Использование метода проектов в научно-исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля
Автор: Вавилонская Ирина Николаевна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 20.08.2014
Статья просмотрена: 336 раз
Библиографическое описание:
Вавилонская, И. Н. Использование метода проектов в научно-исследовательской деятельности обучающихся экономического профиля / И. Н. Вавилонская. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 254-257. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6072/ (дата обращения: 15.11.2024).
Обязательным компонентом учебной деятельности студентов в современных условиях, для всестороннего освоения профессиональных компетенций, является научно-исследовательская деятельность.
Научно-исследовательская деятельность студентов представляет собой совокупность мероприятий и форм организации работы с преподавателями, направленную на качественное освоение профессиональных компетенций, знаний и умений, прописанных в федеральном государственном образовательном стандарте.
Исследовательская деятельность является одним из главных факторов повышения эффективности преподавания и, как следствие, качества подготовки студентов.
Данный вид работы развивает познавательную активность студентов, дает возможность самостоятельно изучать, обобщать, анализировать и доказывать различные вопросы в науке.
Научно-исследовательская работа, как вид деятельности обучающихся, должна применяться перманентно на протяжении всего периода обучения студентов в колледже.
Научно-исследовательская деятельность студентов экономического отделения колледжа организована в виде написания рефератов, курсовых работ, выпускной квалификационной работы, выполнения исследовательских работ по вопросам бухгалтерского учета на предприятиях. Результаты своих исследований студенты представляют, принимая участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Для реализации научно-исследовательской деятельности студентов в учебном процессе, на мой взгляд, самым оптимальным является применение такой педагогической технологии, как метод проектов.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом [3].
По словам Кукушкина В. С., в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени [2].
Как правило, студенты бухгалтерской группы колледжа занимаются индивидуальной научно-исследовательской деятельностью.
Преподаватель, применяя метод проектов, выполняет функции руководителя, консультанта, эксперта.
Вид проекта, который будет выполняться студентами в рамках дисциплины или профессионального модуля, определяет преподаватель.
Рассмотрим использование метода проектов на примере выполнения курсовой работы студентами 3 курса по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».
С целью определения порядка действий преподавателя и студентов устанавливаются этапы разработки проекта.
Ключевыми из них являются:
1. Разработка проектного задания;
2. Выбор темы проекта;
3. Написание содержание работы и подбор литературы;
4. Написание текста работы;
5. Оформление приложений;
6. Оформление презентации и защита работы.
Последовательность выполнения этапов при подготовке курсовой работы по профессиональному модулю (далее ПМ) «Составление и использование бухгалтерской отчетности» представлена в «Плане-графике выполнения курсовой работы», который разрабатывается преподавателями и утверждается на заседании цикловой методической комиссии колледжа (табл. 1).
Перед началом выполнения работы со студентами проводится инструктаж, а также происходит знакомство с методическими рекомендациями по написанию курсовой работы. Методические рекомендации разработаны преподавателями колледжа и утверждены на заседании цикловой методической комиссии.
Выбор темы курсовой работы происходит на основе примерных тем курсовых работ, представленных в методических рекомендациях, либо формулируется студентом самостоятельно, исходя из его предпочтений в исследовательской деятельности в рамках ПМ. После совместного обсуждения за студентом закрепляется тема работы.
Таблица 1
План-график выполнения курсовой работы по ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» в ГБОУ СПО МО «МОГАДК»
Ф. И. О. обучающегося: |
|||||
Ф. И. О. преподавателей: |
|||||
Наименование ПМ |
ПМ.04 «Составление и использование бухгалтерской отчетности» |
||||
Наименование темы курсовой работы: |
|||||
Этапы выполнения работы |
Выполнить в срок до |
Дата выполнения |
Подписи |
||
студента |
преподавателей |
||||
1. Выбор темы курсовой работы. |
|||||
2. Разработка содержания курсовой работы. |
|||||
3. Подбор литературы по теме работы. |
|||||
4. Написание текста введения и 1 главы работы. |
|||||
5. Написание текста 2 главы работы. |
|||||
6. Написание текста 3 главы работы. |
|||||
7. Написание заключения работы. Оформление списка литературы. |
|||||
8. Оформление приложений работы. |
|||||
9. Подготовка доклада и презентации к защите. |
|||||
10. Утверждение и сдача курсовой работы на экономическое отделение. |
|||||
11. Защита курсовой работы. |
|||||
Подбор литературы студент осуществляет самостоятельно, используя ресурсы библиотечного фонда колледжа, а также все другие возможные ресурсы.
Основополагающим этапом разработки проекта является составление содержания работы. В этот момент, обучающийся должен хорошо владеть материалом по выбранной теме, представлять специфику деятельности предприятия, материалы которого лягут в основу работы. При этом необходимо иметь несколько возможных направлений исследования по теме работы. Только при наличии информации по этим вопросам студент совместно с преподавателем может составить адекватное содержание, соответствующее теме. Хорошо разработанный план исследования дает возможность выполнять проект в оптимальном режиме и без потерь времени.
Непосредственно на стадии разработки проекта студент выполняет написание работы в соответствии с планом. В этот период, с определенной периодичностью, преподаватель проверяет работу, консультирует, указывает на возможные ошибки в ходе исследования. В ходе промежуточных обсуждений, выполняет роль эксперта, наставника. Максимально старается стимулировать деятельность студента. Обучающиеся осуществляют поисковую деятельность, выдвигают различные варианты и способы ведения учета в рамках Российского законодательства. Этот этап является самым трудоемким по времени и силам.
В основной части приводят данные, отражающие сущность, методику и основные результаты выполненной работы.
Основная часть должна содержать обобщение и оценку результатов исследований, включающих оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов и их сравнение с аналогичными результатами отечественных и зарубежных работ, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований [1].
Оформление работы осуществляется в соответствии с ГОСТ 7.32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» [1].
Выполнение проекта завершается презентацией и защитой работы. Защита является публичной и проводится на одном из последних занятий. Дата защиты утверждается приказом директора по колледжу. Данным приказом также утверждается состав комиссии. В составе комиссии может быть включен представитель работодателя. Для защиты студенты готовят доклад и презентацию по теме. По окончании доклада отвечают на вопросы членов комиссии. Критериями оценки выступают следующие параметры:
- Актуальность темы исследования;
- Всесторонне изучение проблемы исследования;
- Предложение эффективных приемов ведения учета, соответствующих нормам законодательства;
- Корректность использования рабочих материалов предприятий;
- Умение формулировать и аргументировать выводы;
- Оформление работы в соответствии с ГОСТ;
- Правильные и доказательные ответы на вопросы членов комиссии.
Применение метода проектов в исследовательской деятельности студентов является основным и обладает такими преимуществами как:
1. Студент самостоятельно получает навыки планирования своей деятельности;
2. Позволяет отрабатывать приемы сбора и обобщения научной литературы;
3. Развивает творческое мышление у студентов;
4. Дает возможность на практике применить различные методы исследования;
5. Развивает навыки публичного выступления и коммуникабельности будущих специалистов.
Литература:
1. ГОСТ 7.32–2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».
2. Кукушкин В. С. Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов педагогических специальностей / Под общей ред. B. C. Кукушина. — Серия «Педагогическое образование». — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004. — 336 с.
3. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебноепособие / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007.