Клуб «Память» как эффективное средство для саморазвития и самореализации личности детей и подростков | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

V международная научная конференция «Теория и практика образования в современном мире» (Санкт-Петербург, июль 2014)

Дата публикации: 03.07.2014

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Логинова, А. А. Клуб «Память» как эффективное средство для саморазвития и самореализации личности детей и подростков / А. А. Логинова. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 158-159. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/5996/ (дата обращения: 16.11.2024).

Одним из ключевых направлений воспитательной работы является создание условий для формирования личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из самых актуальных. Данная работа ведется как на уроках истории и обществознания, так и во внеурочное время.

Напомним, что патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, неразрывность с его историей, культурой, достижениями, проблемами, притягательными и неотделимыми в силу своей неповторимости и незаменимости, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию. Патриотизм невозможен без искреннего уважения к истории, культуре других народов.

Находясь в стране пребывания, мы активно знакомимся с культурой и историей народа Румынии, его традициями, самобытностью. Нельзя не учитывать и то, что именно здесь находится община русских липован, которые своими историческими корнями связаны с Россией, и у нас есть уникальная возможность через сотрудничество с ними узнать и полюбить страну, в которой мы находимся.

Что же мы понимаем под самореализацией и саморазвитием личности?

Под самореализацией членов клуба «Память» понимается процесс получения результатов и поощрений в структуре занятий, обеспечивающих ему ряд духовных стимулов к продолжению изучения истории, культуры России и Румынии, саморазвитию и самосовершенствованию в рамках мероприятий средней школы при Посольстве России в Румынии.

Под саморазвитием члена клуба «Память» понимается процесс неустанного поиска качественно-количественных изменений в деятельности по формированию навыков и компетенций, поиска исторических и культурных материалов, участие в подготовке коллективных и индивидуальных публичных выступлений, отстаивании своей точки зрения, формулировании собственного отношения к историческим событиям.

Мне, как учителю истории и обществознания, помогает в решении задач по самореализации и саморазвитию личности детей и подростков работа в рамках клуба «Память», который удачно интегрирован в общую культурно-образовательную и воспитательную среду нашей школы.

Клуб был создан моими предшественниками, удачно вписан в воспитательную систему школы и в настоящий момент ставит своей целью воспитание гражданско-патриотических качеств личности учащихся среднего и старшего звена через углубленное изучение истории России и Румынии, обучение работе с историческими источниками, участие в сетевых проектах и телеконференциях заграншкол МИД России, подготовке тематических мероприятий, посвященных памятным историческим датам.

В работе по развитию и самореализации личности в рамках клуба мною были выделены ориентиры:

-          научить умению планировать свою работу и руководствоваться планом, достигая намеченные результаты; умение самостоятельно отбирать содержание по темам, используя разнообразные источники знаний; умение презентовать результаты своего интеллектуального труда и участвовать в дискуссии;

-          учитывать индивидуальные особенности и способности детей;

-          поощрять самостоятельность и творческую инициативу в ходе исследовательской самостоятельной деятельности;

-          создать информационный банк работ, созданных учащимися.

Итак, приступив к работе, мы ориентировались на следующие направления.

I.      Воспитание толерантности и работа с историческими источниками.

Ежегодное участие в подготовке и проведении Дня толерантности 16 ноября. Это акции «Протяни руку дружбы» и «Дерево дружбы».

В ходе подготовки ребята, ответственные за акцию, готовят материал к классному часу. Причем в этом году классные часы были подготовлены и проведены учащимися среднего звена и для ребят 1–4 классов в занимательной форме.

Организация проблемных дискуссий в рамках празднования Дня народного единства — «Герои и предатели: кто они?», «Неизвестные герои» — позволяет старшеклассникам подготовить материал по интересным, спорным вопросам истории и представить их для всеобщего обсуждения. Найти материал, презентовать его, высветить наиболее спорные, острые вопросы, — вот основная задача ребенка, который выступает. Здесь ребенку необходимо проявить как свои интеллектуальные и личностные качества: интерес к предмету изучения, терпение, нравственное отношение к описываемым событиям, эмоционально презентовать собранный материал.

Отрадно отметить, что и высоким является уровень наших исследований и работ, мы обращаем внимание не столько на объем материал, сколько на умение им пользоваться и обрабатывать для представления учащимся разных возрастных групп.

В этом учебном году Посольство сделало нашему клубу большой подарок. Нам предоставили возможность познакомиться и откопировать уникальный альбом по истории окончания Второй мировой войны в Румынии. Первый секретарь Посольства Крыгин В. М. передал для ознакомления альбом, в котором собраны уникальные фотографии празднования 1, 9 и 10 мая 1945 года в Бухаресте с участием Короля Румынии Михая I, советских и румынских войск. Готовиться презентация данного материала в свете предстоящих празднеств по случаю 70-летнего юбилея Великой Победы, а также в рамках телеконференции «Наша Победа», которая состоялась в мае с. г.

II.   Подготовка недели гуманитарных дисциплин

Ежегодно члены клуба «Память» участвуют в подготовке и проведении мероприятий недели. Это дискуссии, презентации, интеллектуальные игры и т. п. Традиционными стали встречи с дипломатами и сотрудниками Посольства в преддверии Дня дипломатического работника. Ребята готовятся заранее, изучая биографии гостей, продумывали вопросы разного плана.

В рамках клуба учащиеся учатся брать интервью, работая над своими литературными талантами в содружестве с редакцией школьного журнала «Озарение» и газеты «Слово».

III.                        Сотрудничество с Общиной русских липован в Румынии. Участие в мероприятиях во Дворце Парламента Румынии, посвященных памятным датам — 70-летию Сталинградской битвы и 70-летию снятия блокады Ленинграда.

В ходе подготовки данных мероприятий учащиеся выступают и в роли исследователей материала, но также презентуют со сцены свои знания по истории великих сражений Второй Мировой и Великой Отечественной войн, эмоционально переживают гордость за свою Родину, ее героическое прошлое. Трудно переоценить данные мероприятия с точки зрения приобщения детей к моральным ценностям, личностному росту, поскольку такими способами мы побуждаем их не только к усвоению новых знаний, познавательной активности, но и воспитываем граждан и патриотов своей Родины, учим толерантности и сотрудничеству с нашими друзьями — русскими липованами Румынии.

Немало времени отводится и подготовке публичного выступления. Многие ребята до того, как стали заниматься в клубе стеснялись выступать, имели тихий голос, слабо владели приемами ораторского искусства. Нам удалось справиться с поставленными задачами и теперь многие дети преодолели свое стеснение.

Члена клуба «Память» участвующие в данных мероприятиях награждены дипломами Посольства России и Общины русских липован, что значительно способствует повышению самооценки учащихся.

IV.                        Участие в сетевых проектах

Традиционными стали участие членов клуба «Память» в сетевых проектах, таких как «Школьная планета МИД» и новая форма работы — телеконференции среди заграншкол стран Юго-Восточного региона.

В прошлом учебном году мы стали участниками сетевого проекта «Школьная планета МИД» с работой «Триумфальные арки: исторические параллели». Приобретя опыт работы, мы продолжаем участие в данном проекте.

В этом году коллектив авторов — членов Клуба «Память» направили на аналогичный конкурс работу «Неизвестные герои». Ребята долго готовят свои работы, тщательно собирают материал, оформляют презентации.

Участие в данных проектах способствует саморазвитию через интеллектуальный труд и творчество, а также воспитывает здоровое желание быть лучшим. Сочетание всего этого позволяет настроить детей на позитивное восприятие конкурсов, ожидание оценки своего труда, а в случае, когда победа достается другим участникам, адекватно оценить свои работы и учесть замечания.

Телеконференция стала новым, еще ранее неопробованной формой работы как для ребят, так и для педагогов.

Первая конференция «Основной закон страны», в которой приняли участие школы в Польше, Чехии, Словакии и Румынии, стала своеобразным тестом на нашу готовность выйти за рамки клуба и школы.

Здесь уже речь идет о чести школы, команды. Дети реализую себя в рамках временного коллектива, где есть свой лидер и помощники. Каждый готовит свою часть материала. Чувство ответственности позволило ребятам не подвести остальных членов команды, подготовиться, что называется, на все «сто». Здесь помимо вышеперечисленных качеств, важны и самодисциплина и умение взять на себя ответственность за порученное дело.

Предварительными итогами нашей работы в контексте саморазвития и самореализации членов коллектива «Память» в этом учебном году стали следующие результаты:

1.      Пробуждение искреннего интереса к изучению истории России, Румынии, других стран.

2.      Развитие желания заниматься исследовательской работой.

3.      Формирование у учащихся умения аргументировано отстаивать свою точку зрения на исторические события.

4.      Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

5.      Умение качественно преподносить свой исследовательский материал широкой аудитории детей и взрослых.

Все члены нашего клуба успешно реализуют себя во многих ролях, используя коммуникативные, интеллектуальные, творческие и иные навыки.

Надеемся, они помогут им в дальнейшей жизни и построении собственной траектории образования и поведения в обществе.

Вывод: работа клуба «Память» может служить в качестве одного из ориентиров по формированию личности учащегося через обучение самореализации во внеучебное время, а также способствовать самостоятельному поиску путей развития личности детей и подростков.

Основные термины (генерируются автоматически): Румыния, работа, рамка клуба, материал, Община русских, член Клуба, III, интеллектуальный труд, подготовка, Умение.

Похожие статьи

Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство формирования социально-активной личности дошкольника

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» как эффективное средство развития навыков здорового образа жизни родителей и детей дошкольного возраста

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Проект «Проверено в Арктике» как элемент интеллектуальной экономики и модель управления интеллектуальной собственностью в сфере социально-экономического развития арктических территорий

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации

Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества (из опыта работы)

Похожие статьи

Школа раннего развития «Радуга» как эффективное средство формирования социально-активной личности дошкольника

«Родительская гостиная» как модель взаимодействия педагогов, родителей и детей в целях вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс и повышения педагогической компетентности родителей

Эколого-патриотическая тропа как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)

Акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам» как эффективное средство развития навыков здорового образа жизни родителей и детей дошкольного возраста

Проект «Учимся безопасности»

Проект направлен на формирование основ безопасного поведения у младших дошкольников в процессе взаимодействия педагога, ребёнка и родителей.

Проект «Проверено в Арктике» как элемент интеллектуальной экономики и модель управления интеллектуальной собственностью в сфере социально-экономического развития арктических территорий

Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей

Тренинг личностного роста у старшеклассников как средство формирования успешного профессионального самоопределения

Использование возможностей клуба как формы дополнительного образования детей и подростков для их успешной социализации

Проект «Академия родительства» как инновационная форма развития родительского и педагогического сообщества (из опыта работы)