Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере Чувашской Республики | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 19.08.2014

Статья просмотрена: 642 раза

Библиографическое описание:

Головина, А. Г. Повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена на примере Чувашской Республики / А. Г. Головина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 259-261. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6067/ (дата обращения: 15.11.2024).

По состоянию на 1 января 2014 года на территории Чувашской Республики образовательную деятельность осуществляют 33 профессиональные образовательные организации (государственные — 27, негосударственные — 4, филиалы вузов — 2), в которых обучаются 26612 чел.

Во всех 27 государственных профессиональных образовательных организациях учебный процесс организован на основе федеральных образовательных стандартов. Разработаны основные профессиональные образовательные программы и программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Они составлены с учётом требований работодателей. Реализуются в учебном процессе междисциплинарные курсы и профессиональные модули. Созданы фонды оценочных средств. Проблем, связанных с внедрением федеральных образовательных стандартов в учреждениях образования не наблюдалось. В настоящее время идёт процесс корректировки содержания профессиональных модулей по идентичным профессиям и специальностям в целях создания системы единых требований к формируемым профессиональным компетенциям студентов.

В целях методического сопровождения профессиональных образовательных организаций при реализации ст. 15 Федерального закона от 27 ноября 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», были подготовлены методические рекомендации по использованию сетевой формы реализации образовательных программ, которые получили высокую оценку в рабочей группе, сформированной на уровне Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки Российской Федерации. Это позволило начать работу в сети в рамках «Профессиональная образовательная организация — профессиональная образовательная организация». В течение первого полугодия 2013–2014 учебный год педагогами ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций разработан 31 сетевой модуль и междисциплинарный курс. В их реализации смогли принять участие около 400 студентов других учреждений образования, что способствует повышению качественного уровня подготовки кадров.

В рамках реализации ФГОС одним из главных приоритетов в развитии профессионального образования в республике становится индивидуализация, которая требует от педагогов освоения новых компетенций и нового технологического инструментария. В целях принятия эффективных управленческих решений в работе с содержанием деятельности педагога, предполагающим тьюторский аспект, организовано обучение 2 групп педагогических работников из 5 профессиональных образовательных организаций, которое прошло на базе Чувашского регионального отделения межрегиональной общественной организации «Межрегиональная Тьюторская Ассоциация». Первая группа в количестве 21 человека в течение второго полугодия 2013 года повысила свой профессиональный уровень по программе «Индивидуализация образования и развитие тьюторства в условиях государственно — общественного управления» и получила свидетельства Волгоградского института повышения квалификации. В настоящее время обучение проходит 2 группа. Основной задачей этих педагогических работников станет формирование педагогических проб и тьюторских практик, а также разработка индивидуальных программ обучения.

Значительному повышению качества образования способствует внедрение в учебный процесс современных технологий обучения. Среди них широкое распространение находят технология модульного обучения в разных её вариациях, метод проектной деятельности, кейс — технология, метод групповой дискуссии, проблемное обучение, различные интерактивные методы.

По данным образовательных учреждений, в 2013 году более 50 % педагогов активно внедряли в учебный процесс инновационные техники, технологии и методики. 10 % из них представили результаты своей деятельности в различного рода методических статьях, методических разработках, методических рекомендациях и т. п.         

Значительно выросло количество педагогических работников, использующих на учебных занятиях информационно — коммуникационные технологии. По сведениям руководителей образовательных организаций, применяют их в своей практической работе более 80 процентов педагогов.

Большую поддержку в педагогическом сообществе стал находить Интернет. Более 90 % преподавателей и мастеров производственного обучения за последние 3 года получили в различных образовательных учреждениях навыки работы в высокоразвитой информационной среде и стали способны решать профессиональные задачи на основе комплекса компонентов, обеспечивающих интеграцию новых технологий в педагогическую систему. Эффективное использование широкого спектра возможностей компьютера в образовательном процессе даёт возможность обеспечивать более качественную подготовку студентов.

Реализация системного пролонгированного процесса повышения квалификации педагогических работников за счёт внедрения в учебный процесс современных технологий свидетельствует о позитивной динамике в развитии их педагогического творчества. В 2013 году 50 педагогов профессиональных образовательных организаций стали победителями всероссийских олимпиад и конкурсов, 18 — межрегиональных, 67 — республиканских. По числу победителей превалируют Канашский педагогический колледж, Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий, Чебоксарский электромеханический колледж.

В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации В. В. Путина от 7 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» и в соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» предусмотрено создание в течение 2013–2016 годов семи многофункциональных центров прикладных квалификаций (далее — центр) на базе государственных профессиональных образовательных организаций. Центры будут созданы как элементы инфраструктуры системы профессионального образования республики по отраслям: «Строительство», «Жилищно-коммунальное хозяйство», «Машиностроение», «Электротехника», «Транспорт», «Сельское хозяйство», «Сфера обслуживания».

В основу формирования центров положен ряд принципов:

-          концентрация дефицитных высокостоимостных ресурсов от различных собственников, которые служат источником конкурентоспособности личности, профессиональной образовательной организации, экономики республики;

-          сетевая организация обучения — для расширения доступа к ресурсам, продиктованного выбором образовательной программы, видом профессиональной деятельности, способом обучения и для реализации механизма частно-государственного софинансирования модулей образовательной программы. В этих целях разработаны методические рекомендации по созданию модели реализации сетевых образовательных программ на базе ресурсных центров и многофункциональных центров прикладных квалификаций;

-          корпоратизация управления — для перехода от директивных к договорным отношениям со всеми субъектами, которые обеспечивают качество прикладных квалификаций (работодатель, обучающийся, профессиональная образовательная организация, министерство). Это потребовало, чтобы руководители владели методами бизнес-менеджмента. На 1 января текущего года 85,7 % руководителей и 80,2 % заместителей директоров государственных профессиональных образовательных организаций прошли переподготовку по направлению «Менеджмент»;

-          непрерывность профессионального обучения — для того чтобы индивиды имели возможность постоянно адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности, удовлетворять свои образовательные потребности, в том числе связанные с достижением определенного социального статуса.

Первый такой центр в Чувашской Республике начал свою работу в 2013 году как структурное подразделение автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум транспортных и строительных технологий» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики. Важным при этом является участие работодателей в создании данного центра. В соответствии с договорами о сотрудничестве в 2013 году открытое акционерное общество «Дорисс» дооснастил учебный полигон производства дорожно-строительных работ краном башенным КБ-308, общество с ограниченной ответственностью «Техинагро» — железобетонными конструкциями и сыпучими материалами.

В 2014 году в соответствии с приказом Минобразования Чувашии от 25 февраля 2014 г. № 271 дополнительно созданы три центра по отраслям:

-          «Электротехника» на базе бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский электромеханический колледж», которое является межрегиональным ресурсным центром данного направления;

-          «Машиностроение» на базе автономного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский машиностроительный техникум», которое является ресурсным центром данного направления, созданного в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование»;

-          «Жилищно-коммунальное хозяйство» на базе бюджетного образовательного учреждения Чувашской Республики среднего профессионального образования «Чебоксарский техникум строительства и городского хозяйства». Основным звеном центра стал учебно-производственный полигон «Умный дом» техникума. Строительство полигона начато в 2012 году и на эти цели израсходовано 30,0 млн. рублей, в том числе бюджетные средства — 6,5 млн. рублей и внебюджетные средства учебного заведения — 23,5 млн. рублей.

Непрерывность профессионального образования, как один из принципов формирования центров, непосредственно связана с выполнением абзаца четвертого подпункта «в» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

В данном случае Центры окажут непосредственное содействие в качественном решении задачи по увеличению доли занятого населения, прошедшего повышение квалификации и профессиональную подготовку, до 37 процентов в общей численности занятого населения в возрасте от 25 до 65 лет.

Литература:

1.                  Республиканская целевая программа комплексного развития профессионального образования в Чувашской Республике на 2011–2015 годы и на период до 2020 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=901195;

2.                  «Дорожная карта» «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки в Чувашской Республике» [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://gov.cap.ru/SiteMap.aspx?gov_id=13&id=1650165;

3.                  Головина, А. Г. Пути решения проблемы создания и развития конкурентоспособной и социально-ориентированной системы непрерывного профессионального образования Чувашской Республики / А. Г. Головина // Подготовка профессиональных кадров: мониторинг качества и управление образовательным процессом. Коллективная монография / Научн. ред. О. В. Кириллова. — Чебоксары: изд-во ЧГУ, 2014. — С. 3–27;

4.                  Головина А. Г. Мобильная многоуровневая подготовка профессиональных кадров, востребованных экономикой Чувашской Республики // В мире научных открытий. — Красноярск: Научно-инновационный центр, 2014 № 3.1(51) (Социально-гуманитарные науки). — С. 541–554.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, учебный процесс, профессиональная образовательная организация, Чувашская Республика среднего, Российская Федерация, Центр, автономное учреждение, бюджетное образовательное учреждение, Чебоксарский техникум, Чувашская Республика.

Похожие статьи

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Повышение эффективности производства продукции животноводства в обеспечении устойчивого развития сельских территорий

Перспективы комплексного обновления системы дополнительного образования детей в Чувашской Республике

Современные проблемы формирования здорового образа жизни среди детей и молодежи на территории города Владивостока

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства на основе внедрения инновационных технологий

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров

Похожие статьи

Формирование профессиональной культуры руководителей дошкольных образовательных организаций в условиях модернизации образования

Повышение эффективности производства продукции животноводства в обеспечении устойчивого развития сельских территорий

Перспективы комплексного обновления системы дополнительного образования детей в Чувашской Республике

Современные проблемы формирования здорового образа жизни среди детей и молодежи на территории города Владивостока

Создание эффективной системы стратегического управления высшим образованием в Республике Казахстан

Повышение экономической эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства продукции птицеводства на основе внедрения инновационных технологий

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Формирование профессионально-педагогической компетентности будущих специалистов на основе информационных технологий

Развитие правового регулирования защиты чести и достоинства личности в Российской Федерации

Актуальность переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров