в управлении ДОУ (на примере МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 50 «Непоседа» города Новочебоксарска Чувашской Республики)

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Управление инновационной деятельностью педагогов дошкольной организации (из опыта работы МАДОУ детский сад № 34 «Светлячок» г. Кызыла)

Сценарий спортивного развлечения по правилам дорожного движения в МБДОУ Детский сад № 80 г. Белгорода «Безопасный город»

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Анализ эффективности труда педагогических работников в северных дошкольных образовательных учреждениях (на примере МДОУ ДС ОВ «Звездочка» в городе Новый Уренгой)