Изучение судебной реформы Александра II на уроках истории в 8-м классе | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 26.09.2014

Статья просмотрена: 723 раза

Библиографическое описание:

Попова, Т. Л. Изучение судебной реформы Александра II на уроках истории в 8-м классе / Т. Л. Попова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 193-196. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6074/ (дата обращения: 19.12.2024).

Оборудование: компьютер, демонстрационная панель, слова для учеников, исполняющих роли.

Урок изучения нового материала пройдет с элементами деловой игры. При подготовке урока необходимо раздать роли ученикам.Информация сопровождается слайдами презентации.

Занятие начинаем с эпиграфа: «Об этом царе можно сказать, что он был сыном царя и воспитанником поэта, а современники называли его царем — Освободителем. О ком идет речь?» Демонстрируется портрет Александра II.

Александр II провел реформы, которые называют Великие. Судебная реформа, которая отмечает в этом году 150 лет, считается наиболее прогрессивной и новаторской для своего времени, перещеголявшей все самые высокие мировые стандарты.

Сегодня за занятии мы повторим основные моменты судебной реформы 1864 года, остановимся на суде присяжных и даже рассмотрим самый яркий из судебных заседаний с участием присяжных заседателей того времени. А приговор, который был вынесен обвиняемой, был ненавистен правительству. Как же так произошло, что девушку, стрелявшую в градоначальника Санкт-Петербурга и тяжело ранившую его, суд присяжных оправдал? Попытаемся разобраться…

Российское общество было в эйфории от проводимых Александром вторым реформ, от провозглашенных свобод и прав.

В 1863 г. — отмена телесных наказаний. В результате:

-          Сократилось число случаев назначения телесных наказаний

-          Запрещено применять телесные наказания к женщинам, церковнослужителям, лицам крестьянского сословия, занимающим выборные должности.

Рассмотрим карикатуру XIX века «Разговор со швеей», прочитаем подписи:

Она: «Не извольте сомневаться, сударь, так сошью, что пороть не прикажете».

Он: «Ну, ну, до этого не дойдет, теперь не те времена».

Объясните карикатуру 1867 г. Какой смысл в слове пороть у швеи и у господина.

В 1864 году началась судебная реформа.

Главные задачи:

-          Покончить с произволом помещиков, полицейских, приставов, городничих,

-          Сократить назначение телесных наказаний

Видный правозащитник того времени А. Ф. Кони сказал:

«Судебная реформа призвана была нанести удар худшему из видов произвола, произволу судебному, прикрывающемуся маской формальной справедливости»

По мнению известного прокурора Анатолия Федоровича Кони каким должен стать суд в первую очередь? Ученики отвечают: «Справедливым, честным».

В результате реформы появились две системы судебных органов. Демонстрируется слайд:

Мировые суды:

-          Мировой судья избирается на 3 года уездным земским собранием и городской думой

-          Рассматривает мелкие уголовные и гражданские дела

-          Наказания: штраф не более 300 руб., арест до трех мес., тюремное заключение на 1,5 года.

Окружные суды:

-          Один на несколько уездов

-          На Вятке были созданы два судебных округа: Вятский и Сарапульский

-          Разбирал уголовные преступления

-          Большую роль стали иметь присяжные заседатели

Включая суд присяжных в новую судебную систему, царское правительство рассчитывало поднять авторитет суда.

Далее, пользуясь материалами учебника, выписать в тетрадь принципы нового суда.

Принципы:

-          Бессословность

-          Гласность и публичность

-          Состязательность

-          Независимость судей

-          Суд присяжных

Самым новаторским и прогрессивным стал суд присяжных. Он стал элементом общественной самостоятельности. А одним из ярких вердиктов присяжных заседателей стал вердикт по делу Веры Засулич, когда вопреки желанию чиновников-судей был вынесен оправдательный приговор.

Сегодня мы на элементах деловой игры познакомимся с делом Веры Засулич. Предыстория.

6 декабря 1876 г. состоялась демонстрация молодежи на площади у Казанского собора в Петербурге. В процессе демонстрации были арестованы 133 участника в том числе арестован и затем приговорен к каторжным работам студент А. С. Боголюбов.

13 июля 1877 г. в дом предварительного заключения в Петербурге, где в очень тяжелых условиях содержались подозреваемые по «делу 133-х», приехал градоначальник Трепов. Здесь находились люди, многие из которых уже отсидели за решеткой по три-четыре года и были больны.

Как только Трепов вошел во двор, ему на глаза попались трое заключенных, в том числе и Боголюбов. Поровнявшись с Треповым, они сняли шапки и поклонились. Обогнув здание, Боголюбов с товарищами вновь встретился с Треповым, но второй раз решил уже не здороваться. Однако Трепов закричал: «В карцер! Шапку долой!"- и сделал движение, намереваясь сбить с головы Боголюбова шапку. Студент отшатнулся, и от резкого движения шапка свалилась с его головы. Большинство видевших это решили, что Трепов ударил Боголюбова. Раздались крики, стук в окна. Тогда Боголюбова прилюдно было приказано сечь. Реакция заключенных была мгновенной. Начался тюремный бунт. Из зарешеченных окон в Трепова стали бросать все, что можно было бросить.

Весть о случившемся быстро облетела весь Петербург. Поползли слухи, что Боголюбову дали не 25 розг, а секли до потери сознания. Уже в разных местах разными людьми готовилось покушение на Трепова.

Слухи об этом происшествии дошли и до Веры Засулич, родившейся в дворянской семье, но, несмотря на это, являвшейся активным деятелем революционного движения. На нее это произвело впечатление не наказания, а надругательства, вызванного какой-то личной злобой. Она ждала, не отзовется ли общество хоть чем-нибудь, но все молчало, и в печати не появилось больше ни слова. Тогда, не видя никаких других средств к этому делу, она решилась, хоть и ценой своей гибели, доказать, что нельзя быть уверенным в безнаказанности, так надругаясь над человеческой личностью. Страшно поднять руку на человека, но Засулич решилась это сделать. На приеме у градоначальника она стреляла в него, но лишь ранила. Медики дали заключение: выстрел был произведен в упор, рана принадлежит к разряду тяжких.

Итак, Веру Ивановну Засулич судил суд присяжных. Предлагаю выбрать присяжных заседателей для рассмотрения дела. Чтобы стать присяжным заседателем, нужно соответствовать некоторым требованиям:

-          Не менее 10 десятин собственной земли или имущества стоимостью не менее 500–2000 руб.,

-          Благонадежность: «известные степенным образом жизни», «заслуживающие доверия», «имеющие добрую нравственность»

-          Возраст

-          Оседлость

Предположим, мы соответствуем всем требованиям и можем стать присяжным заседателями. Для проведения деловой игры нам нужен обвинитель и защитник (их целесообразно выбрать и подготовить заранее). Демонстрируется слайд с портретом В. Засулич.

Подсудимая — Вера Ивановна Засулич.

Председательствующим на суде был — Анатолий Федорович Кони.

Ему перед судом было сделано предложение провести заседание с нарушениями, чтобы в случае неудобного приговора можно было подать кассационную жалобу и отменить приговор. Посмотрим, что такое кассация.

Кассация (лат. cassatio — «отмена, уничтожение») — процессуальная деятельность в праве, выражающаяся в проверке вышестоящими судами законности и обоснованности постановлений суда, вступивших в законную силу. В ходе кассационного производства, вышестоящий суд проверяет законность приговора и иного судебного решения. Суд, пересматривающий дело в кассационном порядке, обнаружив:

-          несоответствие выводов суда, изложенных в приговоре, фактическим обстоятельствам уголовного дела;

-          нарушение уголовно-процессуального закона;

вправе отменить приговор, с последующим прекращением дела или направлением дела на новое рассмотрение или изменить приговор. Также суд вправе оставить судебное решение без изменения, а жалобу — без удовлетворения.

Как вы думаете, что ответил Кони на предложение намеренно допустить процессуальные ошибки. Он ответил, что конечно ошибки могут случиться, но делать их нарочно он не будет.

Обвинение поддерживал — прокурор Кессель.

Защищал — присяжный поверенный П. А. Александров.

Все участники процесса на месте.

Встать, суд идет.

Выходит ученик, играющий роль А. Ф. Кони.

А. Ф. Кони в начале судебного заседания:.

«Слушается дело Засулич Веры Ивановны квалифицированное по статьям 9 и 1454 Уложения о наказаниях, что предусматривает лишение всех прав состояния и ссылку в каторжные работы на срок от 15 до 20 лет».

Слово имеет прокурор Кессель.

Выходит ученик, играющий роль Кесселя.

Кессель К. И.:

«Господа судьи, господа присяжные заседатели!

Я обвиняю подсудимую Засулич в том, что она имела заранее обдуманное намерение лишить жизни градоначальника Трепова и что 24 января, придя с этой целью к нему на квартиру, выстрелила в него из револьвера.

Затем я перехожу к изложению фактов настоящего дела. Уже один взгляд на орудие, которым совершено преступление, наводит на ту мысль, что у Засулич было намерение не только ранить, но и убить.

Расстояние было так близко, что выстрел, произведенный на этом расстоянии, все свидетели, а равно и эксперты, называют выстрелом в упор.

Итак, выстрел был произведен с целью причинить смерть градоначальнику, и если смерти не последовало, то это произошло не потому, чтобы Засулич не желала смерти господина Трепова, а потому, что обстоятельства сложились весьма благоприятно.

Я ни одной минуты не могу представить себе, чтобы Засулич считала те средства, к которым она прибегала, нравственными.

И нужно удивляться, что находятся еще люди, которые предполагают, что при помощи безнравственных средств можно достигнуть нравственных целей.

Я утверждаю что, обвиняя Засулич, я защищаю жизнь человека и заключаю свою речь теми же словами, которыми окончила Засулич: «Страшно поднять руку на жизнь человека».

Слово предоставляется защитнику.

П. А. Александров. Защитник.

«Господа присяжные заседатели!

В первый раз является здесь женщина, для которой в преступлении не было личных интересов, личной мести, женщина, которая со своим преступлением связала борьбу за идею... Что был для неё Боголюбов? Он не был для неё родственником, другом, он не был её знакомым, она никогда не видела и не знала его. Но разве для того, чтобы возмутиться видом нравственно раздавленного человека, чтобы прийти в негодование от позорного глумления над беззащитным, нужно быть сестрой, женой? Неужели к тяжкому приговору, постигшему Боголюбова, нужно было прибавлять еще более тяжкое презрение к его человеческой личности?

Засулич — человек по своему рождению, воспитанию, образованию, чуждый розги, человек, глубоко чувствующий и понимающий все её позорное и унизительное значение.

В своей жизни подсудимая подверглась унижениям и издевательствам, поэтому так болезненно восприняла унижение позорным наказанием незнакомого ей человека.

Рана или смерть Трепова была безразлична для Засулич, — важен был выстрел, обращавший на причины, по которым он был произведен, общее внимание. Таким образом, по предположению защиты, подсудимая считала себя поднимающей вопрос о восстановлении чести Боголюбова.

Обсудите дело спокойно и внимательно, и пусть в приговоре вашем скажется тот «дух правды», которым должны быть проникнуты все действия людей, исполняющих священные обязанности судьи».

На самом деле речь защитника длилась около часа, была эмоциональна, много рассказывалось о тяжелой судьбе подзащитной и роли, которую сыграл в жизни Веры Засулич студент Нечаев. П. А. Александров сделал историческую «экскурсию в область розги». В России розга царила везде до 17 апреля 1863 г., то есть до отмены телесных наказаний. Многие считали опасным оставить без розг Россию, когда она всю свою историю вела рядом с розгой.

А. Ф. Кони перед вынесением приговора обратился к присяжным заседателям.

«Господа присяжные заседатели! Судебные прения окончены, и вам предстоит произнести ваш приговор. Вам была представлена возможность всесторонне рассмотреть настоящее дело.

Вы должны спросить себя, находится ли перед вами лицо, ответственное за свои проступки.

Получите вопросный лист. Обсудите дело спокойно и внимательно, и пусть в приговоре вашем скажется тот «дух правды», которым должны быть проникнуты все действия людей, исполняющих священные обязанности судьи.

Вопросы опросного листа.

1.                  «виновна ли Засулич в том, что, решившись отомстить градоначальнику Трепову за наказание Боголюбова и приобретя с этой целью револьвер, нанесла 24 января с обдуманным заранее намерением генерал-адъютанту Трепову рану в полости таза пулею большого калибра;

2.                  о том, что если Засулич совершила это деяние, то имела ли она заранее обдуманное намерение лишить жизни градоначальника Трепова;

3.                  о том, что если Засулич имела целью лишить жизни градоначальника Трепова, то сделала ли она все, что от неё зависело, для достижения этой цели, причем смерть не последовала от обстоятельств, от Засулич не зависевших»

Присяжные долго совещались и вынесли свой вердикт: «Нет, не виновна»!

Веру Засулич освободили в зале суда. Толпа на руках вынесла ее на улицу, где ее встретили всеобщим ликованием. Друзья помогли ей бежать за границу, потому что понимали, что власти не остановятся, подадут кассационную жалобу, что и произошло.

Весть об оправдании Засулич была с большим интересом встречена не только в России, но и за рубежом. Газеты многих стран мира дали подробную информацию о процессе и говорили о непредвзятости русского суда, его честности, неподкупности, бескомпромиссности.

Общее настроение общества, сделало возможным такой вердикт. Чтобы это более не повторялось — политические дела отделили от уголовных.

Сегодня такой приговор был бы невозможен. Судья не стал бы слушать эмоциональную речь защитника и сказал бы, говорите по существу дела. Студенты юридического факультета решили пересмотреть дело Веры Засулич, подняли материалы, распределили роли. Судьей на процессе был действующий судья. Роль Веры Засулич играла профессиональная актриса и она, как и тогда отказалась от последнего слова. Долгие прения сторон и в итоге приговор — виновна.

Подводя итог занятия, давайте подберем существительные и прилагательные характеризующие результат судебной реформы Александра II (на слайде набор прилагательных: прогрессивная, последовательная, незаконченная, удачная и др.)

Спасибо!

Литература:

1.      http://law.vl.ru/analit/show_a.php?id=291

2.      http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Zasulich.htm

3.      Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса.

4.      historitlp.ucoz.ru/otkrytyj_urok_sudebnaja_reforma.docx

Основные термины (генерируются автоматически): суд присяжных, судебная реформа, Александров, Боголюбово, дело, деловая игра, жизнь градоначальника, Петербург, Присяжный, Россия.

Похожие статьи

Конспект урока в 6-м классе по теме «Симметрия»

Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование)

Урок информатики в 8-м классе на тему «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Внедрение предметно-языковой интеграции на уроках физики в 8 классе

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Разработка внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию в 9 классе на тему «Секрет Ромео и Джульетты»

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся среднего звена. План урока по географии в 7-м классе на тему «Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган»

Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма»

Образование государства в Древнем Египте (урок истории в 5 классах с электронным сопровождением)

Похожие статьи

Конспект урока в 6-м классе по теме «Симметрия»

Методическая разработка урока истории в пятом классе «Чему учил китайский мудрец Конфуций» (урок-исследование)

Урок информатики в 8-м классе на тему «Программирование разветвляющихся алгоритмов»

Внедрение предметно-языковой интеграции на уроках физики в 8 классе

Разработка урока физики в 7-м классе по теме «Мощность»

Методическая разработка урока русского языка в 1-м классе по теме «Имя собственное»

Разработка внеклассного мероприятия по нравственному воспитанию в 9 классе на тему «Секрет Ромео и Джульетты»

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся среднего звена. План урока по географии в 7-м классе на тему «Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган»

Урок окружающего мира в 3-м классе на тему «Опора тела и движение организма»

Образование государства в Древнем Египте (урок истории в 5 классах с электронным сопровождением)