Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур
Автор: Замятина Ольга Якубовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Статья просмотрена: 1990 раз
Библиографическое описание:
Замятина, О. Я. Проект «Развитие здоровьесберегающей среды» в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур / О. Я. Замятина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 66-69. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5990/ (дата обращения: 15.11.2024).
В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья детей, профилактика заболеваний и коррекция имеющихся нарушений у детей являются одним из приоритетных направлений государственных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Земляничка» в пос. Саган-Нур является приоритетным для организации и развитии здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
Сохранение и укрепление здоровья детей является приоритетным направлением работы МДОУ.
Данный проект необходим для выработки грамотного, эффективного плана действий в долгосрочной перспективе, который используется как инструмент для ориентации и интеграции усилий всего коллектива в воспитании здоровых детей как физическом, так и психолого-эмоциональном плане.
Проект был разработан на основе исходной оценки всей системы физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ:
- анализ управленческой системы (кадровый состав, работа в инновационном режиме, участие в инновациях, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
- научно — методическое обеспечение (программы, технологии, методические рекомендации, наработанный опыт в ДОУ);
- конкурентное преимущество ДОУ по физкультурно — оздоровительной работе;
- материально — техническое обеспечение (помещение, оборудование);
- финансовое обеспечение (анализ финансовых возможностей для реализации проекта);
- комплексная оценка здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, днях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья);
- анализ результатов физической подготовленности детей;
- характеристика физкультурно — оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение системы здоровьесберегающих технологий).
Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ Детский сад «Земляничка» в п. Саган-Нур — это комплексная система воспитания ребенка — дошкольника, здорового физически, всесторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с развитым чувством собственного достоинства, педагогов и родителей.
Проект «Развитие здоровьесберегающей среды в МБДОУ детский сад «Земляничка» предполагает возможность самостоятельно отбора воспитателями, узкими специалистами ДОУ содержания обучения и воспитания. Предлагаются различные методики, позволяющие использовать в работе как традиционные программы и методы, так и инновационные для укрепления и сохранения здоровья детей, педагогов и родителей.
Постановка проблемы
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. По статистическим данным 25–35 % детей, пришедших в 1 класс, имеют физические недостатки или хронические заболевания. До 95 % взрослого населения страны относятся к «третьему» состоянию, а 5 % хронически больны. В связи с этим встают проблемы более полного определения понятия здоровья, его показателей и составляющих; создание модели здоровья, методов его формирования и коррекции, проектирования процесса воспитания здоровья в образовательной среде.
По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время под здоровьем понимается не только физическое благополучие организма, но и эмоциональное, интеллектуальное, личностное, духовное, социальное состояние человека.
Под физическим здоровьем мы понимаем полноценное функционирование человеческого организма и всех его систем.
Под эмоциональным здоровьем — умение человека адекватно выражать свои чувства, душевные переживания, понимать и принимать эмоциональное состояние других.
Под личностным здоровьем — наличие у каждого человека возможности самореализоваться.
Под социальным здоровьем — умение человека жить в обществе, понимать и принимать его нормы и правила.
Под духовным здоровьем — преобладание духовных, нравственных и интеллектуальных ценностей, над материальными благами.
В своей деятельности мы исходим из понимания того, что в детском саду необходимо укреплять все аспекты здоровья участников образовательного процесса через организацию здоровьесберегающей образовательной среды. Под здоровьесберегающей средой мы понимаем «активное поле» педагогической деятельности направленное на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса.
В настоящее время в детском саду существует система работы, направленная на укрепление здоровья детей и взрослых
создана предметно-развивающая среда, способствующая оздоровлению детей и взрослых: центры физкультуры, лечебно-профилактический кабинет, физкультурный и музыкальный залы, кабинет психолога;
- действует система работы с детьми часто и длительно болеющими (группы ЧДБ);
- реализуются проекты, направленные на улучшение качества организации физкультурно-оздоровительной и профилактической работы с детьми и взрослыми;
- реализуется технология, направленная на сохранение психического здоровья педагогов;
- проводятся собрания для родителей на котором, рассматриваются вопросы здорового образа жизни.
В нашем образовательном учреждении уже действует система, направленная на сохранение и укрепление здоровья детей и взрослых. По результатам социологического исследования, проводимого в детском саду с 2010 по 2013 год лишь 17,5 % семей ведут здоровый образ жизни, 20 % родителей прививают основы здорового образа жизни своим детям с помощью бесед, а 9,8 % личным примером, 12,6 % родителей с хорошим состоянием здоровья, и лишь 19,6 % считают хорошим состояние здоровья своего ребенка, 2,1 % родителей получают информацию о ЗОЖ в детском саду.
Таким образом, результаты опроса родителей показали, что, с одной стороны, практически все они понимают важность профилактики заболеваемости и обеспокоены состоянием здоровья своих детей, но с другой стороны, во многих семьях нарушается режим сна и отдыха и еще много других аспектов сохранения здоровья детей, связанных с особенностями их развития в дошкольном возрасте. Из этого следует, что необходимо организовать работу по повышению педагогической компетенции родителей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей.
Следовательно, возникает потребность в организации особых мероприятий по предотвращению и профилактике возникновения болезни и коррекции отклонений развития детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Создание необходимых условий, направленных на создание здоровьесберегающего образовательного пространства, способствующего формированию мотивации всех участников образовательного процесса на здоровый образ жизни, обучению средствам и методам использования возможностей своего организма для поддержания здоровья и развития личности, умение трансформировать в профессиональной деятельности условия для сохранения и укрепления здоровья детей на основе традиций детского сада и современного опыта педагогов, родителей.
Задачи проекта:
- охрана жизни и здоровья детей, создание безопасных условий пребывания в ДОУ;
- обеспечение воспитаннику возможности сохранения здоровья за период нахождения в ДОУ;
- диагностика и коррекция отклонений в состоянии здоровья дошкольников;
- обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями и потребностью в двигательной активности;
- повышение сопротивляемости и защитных свойств организма ребенка, профилактика некоторых заболеваний;
- воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни;
- повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов и родителей по вопросу здоровьесбережения.
Способы реализации проекта:
Здоровьесберегающая среда — это комплекс социально-гигиенических, психолого-педагогических, морально-этических, физкультурно-оздоровительных, образовательных системных мер, обеспечивающих ребенку психическое и физическое благополучие, комфортную моральную и бытовую среду в МБДОУ и семье.
Виды здоровьесберегающих технологий в ДОУ:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- валеологического просвещения родителей.
В рамках проекта предусмотрено создание кластера здоровьесберегающей среды, в который будут входить:
- бассейн, который предназначен для водных процедур и закалки;
- физиокабинет, предназначенный для предупреждения, лечения болезней и проведения физеопроцедур;
- медицинский кабинет, состоящий из прививочного кабинета, изолятора и приемной медицинского работника;
- спортивный зал, предназначенный для проведения уроков физической культуры;
- экологическая комната, предназначена для проведения занятий по экологии;
- кабинет логопеда, который необходим для коррекции речи детей при развитии отклонений в области речевого развития.
Ожидаемые результаты:
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты: в ДОУ будет функционировать постоянно обновляющийся наглядно-информационный стенд для родителей «основы здорового образа жизни детей и семьи», «проведение занятий по здоровому образу жизни», проведение спортивных мероприятий для детей и семьи «папа, мама и я — здоровая семья»
Будет создан пакет диагностических материалов, который будет содержать различный анкетный материал для детей, родителей и педагогов по вопросам ЗОЖ.
Во всех возрастных группах информационно-просветительские папки с подборкой материалов будут распределены по разделам, в которых родители смогут найти ответы на многие интересующие их вопросы о здоровье в самом широком смысле этого слова.
Материалы по проведению собраний на тему «здорового образа жизни» учебные года собраны, систематизированы и оформлены в папку.
Результаты работы по оздоровлению детей будут представляться педагогам и родителям ежемесячно на «Экранах здоровья» в каждой возрастной группе.
Данный проект позволит создать:
- оптимальные условия для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста;
- выполнению муниципального задания;
- сокращению больничных листов нетрудоспособности по уходу за больными детьми как на базе ДОУ, так и на других предприятиях;
- будет способствовать просвещению родителей, сближению всех участников образовательного процесса.
Оценка результатов проекта:
Оценка результатов деятельности проекта будет проходить по трем направлениям: дети, родители, педагоги. Эффективность мероприятий, проводимых с детьми, будет проанализирована из данных анализа заболеваемости детей за каждый месяц. Результаты работы по оздоровлению детей будут представляться педагогам и родителям ежемесячно на «Экранах здоровья» в каждой возрастной группе.
Эффективность мероприятий с родителями отслеживаться степенью участия родителей и их активностью в деятельности здоровьясбережения детей, участия в спортивных мероприятиях, по результатам анкетирования. Степень заинтересованности педагогов в данной проблеме будет отслеживаться через их участие в семинарах, педагогических советах, оформлению и предоставлению материалов по оздоровлению детей, публикаций статей в журналах, газетах. Результативность оздоровительных мероприятий, проводимых в каждой возрастной группе будет видна из сводной таблицы анализа заболеваемости детей в конце года.
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации
2. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей — М.: Просвещение, 1992г.
3. Каралашвили: Е. «Упражнения для оздоровления детей 6–7 лет». Дошкольное воспитание. 2002г., № 6, с.39–41.