Особенности эмоционального освоения эстетической картины мира как регулятора художественной деятельности ребёнка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бутенко, Н. В. Особенности эмоционального освоения эстетической картины мира как регулятора художественной деятельности ребёнка / Н. В. Бутенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : СатисЪ, 2014. — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/105/6033/ (дата обращения: 17.10.2024).

Во все времена приобщение ребёнка к освоению мира на основе эстетической культуры выступало традиционным приоритетом дошкольного образования, когда ребёнку через особое детское мировидение, чувствование и постепенное осмысление открывается в своей неповторимости картина мира. Эстетический мир ребёнка XXI века, формирующийся в глобальном информационном пространстве и потоке массовой культуры, заставляет сегодня педагогов образовательных учреждений переориентировать целевое содержание художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста на информацию об освоении мира и «формировании отношения к нему в условиях интеграции познавательной и художественной деятельности» (И. А. Лыкова). Процесс эмоционального освоения окружающего мира ребёнком составляет одну из задач художественно-эстетического развития личности. Возникает необходимость в разработке новых подходов к организации работы с дошкольниками по эмоциональному освоению мира как регулятора художественной деятельности в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учётом требований, направленных на 1) создание образовательной среды, обеспечивающей эмоциональное благополучие детей (ФГОС, Глава III, п.3.1); 2) обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым ребёнком (ФГОС, Глава III, п. 3.2.5). Открывая для себя разнообразие окружающего мира, ребёнок дошкольного возраставступает в разнохарактерные взаимодействия с различными сферами действительности, проявляя себя эмоционально. Именно эмоции и чувства детей выступают составляющей базиса личностной культуры дошкольника, функциональным органом индивида и ядром личности (А. В. Запорожец). Аксиологический подход к образованию позволяет осуществлять развитие эмоций на основе приобщения ребёнка к общечеловеческим и культурным ценностям, а эмоцию рассматривать как его духовную ценность.

Формируя понятийное поле термина «эмоция», отметим, что научные источники трактуют его с разных позиций. Эмоции как особый класс психических состояний человека отражаются в формах его ощущений, переживаний, отношений к людям и к окружающему миру. С точки зрения психологии эмоции [от лат. emovere — волновать, возбуждать] сопровождают любые проявления субъекта, служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей [4, с. 823]. Эмоция способна оказывать влияние на мыслительную деятельность и психические процессы, сделать её более или менее продуктивной. Педагогический опыт указывает на использование целенаправленного моделирования эмоций в дошкольном возрасте (М. Е. Литвак), которое осуществляется по схеме: удивление — интерес — радость, что позволяет ребёнку находиться в активной форме и испытывать психологический комфорт в процессе разных видов детской деятельности.

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева и др. обозначены четыре этапа в развитии эмоций детей, обусловленные их возрастом: I этап — у детей появляется способность к «заражению» эмоциональным состоянием другого в совместном взаимодействии; II этап — зарождающееся у ребёнка умение подчинять свои действия словесной инструкции взрослого; III этап — эмоции начинают предвосхищать ход выполнения действий, изменяется содержание аффектов и возникают особые формы эмпатии; IV этап — интеллектуализация аффектов, дифференциация внешнего и внутреннего означает появление мира чувств у ребёнка (эмоции для превращения в мысль нужно время). На протяжении дошкольного детства эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая богатое содержание и сложные формы проявлений, данные изменения происходят в процессе усвоения дошкольниками социальных ценностей, а искусство выступает эталоном этих ценностей.

В педагогической теории и практике проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста рассматривалась в контексте художественно-эстетической деятельности разными учёными (Н. М. Зубарева, Т. С. Комарова, В. Г. Косминская, Л. П. Печко, Р. М. Чумичева, А. Ф. Яфальян и др.), согласно мнения которых, чем младше ребёнок, тем ярче его эмоции, которые закрепляются благодаря частым эмоциональным контактам со взрослыми. В рамках исследования проблемыпоэмоциональному освоению эстетической картины мира как регулятора художественной деятельности ребёнка необходимо констатировать положения, существенные для художественно-эстетического развития в период детства.

Во-первых, эмоциональное освоение ребёнком эстетической картины мира осуществляется в процессе освоения культуры и искусства. Весь мир культуры и искусства как продукт человеческого творчества раскрывается перед ребёнком в художественных образах и предметах, которые он начинает осваивать на уровне культурных и личностных смыслов. Проблема воздействия искусства на ребёнка имеет общепедагогическое значение, поскольку является важным средством развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Искусство, являясь носителем общечеловеческих и национальных ценностей, способствует усвоению и формированию определенных эмоциональных эталонов, позволяющих ребенку комфортно ощущать себя в национальной и этнической группе, к которой он принадлежит. Наиболее высокие потенциальные возможности эмоционального освоения мира заложены в искусстве, как образе реального мира, как носителе знаков и символов цивилизации, культуры и народов. Формирование эстетических эмоций традиционно рассматривалось в контексте вопросов влияния искусства на становление личности. Искусство несёт не обыденные, а художественные эмоции как социально ценные, переживание которых оставляет эстетическое наслаждение (Л. С. Выготский).

Во-вторых, в период дошкольного детства именно эмоционально-образное созерцание и восприятие окружающей картины мира остаётся основным объектом познания ребёнка. В дошкольном детстве на основе накапливаемого эстетического и познавательного опыта, выступающего структурированной системой представлений и знаний, способов интеллектуальной и практической деятельности, у ребёнка начинает складываться картина мира. При непосредственном взаимодействии дошкольников с миром искусства, имеющим положительный эмоциональный тон, возникают разнообразные яркие впечатления, обогащается эмоциональный опыт ребёнка. Такому обогащению опыта в большей степени способствует раскрытие ценностей, представленных в произведениях искусства, а возникающие эстетические переживания выступают основой духовного развития личности (Р. М. Чумичева). Эмоция выступает важнейшим инструментом в процессе присвоения ребёнком культуры и художественных образов искусства, когда ребёнок должен приобрести эмоционально-ценностный опыт отношения к миру, который необходим ему для жизни, для овладения собственными способами познания мира (Б. М. Неменский).

В-третьих, знакомство дошкольников с изобразительнымискусством в детском саду не сводится к передаче знаний, формированию определённых умений и навыков. Важнейшим условием развития самостоятельной художественной деятельности, по мнению И. А. Лыковой [1, с. 18], является предметный мир, ограниченный изучением предметов, содействующих обогащению и развитию художественной практики ребёнка. В русле психологических теорий (П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев и др.) установлено, что формирование психических действий, связанных с художественными эмоциями и переживаниями проходит активнее, если свойства разных явлений опредмечиваются. В процессе достижения поставленных перед ребёнком творческих задач у него постепенно формируется потребность в эвристических способах преобразования предметов и образов. В процессе преобразования эмоций в социально значимые могут возникать эмоции познавательной направленности, ведущей к самостоятельным творческим действиям.

В-четвёртых, всовременной системе дошкольного образования особая роль принадлежит художественной деятельности ребёнка как универсальному средству мотивации к познанию и творчеству. Искусство не только изучается ребёнком с помощью взрослого в процессе художественно-творческой деятельности, но и проживается ребёнком в чувствах, которые не возникают сами по себе, а являются его реакцией на явления окружающей жизни. Ведущее значение для общего развития ребёнка имеет его участие в разных видах художественной творческой деятельности, направленной на самовыражение, самораскрытие и совершенствование его творческих способностей. Художественное творчество успешно развивается в тех оптимально созданных условиях обогащения культурного опыта и личностного роста ребёнка, где в процессе творчества обеспечивается эмоциональный комфорт, влияющий на формирование у ребёнка уверенности в своих возможностях (Т. С. Комарова). Осваивая окружающий мир, дети дошкольного возраста в процессе экспериментирования и самостоятельной деятельности начинают воссоздавать его в продуктах собственного творчества (рисунок, аппликация, поделка и т. п.), формируя собственный опыт.

В-пятых, практика работы в дошкольных образовательных учреждениях показывает, что эмоциональное освоение дошкольником окружающего мира целесообразно осуществлять в специально-организованных формах художественно-эстетической деятельности. Эстетические беседы и искусствоведческий диалог организуются педагогом с целью знакомства детей с художественными произведениями и культурными памятниками. В процессе совместного обсуждения активизируется детское восприятие, формируются способности к рассматриванию, осмыслению и переживанию визуальных образов.Познавательные экскурсии на художественные выставки и в музеи изобразительного искусства помогают ребёнку через познание «художественного языка» внимательнее вникать в само художественное произведение и познавать новый смысл слов, что делает искусство «видимым». Освоение языка изобразительного искусства, рассматривающегося в контексте освоения культурных традиций и обычаев, по мнению Б. А. Столярова [3, с. 12], усиливает познавательный интерес личности к искусству и способствует пониманию и эмоциональному сопереживанию художественных образов. Организация работы по созданию мини-музея художественно-эстетического направления в группе предполагает использование широкого спектра художественных материалов для оформления музейных экспозиций и включение детей в процесс его создания (коллекционирование, художественное оформление и т. п.). Студия детского дизайна рассматривается в направлении художественно-эстетического развития ребёнка средствами дизайнерской деятельности. В исследованиях Н. В. Микляевой [2, с. 22] детская дизайнерская деятельность рассматривается «в единстве формирования у ребёнка эстетического отношения к миру и его художественных способностей через навыки художественного труда». Детское художественно-творческое экспериментирование (Т. С. Комарова, И. А. Лыкова и др.) используется для развития умения интегрировать художественные материалы и нахождения способов создания интересного продукта творчества. Система работы педагога по художественно-творческому экспериментированию должна предусматривать опыты интеграции с познавательным содержанием на начальном этапе — диалог взрослого с ребёнком, далее — организация самостоятельного творчества ребёнка.

Таким образом, эмоциональное освоение эстетической картины мира ребёнком в процессе художественной деятельности позволяет нам определить эстетическую основу (художественные и эстетические эмоции) как связующее звено между миром, отражённым в произведениях искусства и реальной действительностью в качестве посредника в диалоге «мир — художник — ребёнок — педагог». Такая позиция, несомненно, обеспечит ценностный обмен культурной информацией и будет способствовать эмоциональному и духовному обогащению дошкольников через формирование умения самостоятельно генерировать многообразие новых культурных и информационных текстов.

Литература:

1.                  Лыкова, И.А., Буренина, А. И. Талантливые дети: индивидуальный подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И. А. Лыкова, А. И. Буренина. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. — 144 с.

2.                  Микляева, Н. В. Дизайн в детском саду. Методическое пособие для педагогов ДОУ [Текст] / под ред. Н. В. Микляевой, Г. В. Урадовских. — М.: УЦ «Перспектива», 2011. — 128 с.

3.                  Мы входим в мир прекрасного: образовательная программа и методические рекомендации [Текст] / авт. кол. А. М. Вербенец, Б. А. Столяров и др. — СПб: 2008. — 208 с.

4.                  Психология. Полный энциклопедический справочник [Текст] / Сост. и общ. ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. — СПб.: ЕВРОЗНАК, 2007. — 896 с.

Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, III, окружающий мир, эмоция, дошкольное образование, искусство, художественная деятельность, эмоциональное освоение, дошкольное детство, изобразительное искусство.

Похожие статьи

Создание «протяжённой среды» как фактора нравственного развития школьника

Роль уроков литературы в процессе становления личности школьника

Художественный ручной труд в системе дополнительного образования как средство формирования творческой личности

Ритм как средство выразительности окружающей действительности в музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное развитие обучающихся на уроках литературы через технологию развития критического мышления

Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация»)

Влияние развлечений на развитие творческого воображения и художественного вкуса детей

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности

Похожие статьи

Создание «протяжённой среды» как фактора нравственного развития школьника

Роль уроков литературы в процессе становления личности школьника

Художественный ручной труд в системе дополнительного образования как средство формирования творческой личности

Ритм как средство выразительности окружающей действительности в музыкальной и изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Формирование духовного мира личности и интеллектуальное развитие обучающихся на уроках литературы через технологию развития критического мышления

Развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов студентов в условиях инновационного обучения (на примере курса «Жизненная навигация»)

Влияние развлечений на развитие творческого воображения и художественного вкуса детей

Роль личности учителя в мотивационной деятельности ученика

Предметная неделя как средство развития индивидуальности личности

Роль детского музыкального творчества в развитии одаренности