Индивидуально-психологические особенности будущих специалистов военного профиля | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.08.2014

Статья просмотрена: 2383 раза

Библиографическое описание:

Марков, К. В. Индивидуально-психологические особенности будущих специалистов военного профиля / К. В. Марков. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 297-300. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6050/ (дата обращения: 19.12.2024).

Одним из основных направлений развития военной организации государства признано повышение эффективности функционирования системы военного образования, что рассматривается Военной доктриной РФ как одна из первостепенных задач [1]. Решению проблемы совершенствования уровня военного образования уделяется большое внимание на государственном уровне. В целях реализации указанных выше положений и в рамках осуществления реформирования системы военного образования в России проводится эксперимент по подготовке офицеров по отдельным специальностям инженерного, гуманитарного и юридического профилей из числа студентов гражданских высших учебных заведений с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту. Данная подготовка реализуется в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования [2]. Подготовка офицеров при гражданских учебных заведениях изначально планировались как менее затратная альтернатива высшим военным учебным заведениям.

Учебный военный центр является образовательным учреждением, поэтому его основная функция — образовательная, подразумевающая два основных направления работы — обучение и воспитание. Основными задачами учебного военного центра являются: реализация программы военной подготовки граждан, а также участие в проведении воспитательной работы среди граждан и работы по военно-профессиональной ориентации молодежи. Учебные военные центры при вузах являются достаточно новой структурой, поэтому многие теоретические и практические аспекты их функционирования еще ждут своей разработки. Особенно это касается аспектов, связанных с личностными особенностями контингента обучающихся в учебных военных центрах.

Внутренние и глубинные особенности людей, которые делают каждого из нас индивидуальным, отличным от остальных представителей нашего вида, называются личностными особенностями. К ним относят все то, что является постоянным, глубинным, стабильным и оказывает влияние на остальные особенности человека. К этой сфере относят темперамент, мотивы поведения, психологический характер, способности, стремления, личностную идентичность [3].

В соответствии с общепринятой классификацией, различают четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Наблюдения позволили нам выявить следующие особенности каждого вида темперамента, характерные для курсантов. Для сангвиника характерны подвижность, активность, впечатлительность, быстрая реакция на изменение обстановки, способность легко справляться с работой; в учебной деятельности — способность к быстрому запоминанию учебного материала. Однако, присутствуют такие отрицательные качества, как отсутствие усидчивости, настойчивости, неспособность доводить начатое дело до конца, стремление заниматься несколькими видами деятельности одновременно без видимых результатов. В личностном плане представитель этого типа обычно жизнерадостен и жизнелюбив, что способствует формированию общего положительного фона жизнедеятельности. У холерика нервные процессы очень сильные, но не уравновешены, преобладает возбуждение, для него характерна решительность; он довольно быстро оценивает факты и обстановку и энергично решает задачу, инициативен, способен предложить нестандартный вариант решения проблемы, оживить процесс. Отрицательная сторона данного типа темперамента в личностном плане характеризуется такими качествами, как вспыльчивость, резкость в поступках и действиях, неуравновешенность, неспособность владеть собой в определенных ситуациях и сдерживать себя, склонность к грубости, нетерпимости, раздражительности, выражению постоянного недовольства. Естественно, что для будущего офицера наличие таких качеств представляет огромную проблему в межличностных отношениях, прежде всего. В поведении курсант-флегматик отличается уравновешенностью, его невозможно вывести его из этого состояния, его отличают высокий уровень работоспособности, способность к высокой степени напряжения в работе, стремление всегда доводить начатое дело до конца. К отрицательным сторонам относят малоподвижность, медлительность, это проявляется в мышлении и в поведении. Приступая к решению поставленной задачи, он будет довольно долго ее обдумывать и искать все возможные пути решения, однако его решения будут отличаться фундаментальностью. В деятельности его отличают пассивность и безразличность к делам коллектива.

У курсанта-меланхолика процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладают тормозные реакции, тенденция к углублению в себя, замкнутости, неуверенности, что влечет за собой проблемы в общении с окружающими. Низкий уровень общительности делает его уязвимым для любого внешнего воздействия, мнительным, движения и жесты неуверенные. Он характеризуется низкой работоспособностью, особенно в неблагоприятных условиях. Положительное у курсантов этого типа темперамента — высокая чувствительность органов чувств, душевность, высокий уровень восприимчивости к воспитательным воздействиям, тонкое понимание людей, способность проявить сочувствие и прийти на помощь ближнему, талант внимательно и спокойно выслушивать собеседника.

Как правило, в чистом виде охарактеризованные выше темпераменты не встречаются, а имеют место их сочетания. Однако есть превалирующие черты, по которым делают вывод о наличии того или иного типа темперамента. Профессия военного предъявляет свои особые требования к человеку, и многое зависит от темперамента. Тип темперамента необходимо учитывать в учебно-воспитательной работе с курсантами УВЦ. Каждый тип имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Знание типологических особенностей темперамента курсантов исключает предвзятое отношения к представителям того или иного типа. Владение информацией об особенностях темперамента поможет преподавателю выбрать из арсенала учебно-воспитательных средств наиболее верные.

Под воздействием социальной среды и многих других факторов особенности поведения курсантов, определяемые их темпераментом и другими психическими образованиями, превращаются в устойчивые черты характера. Характер представляет собой систему относительно устойчивых психических черт, качеств личности, ее психический склад, который определяет линию поведения человека и выражается в его отношениях к окружающему миру, деятельности, другим людям, самому себе [4]. В характере наиболее полно выражаются индивидуальные особенности человека. По отношению к окружающему миру характеры могут быть идейные, убеждённые, принципиальные илибеспринципные, безыдейные. Убеждённость порождает уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдаёт все свои силы. Для курсантов, обладающих идейным характером, характерна непреклонность в борьбе, принципиальность в поведении. У беспринципного человека не сложились прочные высокоидейные убеждения, его поведение и поступки определяются узколичными целями и мотивами. Именно такой характер является одной из причин дисциплинарных поступков отдельных курсантов. Курсантам военных учебных центров присущи разнообразные потребности, во всем многообразии которых ведущими могут быть либо материальные, либо духовные; важно, чтобы у будущих офицеров ведущую роль в их учебной деятельности играли духовные потребности, в первую очередь потребность в отличном овладении военной профессией, добросовестном отношении к учёбе, службе и дисциплине.

По отношению к труду различают характеры деятельные и бездеятельные. Курсанты с деятельным характером отличаются трудолюбием, настойчивостью в овладении военной профессией, активно участвуют в общественной жизни, проявляют полезную инициативу. Некоторые курсанты не любят трудиться, стремятся уклониться от общественной работы, избегают трудностей, потому что не имеют представления, как с ними справиться. Им свойственны равнодушие и пассивность. Характер таких курсантов является бездеятельным, и они нуждаются в планомерной, настойчивой воспитательной работе, направленной на повышение активности.

Тип характера по отношению к другим людям может быть коммуникабельным или замкнутым. Курсанту УВЦ коммуникабельность необходима для формирования и сплочения воинского коллектива, установления правильных, с точки зрения общечеловеческих и этнических ценностей, взаимоотношений с товарищами. Если в основе общительности нет должной принципиальности, то может возникнуть ложное понимание роли коллектива, что ведёт к панибратству, к групповщине, а то и к потере бдительности. Курсант с замкнутым характером испытывает значительные трудности во всех видах коммуникации. Ему достаточно сложно завоевать уважение, доверие, авторитет среди товарищей. Причины замкнутости могут быть связаны с привычкой к одиночеству, робостью, недоверием и отрицательным отношением к людям. Обычно замкнутость — это результат влияния каких-либо неудач и осложнений в жизни курсанта, неправильного воспитания в семье. Большое влияние на развитие направленности личности будущего офицера оказывает крепкий, сплочённый на принципиальной основе курсантский коллектив. Здесь в совместной, хорошо и интересно организованной деятельности у курсантов развиваются близкие по содержанию стремления, интересы, высокоидейные мотивы поведения, упрочивается военно-профессиональная направленность. Если же кто-либо из курсантов не проявляет настойчивости в достижении поставленной цели, не добивается высоких результатов в своей деятельности, то коллектив, как правило, осуждает его и силой общественного мнения побуждает не только ставить высокие цели, но и добиваться их осуществления. И чем крепче сплочён коллектив, тем сильнее он оказывает положительное влияние на каждого человека.

По критерию отношения к самому себе характер может быть коллективистским или эгоистичным. У будущего офицера, которому свойственны коллективистские черты характера, приоритетом пользуются интересы общества и коллектива. Свои потребности и нужды он подчиняет общественным интересам, готов прийти на помощь ближнему, при этом самокритичен, трезво оценивает свои положительные и отрицательные стороны, критически относится к своим недостаткам. Курсант с эгоистичным характером склонен к возвеличиванию собственной персоны, как правило, переоценивает свои возможности и интересы, всё остальное оценивает с точки зрения личной выгоды, в достижении собственных целей и получении выгоды способен на обман.

Характер можно оценивать также по его силе. Сильный характер у тех курсантов, которые всегда поступают сообразно своим убеждениям, последовательно ведут себя в различных, в том числе и трудных, условиях, проявляют настойчивость в достижении поставленных целей. И наоборот, курсанты со слабым характером отличаются непоследовательностью в своём поведении, расхождением между словами и делами, боязнью трудностей.

Большое значение при оценке характера имеет выявление его устойчивости или неустойчивости. У будущего офицера с устойчивым характером длительное время сохраняются присущие им отношения, убеждения, привычки и другие особенности. Неустойчивость характера проявляется в быстрой смене взглядов, убеждений, отношений.

Характер может быть цельным и противоречивым. Цельный характер у того курсанта, у которого отдельные мысли, чувства, взгляды, поступки согласуются между собой. Поведение такого курсанта в любой ситуации можно предвидеть, на него всегда можно положиться. И наоборот, курсант с противоречивым характером отличается наличием несовместимых друг с другом, взглядов и убеждений, целей и мотивов, стремлений, желаний и поступков. В одних условиях он может говорить и делать одно, в иных -другое. Поведение такого курсанта трудно предвидеть.

Характер является своеобразным выражением психических познавательных процессов, чувств, воли, направленности, темперамента и способностей. Направленность личности, её убеждения, интересы, потребности, мотивы деятельности определяют содержание характера, его цельность или противоречивость, устойчивость. Характер курсанта проявляется, прежде всего, в его деятельности, в речи и во внешнем облике. В деятельности будущего офицера по овладению военной профессией можно увидеть его отношение к окружающему, к труду, к товарищам, командирам и преподавателям, к самому себе, определить положительные и отрицательные черты характера, его силу, устойчивость и цельность.

Нравственное воспитание курсантов — непременное условие формирования у них положительных черт характера. В развитии положительных черт характера большую роль играет самовоспитание курсантов. Командиры, преподаватели должны руководить этим процессом, побуждать обучаемых формировать у себя черты характера, необходимые для успешного овладения военной профессией и профессиональной деятельностью.

Способности — это совокупность таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности [4]. По своей внутренней структуре способности включают внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления. От способностей зависит успешность овладения курсантом знаниями, навыками и умениями, формирование у него мастерства. Развитию способностей помогает правильная оценка своих положительных качеств и недостатков. Как переоценка, так и недооценка своих сил и возможностей подрывает способности. Преподаватели, командиры должны тактично показать каждому курсанту перспективы их дальнейшего совершенствования, их положительные качества и недостатки. При этом не следует преувеличивать недостатки и промахи. Этим можно подорвать уверенность в своих силах, приглушить развитие способностей.

Формирование личности будущего офицера в учебном военном центре — сложный и многогранный процесс, успех которого обеспечивается, прежде всего, его организацией и планированием, созданием внешних и внутренних условий для развития и интенсивного проявления необходимых качеств, обогащения знаний, навыков и умений обучающихся. В практической деятельности необходим не просто учет отдельных личностных качеств и компетентностей, важно отношение к личности как к системному образованию, функционирование которого осуществлялось бы в единстве всех ее компонентов. Изучение и учет личностных особенностей курсантов позволят повысить эффективность учебно-воспитательного процесса.

Литература:

1.      Новая Военная доктрина Российской Федерации. http://www.arms-expo.ru/news/archive/voennaya-doktrina-rossiyskoy-federacii10–02–2010–09–48–00/.

2.      Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 275-р «Об учебных военных центрах, факультетах военного обучения и военных кафедрах при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» — http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/92899/.

3.      Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. — 3-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 512 с.

4.      Сластенин, В. А. Психология и педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 480 с.

Основные термины (генерируются автоматически): будущий офицер, курсант, тип темперамента, военная профессия, военное образование, отношение, способность, учебный военный центр, характер, личностный план.

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Формирование социолингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля

Развитие социо-эмоциональной компетентности у студентов педагогических вузов Вьетнама

Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала

Моделирование в развитии профессиональной компетентности выпускника-строителя

Технология развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия развития конкурентоспособности личности старшеклассника

Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Формирование социолингвистической компетенции у будущих учителей иностранного языка

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля

Развитие социо-эмоциональной компетентности у студентов педагогических вузов Вьетнама

Информационная готовность будущих специалистов как условие становления профессионала

Моделирование в развитии профессиональной компетентности выпускника-строителя

Технология развития профессиональной ответственности у курсантов авиационных технических училищ

Современные требования к урокам специальных дисциплин в контексте профессиональной подготовки педагога-музыканта