Система заданий с использованием модели «Элемент — имя признака — значение признака» (ЭИЗ) на уроках физики
Автор: Ветрова Ольга Михайловна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 12.09.2014
Статья просмотрена: 1036 раз
Библиографическое описание:
Ветрова, О. М. Система заданий с использованием модели «Элемент — имя признака — значение признака» (ЭИЗ) на уроках физики / О. М. Ветрова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 149-156. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6081/ (дата обращения: 19.12.2024).
Мы живет в быстроменяющемся информационном мире. Знания, которые обучающиеся сегодня получают в школе, не всегда позволяют им хорошо ориентироваться в огромном потоке информации, решать различные проблемы, встающие на их жизненном пути. Необходимо «уметь — учиться». Базой образовательного и воспитательного процесса становится Программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Универсальный характер УУД обеспечивает целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития личности; преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежит в основе организации и регуляции любой деятельности обучающегося независимо от ее специально-предметного содержания; обеспечивает этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.
Развитие УУД осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД — их уровень развития, свойства.
В Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения определяются функции, дается классификация блоков УУД, пути их формирования с учетом возрастных особенностей обучающихся, которые являются главным инструментом для привития обучающимся «умения учиться». Но не показано, как формировать и развивать УУД в разных предметных областях?
Среди современных педагогических и образовательных технологий можно выделить Теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ — технологию), которую Селевко Г. К. относит к системам развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности [11], и созданную на её базе Общую теорию системного мышления (ОТСМ-ТРИЗ). Использование дидактических инструментов ОТСМ поможет учителю в формировании и развитии УУД на уроках физики в основной школе.
Умение мыслить моделями — одна из главных особенностей человека. Без моделирования нет мышления. Однако в педагогике вопрос об обучении построению мысленных моделей до сих пор, можно считать открытым.
Модели изучаются сегодня в школьных курсах математики, информатики, физики (материальная точка, идеальный газ, броуновское движение, модели атомов, маятник и т. д.).
Модель — упрощенное представление о реальном объекте, процессе или явлении.
Модель — это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса, одна и та же модель может отражать разные объекты; один объект описывается множеством моделей.
В ОТСМ-ТРИЗ Хоменко Н. Н. предложил модели, среди которых:
- системный оператор;
- модель «Элемент — имя признака — значение признака» («ЭИЗ»).
На уроках физики в основной школе я применяю модель «ЭИЗ».
Модель «Элемент — имя признака — значение признака» («ЭИЗ») — это инструмент, позволяющий описывать объекты окружающего мира через их признаки (назначение, форма, цвет и т. д.). Отличительные особенности модели: разделение понятий «имя признака» и «значение признака», выделение признаков, существенных в данной ситуации. Что представляет из себя модель «ЭИЗ»?
«ЭИЗ» − это таблица, в которой восклицательный знак обозначает заданную часть, а вопросительный знак ту часть, которую нужно найти.
Таблица 1
Общий вид модели «ЭИЗ»
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
? |
! |
? |
! |
! |
|
? |
! |
В ней рассматриваются любые элементы (физические вещества, физические тела, физические явления, физические величины, законы и т. д.) и указываются имена признаков и их значения. Для каждого элемента признак может иметь одно значение, множество значений или диапазон значений. Модели не даются обучающимся в готовом виде, а формируются самими детьми в учебном процессе. Итак, на основе модели «Элемент — имена признаков — значения признаков» строятся инструменты:
- для описания и изучения объектов;
- для описания и изучения объектов как систем;
- для описания и изучения проблем, возникающих в системах.
На базе модели «ЭИЗ» в ОТСМ–ТРИЗ введены модели события и эффекты.
Событием будем называть любое изменение значения признака объекта (или нескольких признаков).
Таблица 2
Общий вид модели «События»
Было |
Стало |
Что изменилось |
Виновник |
Таблица 3
7 класс, тема «Три состояния вещества»
Было |
Стало |
Что изменилось |
Виновник |
вода |
лед |
агрегатное состояние |
процесс отвердевания |
температура воздуха 25º С |
температура воздуха 20º С |
температура воздуха понизилась на 5º С |
процесс охлаждения |
Таблица 4
Примеры событий
событие 1 (причина) |
событие 2 (следствие) |
||
если |
то |
||
7 класс, тема «Давление газа» |
|||
если |
увеличить температуру газа |
то |
давление газа увеличится |
8 класс, тема «Зависимость силы тока от напряжения» |
|||
если |
увеличить напряжение на концах участка в 2 раза |
то |
сила тока в проводнике увеличится в 2 раза |
9 класс, тема «Перемещение» |
|||
если |
траектория движения тела замкнутая линия |
то |
перемещение равно нулю. |
Эффектом в ОТСМ-ТРИЗ называют связи между событиями.
Эффект — это полисистема событий, связанных между собой причинно-следственными связями.
Таблица 5
Эффекты, связывающие значения признаков объекта
состояние 1 (причина) |
состояние 2 (следствие) |
||
если |
то |
||
7 класс, тема «Три состояния вещества» |
|||
если |
если вещество твердое |
то |
постоянная форма и объем |
8 класс, тема «Электрические явления» |
|||
если |
электрические заряды отрицательные |
то |
при взаимодействии они отталкиваются |
9 класс, тема «Магнитный поток» |
|||
если |
плоскость контура перпендикулярна к линиям магнитной индукции |
то |
магнитный поток, пронизывающий контур замкнутого проводника, максимален |
При работе с моделью «ЭИЗ» выделяют:
1. Элементарный уровень, направленный на формирование:
- описывать изменения значений признаков элемента и связи между ними;
- отслеживать изменения в модели в зависимости от изменения значений признаков;
- переходить от конкретных описаний к более общим и наоборот.
2. Достаточный уровень, направленный на формирование:
- умение строить описание объекта, исходя из функции объекта;
- описывать элемент по общим признакам;
- прогнозировать изменения в системе объекта.
Работа с моделью «ЭИЗ» и конструктором на её основе формирует и развивает знаково-символические, логические ПУУД (опознание, сравнение, выделение признаков, обобщение, классификация, сериация, моделирование).
Приведу примеры системы заданий по физике с использованием модели «ЭИЗ».
7 класс.
При формировании понятия скорости.
1. Мне задавали вопросы о физической величине — скорости.
На первый вопрос я ответила: υ.
На второй вопрос: м/с.
На третий вопрос: векторная.
На четвертый вопрос:
Какие вопросы мне задавали?
Таблица 6
Вид задания с помощью модели «ЭИЗ»
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
Скорость |
? |
υ |
? |
м/с |
|
? |
векторная |
|
? |
Результат выполнения задания:
1-й вопрос — Какой буквой обозначается величина?
2-й вопрос — В каких единицах измеряется величина в СИ?
3-й вопрос — Какой величиной является векторной или скалярной?
4-й вопрос — Как можно вычислить величину?
2. Составьте рассказ о скорости с использованием конструктора «ЭИЗ» по плану:
1) Какой буквой обозначается величина?
2) В каких единицах измеряется величина в СИ?
3) Какой величиной является векторной или скалярной?
4) Как можно вычислить величину?
Таблица 7
Результат выполнения задания
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
Скорость |
Какой буквой обозначается величина? |
υ |
В каких единицах измеряется величина в СИ? |
м/с |
|
Какой величиной является векторной или скалярной? |
векторная |
|
Как можно вычислить величину? |
3. Составьте загадку, используя «ЭИЗ».
Результат выполнения задания: Эта физическая величина измеряется в СИ в м/с. Векторная величина и ее можно вычислить по формуле, что это за физическая величина?
4. Вопрос учителя классу: Отгадайте, что я загадала, заполните пропуски?
Таблица 8
Вид задания с помощью модели «ЭИЗ»
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
? |
? |
? |
Величина |
векторная |
|
Прибор |
? |
|
? |
Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. |
Таблица 9
Результат выполнения задания
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
скорость |
Обозначается |
υ |
Величина |
векторная |
|
Прибор для измерения |
спидометр |
|
Определение |
Физическая величина, с помощью которой количественно описывают взаимодействие тел. |
8 класс.
1. Опишите по плану агрегатные состояния вещества, используя «ЭИЗ»:
Таблица 10
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
? |
Расположение молекул |
? |
Характер движения молекул |
? |
|
Взаимодействие молекул |
? |
|
Свойства состояния |
? |
Таблица 11
Результат выполнения задания
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
Твердое состояние |
Расположение молекул |
молекулы расположены в определенном порядке, образуют кристаллическую решетку |
Характер движения молекул |
колеблются |
|
Взаимодействие молекул |
притяжение между молекулами значительнее, чем в жидкостях |
|
Свойства состояния |
сохраняется форма и объем |
Таблица 12
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
жидкое состояние |
Расположение молекул |
расстояния между каждыми двумя молекулами меньше размеров молекул |
Характер движения молекул |
скачками меняют свое положение |
|
Взаимодействие молекул |
притяжение между молекулами значительнее, чем в газах |
|
Свойства состояния |
не сохраняется форма, текучесть, объем постоянный |
Таблица 13
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
газообразное состояние |
Расположение молекул |
расстояние между молекулами гораздо больше размеров молекул |
Характер движения молекул |
молекулы движутся по всем направлениям |
|
Взаимодействие молекул |
почти не притягиваются друг к другу |
|
Свойства состояния |
не сохраняется форма, объем |
2. Учитель: «Отгадайте фамилию известного ученого физика, которого я загадала»
Таблица 14
Вид задания с помощью модели «ЭИЗ»
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
? |
Время жизни |
19 век |
Место жительства |
Великобритания |
|
Награды |
Золотая медаль Королевского общества, медаль Альберта, медаль Копли |
|
Открытия |
Явление магнитного насыщения ферромагнетика, магнитострикция |
|
Научная деятельность |
Работы в области электромагнетизма, термодинамики |
9 класс.
1. Составьте паспорт физической величины, используя «ЭИЗ».
Таблица 15
Вид задания с помощью модели «ЭИЗ»
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
? |
? |
? |
? |
? |
|
? |
? |
|
? |
? |
|
? |
? |
|
? |
? |
|
? |
? |
|
? |
? |
Таблица 16
Результаты выполнения задания
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
Скорость при равномерном движении |
Какое явление или свойство тел характеризует данная величина. |
Характеристика движения или быстрота перемещения и направления движения материальной точки. |
Определение величины. |
Физическая величина равная отношению перемещения тела ко времени, за которое оно совершено. |
|
Определительная формула (для производной величины — формула, выражающая связь данной величины с другими). |
||
Какая это величина — скалярная или векторная. |
Скорость — величина векторная. |
|
Единицу измерения величины. |
Единица измерения скорости в СИ 1 м/с |
|
Обозначение величины. |
||
Направление величины. |
Вектор скорости сонаправлен с вектором перемещения. |
|
Способы измерения величины. |
Скорость можно измерить через косвенные измерения: по формуле вычислив перемещение и время, за которое оно пройдено. |
2. Используя паспорт физической величины, составьте загадки.
3. Составьте самостоятельно модели «События» и «Эффекты».
Таблица 17
событие 1 (причина) |
событие 2 (следствие) |
||
если |
! |
то |
? |
если |
? |
то |
! |
Таблица 18
состояние 1 (причина) |
состояние 2 (следствие) |
||
если |
? |
то |
! |
если |
! |
то |
? |
4. Составьте загадки по плану об ученых — физиках, внесших огромный вклад в развитие механики.
Таблица 19
Элемент |
Имена признаков |
Значения признаков |
? |
Время жизни |
? |
Место жительства |
? |
|
Награды |
? |
|
Открытия |
? |
|
Научная деятельность |
? |
|
Известные эксперименты |
? |
Алгоритм для составления заданий с использованием модели «ЭИЗ»:
1. Выбрать объект по изучаемой теме (явление, формулу, закон, прибор).
2. Описать объект в модели «ЭИЗ», составив карту объект (таблица 20)
Таблица 20
Карта объекта
Элемент |
Имя признака |
Значение признака |
! |
! |
! |
! |
! |
|
! |
! |
3. С помощью модели «ЭИЗ» составить задания (таблица 21).
Таблица 21
Виды заданий на использование модели «ЭИЗ»
№ |
Виды заданий |
Примеры заданий |
1 |
Найти объект по заданным имени и значениям признаков |
Отгадайте объект, который я загадала. |
2 |
Найти объект по заданным значениям признаков |
Отгадайте объект, который я загадала. |
3 |
Опишите объект по плану, задан элемент и имена признаков |
Составьте загадку об объекте по заданному плану |
4 |
Опишите объект, задан только элемент |
Составьте загадку об объекте без заданного плана |
5 |
Определите план или вопросы, по которому описан объект, задан элемент и значение признаков. |
Какие вопросы мне задавали? По какому плану описан объект? |
6 |
Составьте план для описания объекта, задан только элемент |
Придумай план для загадки об объекте |
Модель «ЭИЗ» является универсальным инструментом в учебном процессе, с помощью которого можно представить любую информацию. Формирование и развитие познавательных УУД обеспечивает развитие личности ребенка в системе физического образования и может быть достигнуто при использовании системы заданий, разработанных с использованием модели «ЭИЗ».
Задания не должны применяться от случая к случаю, так как в совокупности они образуют систему заданий, по которой можно проследить степень сформированости и развития познавательных УУД. Научившись создавать систему своих заданий, учитель сможет сформировать у обучающихся умение учиться.
Литература:
1. Альтшуллер Г. С. Творчество как точная наука. — Петрозаводск: Скандинавия, 2004. — 208 с.
2. Гин А. А. Приемы педагогической техники. — М.: Вита-Пресс, 2005. — 112 с.
3. Гин А. А. Цели и задачи ТРИЗ-педагогики [Электронный ресурс]/ http://www.trizway.com.
4. Гин А. А., И. Ю. Андржевская. 150 творческих задач для сельской школы. — М.: Народное образование, 2007. — 234 с.
5. Криволапова Н. А. Внеурочная деятельность. Сборник заданий для развития познавательных способностей учащихся 5–8 классы. — М.: Просвещение, 2012. — 222 с.
6. Мурашковска И. Н. Камо грядеши, ТРИЗ-педагогика? — Технологии творчества. — 2000. — № 1. — с. 20–26
7. Нестеренко А. А. Несколько мыслей о ТРИЗ-педагогике. / А. А. Нестеренко. — Технология творчества. — 1999. — № 3. — С. 12–16.
8. Нестеренко А. А. Система моделей управления мыслительной деятельностью из ОТСМ-ТРИЗ. [Электронный ресурс] http://www.trizminsk.org.
9. Погребная, Т. В. Современная ТРИЗ-педагогика в системе непрерывного образования педагогов. — Красноярск: ККИПКРО, 2005. — 42 с.
10. Развитие исследовательских умений младших школьников. Под ред. Шумаковой Н. Б. — М.: Просвещение, 2011. -157 с.
11. Селевко Г. К. Энциклопедия педагогических технологий. В 2 т. — М.: НИИ Школьных технологий, 2006. — 816с.
12. Сборник задач для изучающих ТРИЗ. Сост. А. В. Кислов, Е. Л. Пчелкина. — СПБ: РА ТРИЗ, 2007. — 56 с.
13. Ширяева, В. А. Развитие системно-логического мышления учащихся в процессе изучения теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / В. А. Ширяева. — Саратов: СГУ им. Н. Г. Чернышевского, 2000. — 18 с.
14. Электронная книга «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы». Официальное издание Фонда Г. С. Альтшуллера, версия 3.0. [Электронный ресурс].