Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность
Авторы: Мартьянов Евгений Юрьевич, Лерер Сергей Олегович
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 03.07.2014
Статья просмотрена: 366 раз
Библиографическое описание:
Мартьянов, Е. Ю. Межшкольный учебный комбинат Тулы в образовательной системе города: история и современность / Е. Ю. Мартьянов, С. О. Лерер. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 19-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6028/ (дата обращения: 20.12.2024).
Статья представляет собой опыт рассмотрения деятельности межшкольного учебного комбината в образовательной системе г. Тулы. Работа определяет основные вехи развития учебного комбината, характеризует деятельность образовательного учреждения в прошлом и настоящем. Исследователями постулируется необходимость развития межшкольного учебного комбината г. Тулы как ресурсного центра, объединяющего образовательные учреждения основного и высшего образования, предприятия, а также учреждения дополнительного профессионального образования Тулы и области.
Ключевые слова:учебный комбинат, МУК г. Тулы, профориентация, образовательная система, профессиональное образование.
Модернизация системы образования в России, подчас, не учитывает огромного опыта, накопленного учебно-производственными комбинатами. Актуальное состояние образовательной системы не предусматривает качественного развития и поддержания учебно-производственных комбинатов. Современное положение дел в прикладных педагогических исследованиях и модернизационных проектах в отношении учебно-производственных комбинатов можно охарактеризовать как стагнацию. Однако, результаты деятельности отдельных подразделений учебно-производственных комбинатов г. Тулы, плодотворная работа по взаимодействию с общеобразовательными школами и учреждениями высшего профессионального образования позволяют сделать вывод о том, что развитие деятельности межшкольного учебного комбината г. Тулы идет вопреки современным тенденциям в отечественном образовании. Детальное рассмотрение последней редакции закона об образовании [1] позволяет сделать вывод о том, что к окончательному вступлению в силу данного закона в 2016 году из образовательной среды исчезнут такие понятия как «учебно-производственный комбинат», «гимназия», «лицей», в связи с заменой их единым понятием «организация». Исчезают из текста закона и возможность общеобразовательного учреждения осуществлять допрофессиональную и профессиональную подготовку учащихся. К подобной унификации необходимо относиться с большой осторожностью, поскольку потеря образовательными учреждениями индивидуальной специфики приведет к снижению уровня подготовки учащихся при поступлении в средние специальные и высшие учебные заведения.
Таким образом, необходимо отметить, что в современных условиях образовательной среды учебным комбинатам приходиться вести деятельность в сложных условиях, которые заставляют доказывать необходимость и эффективность работы образовательного учреждения каждый день. Примером подобной успешной работы может стать деятельность межшкольного учебного комбината № 4 города Тулы, ныне главной кадровой и технической базы объединенного межшкольного комбината. Целью данной статьи является обзор истории деятельности комбината, а также определение его значительной роли в образовательной среде зареченского района города Тулы, городской образовательной системы в целом, а также образовательной системы области.
Открытие учебно-производственного комбината г. Тулы состоялось 21 июля 1981 года. В основе идеи открытия комбината лежало желание создать крупную учебно-материальную базу обучения школьников, а также овладения начальной профессиональной деятельностью учащимися. [2] Уже в 1981 году в комбинате обучалось 1080 человек, которые могли получить 14 специальностей. Ориентация образовательного процесса на потребности предприятий города Тулы определила ключевую роль комбината в процессе интеграции школы и предприятий начальной трудовой деятельности выпускников. Деятельность комбината была тесно связана с крупными предприятиями города. Заводы г. Тулы регулярно присылали заказы на выпуск продукции, а комбинат обеспечивал предприятия города продукцией и молодыми квалифицированными кадрами. С развитием материально-технической базы в комбинате были открыты специальности, связанные с ЭВМ. Таким образом, учебный комбинат представлял собой центральное звено начальной профессиональной подготовки учеников в СССР, — большая материально-техническая база, квалифицированные педагогические кадры, интеграция с ведущими предприятиями города и области определили значимую роль комбината в образовательной системе города Тулы. Обращаясь к истории учебного комбината № 4 города Тулы, нельзя не упомянуть о книге почетных гостей комбината, которая содержит отзывы многочисленных международных делегаций рабочих и преподавателей, которые посещали учебный комбинат для ознакомления с производственно-педагогическим процессом и обмена опытом. Делегации Чехословакии, Вьетнама, Китая и многих других стран. Многочисленные свидетельства о высоких оценках деятельности учебного комбината определяют те значительные связи, которые комбинат играл в процессе обучения и интеграции в трудовую жизнь молодого поколения.
Однако, прекращение начальной профессиональной подготовки учащихся поставило целесообразность деятельности комбинатов под большой вопрос. Сложилась парадоксальная ситуация: большая учебно-материальная база, обширные учебно-производственные территории, квалифицированный преподавательский состав фактически остался никому не нужным. Стагнация в деятельности некоторых учебных комбинатах продолжается и сегодня. Четвертый учебный комбинат г. Тулы благополучно пережил данный период после прихода в 2005 году к руководству О. А. Лерера. Талант нового директора к эффективному менеджменту образовательным учреждением оказался весьма полезен. Одна из главных проблем, которая встала перед учебными комбинатами после снятия функций по начальной профессиональной подготовке учащихся, — недостаточная наполненность учащимися, была быстро и эффективно решена новым руководителем. По инициативе О. А. Лерера были получены лицензии на введение образовательной деятельности по предметам «технология» и «информатика и ИКТ». Наличие учебно-материальной базы, а также квалифицированный кадровый коллектив позволили директору организовать выгодное сотрудничество между учебными заведениями района и комбинатом.
Создание образовательного учреждения, ведущего преподавание таких специфических дисциплин как технология и информатика, требующих особой учебно-материальной базы и квалификации педагогических кадров оказалось жизненно необходимым для образовательных учреждений района, не имевших достаточных учебно-производственных площадей и необходимого кадрового состава. Преподавание технологии требует наличия особого оборудования и мастерских, также как и информационно-коммуникационных технологий.
Говоря о роли межшкольного учебного комбината в образовательной системе зареченского района нельзя не сказать о той разгрузке, которую выполняет комбинат, ежедневно принимая контингент обучающихся школ района. Стремление обеспечить непрерывность образовательного процесса, а также высокий уровень учебно-материального оборудования комбината позволили гармонично организовать день учащихся, которые изучают технологию и информатику, а также другие образовательные предметы на базе комбината. Зареченский учебно-производственный комбинат является базовой площадкой организации и проведения научно-методических мероприятий института повышения квалификация и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области. На базе учебного комбината регулярно проводятся научно-методические мероприятия и региональные педагогические мастерские, объединяющие учителей Тулы и области. Так 18 февраля 2014 году в учебном комбинате проходила региональная педагогическая мастерская «Формирование универсальных учебных действий учащихся в ходе выполнения исследовательских проектов в процессе обучения технологии». В ее работе приняли участие 40 учителей технологии из образовательных учреждений г. Тулы и 16 районов Тульской области. [3] Один из ведущих докладов конференции, посвященный актуальным разработкам проектно-исследовательской деятельности на уроках технологии, принадлежал Вешниковой В. Г., преподавателю межшкольного учебного комбината. При участии преподавателя учебного комбината Елагиной Л. И. и специалистов тульского колледжа профессиональных технологий и сервиса на базе комбината проходят мастер-классы по косметологии и визажу. Высокий уровень квалификации педагогических кадров комбината позволил директору О. А. Лереру организовать взаимовыгодное сотрудничество учебного комбината и Тульского государственного университета. В 2013–2014 учебном году под руководством С. Б. Выголовского и К. В. Максимова проходили практики студентов очного отделения механико-технологического факультета тульского государственного университета. Среди постоянных партнеров учебного комбината можно отметить образовательные учреждения и предприятия зареченского района, центр психологической помощи молодежи «Шанс», государственное учреждение Тульской области «Центр занятости населения города Тулы». На городском уровне комбинат осуществляет сотрудничество с МУП «Тулгорэлектротранс», ОАО НПО «НИИ «Стрела»», ОАО «Тулпассажиртранс».
Подобный высокий уровень квалификации педагогических кадров комбината достигается грамотной методической работой внутри учреждения: методические объединения учителей технологии и информатики определяют и корректируют учебную и научно-методическую организацию образовательного процесса на учебный год. Усилиями методистов комбината в 2009–2010 учебном году в образовательную систему комбината были внедрены программы профильного обучения 10 классов по индустриально-технологическому профилю, включающему в себя направления технологии, а также черчения и графики.
Возвращаясь к уровню материально-технического оснащения комбината, нельзя не отметить, что наличие трех кабинетов преподавания информационно-коммуникационных технологий, мастерских обработки металла и дерева, кабинетов радиотехнологии, обработки тканей, делопроизводства и документоведения, косметологии позволяет организовать уникальное образовательное пространство, ориентированное на профориентационную работу с учащимися. Профильная оснащение кабинетов позволило организовать и успешно внедрять ряд курсов по выбору, таких как «домашний косметолог», «основы медицинских знаний», «удивительная электроника», «обработка информации на компьютере», «человек и профессия». Помимо курсов по выбору в профориентационной среде комбината существуют элективные курсы: «Экономика и предпринимательство», «Декорирование трикотажных изделий», «Современный дизайн интерьера», «Металлорежущие станки и комплексы», «Электрорадиотехнологическая системотехника». В рамках профориентационной работы комбинат осуществляет сотрудничество с образовательными учреждениями зареченского района по созданию школьных кабинетов и уголков профориентации. В профориентационной системе учебного комбината существуют мощные информационно-коммуникативные комплексы, программное обеспечение которых позволяет транслировать информацию об учебных профессиях, а также проводить профориентационные мероприятия с обучающимися, родителями и профессиональными учебными заведениями. Стимулированию профессиональной ориентации учащихся способствуют и многочисленные экскурсии, проводимые комбинатом в технические колледжи и предприятия города.
Профориентационная система учебного комбината включает в себя направления по информированию, консультации и организации работы с учениками и учебными заведениями района.
В своей работе мы дали лишь краткую характеристику деятельности межшкольного учебного комбината города Тулы в прошлом и настоящем. Нельзя не согласиться с тем, что учебный комбинат играет огромную роль в образовательной системе района и города. Сотрудничество с образовательными учреждениями и предприятиями района и города, большая учебно-методическая база, квалифицированный педагогический коллектив, — все эти факторы обеспечивают еженедельный прием более двух тысяч учащихся образовательных учреждений зареченского района в неделю. Не смотря на то, что начальное профессиональное образование школьников осталось в прошлом, профориентационной работе с учениками в современной образовательной системе уделяется огромное внимание. Межшкольный учебный комбинат в современной образовательной среде стал тем ресурсным центром профессиональной ориентации учащихся, который был жизненно необходим образовательной системе Тулы.
Литература:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] // URL: http://минобрнауки.рф/документы/2974 (дата обращения: 21.06.2014)
2. Сайт межшкольного учебного комбината г. Тулы [Электронный ресурс] // URL: http://mou-muk4.ucoz.ru/ (дата обращения: 28.06.2014)
3. Сайт института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Тульской области [Электронный ресурс] // URL: http://ипк-тула.рф/index.php/123/regionalnye-pedagogicheskie-masterskie-rpm/593–18-fevralya-2014-goda-regionalnaya-pedagogicheskaya-masterskaya-formirovanie-universalnykh-uchebnykh-dejstvij-uchashchikhsya-v-khode-vypolneniya-issledovatelskikh-proektov-v-protsesse-obucheniya-tekhnologii (дата обращения: 28.06.2014)
Ключевые слова
профессиональное образование, профориентация, образовательная система, учебный комбинат, МУК г. Тулы, профессиональное образование.Похожие статьи
Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы
Статья представляет собой опыт анализа внедрения информационных комплексов свободного программного обеспечения в образовательную среду мужшкольного учебного комбината г. Тулы. Авторы предпринимают попытку показать не только особенности использования ...
Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)
В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса
В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (обр...
Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации
В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...
Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования
В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...
Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.
В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...
Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)
В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...
Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности
В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...
Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации государственной по-литики в сфере образования
В статье автор дает обоснование и описание процесса создания сайта образовательного учреждения как необходимого компонента открытого информационного взаимодействия организации и общественности. На примере поэтапного создания сайта Детской школы искус...
Похожие статьи
Опыт применения свободного программного обеспечения на уроках информатики в образовательной среде межшкольного учебного комбината г. Тулы
Статья представляет собой опыт анализа внедрения информационных комплексов свободного программного обеспечения в образовательную среду мужшкольного учебного комбината г. Тулы. Авторы предпринимают попытку показать не только особенности использования ...
Этническая история и культура России в системе дополнительного образования (на примере Белгородского региона)
В данной статье рассматриваются проблемы изучения этнической истории и культуры в системе дополнительного образования детей. Анализируется опыт такого изучения в различных учреждениях Белгородской области.
Система и содержание профессионального образования в колледжах
В статье изучены проблемы системного подхода к содержанию и процессу практического профессионального образования в колледжах, конкретного установления его составных частей, правильного определения содержания выполняемых работ, в том числе системного ...
Исследование профессиональной самостоятельности обучающихся университетского учебного комплекса
В статье представлен анализ результатов исследования профессиональной самостоятельности обучающихся Университетского учебного комплекса. Исследование проводилось в контрольной (традиционные образовательные учреждения) и экспериментальной группах (обр...
Понятие, классификация и проблемы спортивно-оздоровительного туризма в Российской Федерации
В данной статье рассматривается понятие спортивно-оздоровительного туризма, его цели и задачи. Анализируются предпосылки возникновения спортивно-оздоровительного туризма в России, а также особенности его развития и состояния на современном этапе. Про...
Развитие в России среднего профессионального образования, институтов непрерывного образования как составляющих системы непрерывного образования
В статье рассматриваются особенности развития среднего профессионального образования в России, отражаются преимущества факультетов СПО как структурного подразделения вуза перед интегрированными (вуз-ссуз) моделями учебных заведений; раскрывается соде...
Процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча в 1918–1939 гг.
В статье на основании архивных источников рассматривается процесс становления и деятельность Тюменского отдела Всеобуча. Исследователем описывается создание окружного совета по физической культуре, его работа и деятельность в физкультурном движении с...
Из опыта практики взаимодействия НКО и органов местного самоуправления (на примере Тулы)
В статье представлена актуальная информация об успешных практиках взаимодействия таких институтов гражданского общества как органы местного самоуправления и некоммерческие организации на примерах реализации муниципальной программы «Поддержка и развит...
Современный руководитель дошкольной образовательной организации: имидж и профессиональные обязанности
В статье авторы указывают на значимость дошкольного детства в дальнейшем становлении каждого человека, концентрируя внимание на вопросах управления дошкольной образовательной организацией. Представлена характеристика наиболее ценных качеств современн...
Сайт образовательного учреждения как инструмент реализации государственной по-литики в сфере образования
В статье автор дает обоснование и описание процесса создания сайта образовательного учреждения как необходимого компонента открытого информационного взаимодействия организации и общественности. На примере поэтапного создания сайта Детской школы искус...