Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Криванчикова, А. А. Взаимодействие медиков и педагогов как условие коррекционно-развивающей работы в домах ребенка / А. А. Криванчикова, С. Н. Авдеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 236-237. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6065/ (дата обращения: 17.10.2024).

В свете сегодняшнего дня проблемы детей, рождающихся с отклонениями в развитии, являются наиболее актуальными. Достижения современной медицины дают таким детям возможность выжить физически, а успехи коррекционной педагогики и психологии — социально адаптироваться, насколько это позволяет сделать дефект.

Современному коррекционному педагогу, работающему с воспитанниками детских стационарных учреждений, имеющими различные аномалии необходимо широкое применение медико-биологических знаний. Это связано с тем, что практически все эти дети имеют отдаленные последствия перинатальной энцефалопатии, характеризующиеся сложной структурой дефекта и сочетанными дефектами (Слепоглухие дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с дефектами зрения, слуха, речи и т. д.) Педагог, имеющий дело с детьми с различного вида патологией, сталкивается с проблемами, решение которых возможно при консолидации усилий медиков, педагогов, психологов и сотрудников социальной службы. Это следует учитывать при подготовке специалистов.

Медицинские проблемы включают:

-          ограниченные возможности своевременной диагностики;

-          отсутствие методов лечения;

-          высокий процент инвалидизирующих заболеваний.

Педагогические проблемы включают:

-          недостаточную изученность педагогами медико-психологических особенностей воспитанников;

-          трудности в создании индивидуальных педагогических программ для каждого ребенка с аномалиями развития;

-          создание программ для групп детей с конкретной патологией;

-          характер задержки психического развития и умственной отсталости при наличии патологии, затрудняющий коррекционную работу с такими детьми;

-          проблемы организации общения детей, имеющих аномалии развития, с другими детьми;

-          недостаточную подготовку педагогов по некоторым медицинским вопросам

-          необходимость преодоления изоляции детей с ограниченными возможностями, и неадекватной оценки возможностей детей их здоровыми сверстниками и др.

Решение педагогических проблем возможно, но при условии подготовки кадров, знакомых с патологией; при введении в программы педагогических учебных заведении курса педиатрии и неврологии, создании программ ранней реабилитации детей с различными заболеваниями.

В настоящее время в России подготовкой специалистов для работы с детьми, имеющими аномалии развития, занимается лишь небольшое количество учебных учреждений. В специализированном доме ребенка «Звёздочка» г.Астрахани, на добровольных началах, медицинский персонал проводит специальные занятия для воспитателей и учителей-дефектологов. («Возрастной анатомии, физиологии и гигиене», «Основам здорового образа жизни»).

Знания по данным дисциплинам необходимы для изучения общей и специальной психологии, педагогики, частных методик, детской невропатологии, психопатологии детского возраста, анатомии, физиологии и патологии органов слуха, речи и зрения. Они помогают педагогам отличать норму развития от патологии; способствуют овладению специальной терминологией, умением грамотно строить общение с ребенком.

В нашем доме ребенка воспитатели и учителя-дефектологи знакомятся с понятиями симптома и синдрома, изучают часто встречающиеся в детском возрасте наследственные заболевания, требующие коррекции. На занятиях рассматриваются причины дефекта, медицинская и педагогическая коррекция, четко разграничиваются функции и возможности медицинского персонала и педагога

Знания, умения и навыки, полученные на таких занятиях, углубленные и закрепленные в процессе изучения специальных дисциплин и на педагогической практике, позволяют педагогам в профессиональной деятельности воспитателя/учителя найти индивидуальный подход к каждому ребенку, исходя из его личностных особенностей и состояния здоровья, грамотно планировать учебно-воспитательную деятельность, способствующую сохранению и коррекции здоровья, а также социальной адаптации детей с аномалиями в развитии. Эти знания и умения составляют основу профессиональных навыков педагогов специализированного дома ребенка «Звёздочка» и дают им возможность реализовать личностно ориентированную модель взаимодействия в воспитании детей, имеющих аномалии развития, внести свой посильный вклад в решение проблем, с которыми сталкиваются дети, имеющие патологию.

Литература:

1.                  Величко Е. В. «Обучаясь — лечусь» Реабилитационная программа по изобразительной деятельности в специализированных Домах ребенка. –Астрахань: Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП», 2008.–128с.

2.                  Григорьева Г. Г. Кочетова Н. П. Кроха: Пособие по воспитанию и обучению и развитию детей до 3-х лет.- М.;Просвещение,2000.–256с.

3.                  Дети-сироты: консультирование и диагностика развития./ Под ред. Е. А. Стребелевой, М., «Полиграфсервис», 1998.

4.                  Щелованов Н. М., Аскарина Н. М., Воспитание детей раннего возраста в детских учреждениях. — М.,–Медгиз,1965–346с

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, аномалия развития, детский возраст, имеющая аномалия развития, патология, создание программ, специализированный дом ребенка.

Похожие статьи

Наставничество при проектировании коррекционно-развивающей программы по проблемам школьной готовности в детском саду

Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста

Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию

Похожие статьи

Наставничество при проектировании коррекционно-развивающей программы по проблемам школьной готовности в детском саду

Использование коммуникационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ

Создание условий развивающего пространства в коррекционной работе с детьми с нарушениями в развитии

Игра как метод коррекционной работы воспитателя с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи

Использование игр и проблемных ситуаций в коррекционно-педагогическом процессе у детей дошкольного возраста

Интеграция непосредственной коррекционно-развивающей деятельности логопеда и инструктора по физической культуре

Здоровьесберегающие технологии в работе воспитателя с детьми коррекционно-развивающего центра (из опыта работы)

Преемственность в работе детского сада и школы как условие успешной адаптации детей к школьному образованию