Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 07.09.2014

Статья просмотрена: 3899 раз

Библиографическое описание:

Тимофеева, Е. А. Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы» / Е. А. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 207-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6111/ (дата обращения: 19.12.2024).

Пояснительная записка.

При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики.

В решении задач гуманного и бережного отношения к природе возрастает роль школьных объединений, способствующих привитию учащимся природоохранительных навыков, повышению их интереса к жизни животных и растений.

Воспитывая гуманное отношение к природе, интерес и любовь к животным, следует анализировать примеры положительного отношения к природе как всего общества в целом, так и отдельных людей, что развивает умение самостоятельно выбирать правильное решение и не оставаться пассивным к проявлению жестокости по отношению к животным. Следует добиваться того, чтобы моральные положения и нормы усваивались школьниками как истина, стали его личным достоянием, убеждением которым он будет руководствоваться, осмысливая собственное миропонимание, мотивы решения и действия.

Жестокость по отношению к животным — одна из форм выражения жестокости человека и часто связана со своего рода самоутверждением интеллектуально слабого подростка. Факты жестокого обращения животными представляют собой циничное пренебрежение правилами общественной морали и являются вызовом общественным нормам поведения.

Необходимо научить детей вступать в контакты с животными, возбудить у учащихся интерес, а также положительные эмоции.

Следует обращать внимание школьников на эстетику форм живого, на гармоничность пропорций и окраски тела животных, на пластику их движений.

При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности. Потребность оберегать природу должна вырабатываться на протяжении всего времени обучения ребят. В результате внеурочной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность.

Актуальность данной программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей. Программа позволит подготовить к познанию некоторых правил и требований к содержанию домашних животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.

Цель программы: сформировать у детей культуру общения с животными как часть экологической культуры. Создать условия для освоения навыков ухода за животными. Сформировать потребность в проведении мероприятий, акций, направленных на заботу о животных.

Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.

Задачи программы:

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Воспитывать гуманное отношение к каждому животному;

2. Развивать потребность в активной личной поддержке мероприятий направленных на заботу о

животных;

3. Развивать творческую активность ребенка, любознательность,

радость общения с природой

1.Укреплять связи между семьей и школой.

2. Развивать связи между школой и дошкольными учреждениями;

3.Организация и проведение выставок домашних животных и

растений.

4.Подготовка презентаций

к выставкам и занятиям клуба.

6.Оформление фотовыставок, рисунков и сочинений.

7.организация и проведение благотворительных акций по защите животных;

8. Экскурсии на городские выставки животных и растений.

1.Формировать у детей представления о роли

домашних животных и

комнатных растений,

их значении в жизни человека;

2.Познакомить учащихся

с историей одомашнивания животных;

3.Изучать особенности

морфологии, физиологии,

развития органов чувств

и поведения домашних

животных.

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

1. Гражданская идентичность:

участие в школьном самоуправлении и

общественной жизни.

2. Самоопределение:

рефлексивная самооценка внеклассной деятельности;

—адекватное самовосприятие общеобразовательного пространства;

—жизненное и профессиональное самоопределение.

3. Смыслообразование:

мотивация внеклассной деятельности на основе примеров;

—самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений.

4. Нравственно-этическое:

формирование ценностных отношений друг к другу, учителям,

родителям и результатам деятельности;

—адекватное оценивание себя и своей деятельности.

1. Коммуникативные УУД:

1. Взаимодействие с членами клуба:

—формирование умений участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слышать и слушать других.

2. Выполнение групповой работы:

—формирование умений работать в коллективе, группе с выполнением различных социальных ролей;

—развитие способностей интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, брать ответственность за групповой результат и конструктивно преодолевать конфликтные ситуации;

—воспитание сдержанности культуры взаимоотношений в общеобразовательном пространстве.

3. Взаимодействие со взрослыми:

—формирование дружеских отношений между учащимися, учителями, родителями и детьми дошкольных учреждений;

—развитие взаимодействия при информационном поиске и сотрудничества.

Регулятивные УУД:

1. Целепологание, контроль деятельности:

—умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

— развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности;

—умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;

—умение оценивать правильность своей задачи.

2. Саморегуляция:

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

3. Самоорганизация:

формирование самостоятельности, умения эффективно организовывать свою внеклассную деятельность.

Познавательные УУД:

1.      Общеучебные:

—формировать умения создавать алгоритмы деятельности, находить необходимую информацию;

2.      Логические:

—умения анализировать и синтезировать информацию, находить причинно-следственные связи.

1. Формирование системы научных знаний о домашних животных и комнатных растениях как о части живой природы, закономерностях ее развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в результате деятельности человека.

2. Формирование умений применять полученные знания на практике (уход за домашними животными и комнатными растениями).

3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Тематический план

Тема

Количество часов теории

Количество часов практики

Общее количество часов

1. Как животные оказались в нашем жилище

2

0

2

2. Собаки — самые верные друзья человека

1

1

2

3. Кошки, которые гуляют сами по себе

1

1

2

4. Пернатая радуга в комнате

1

1

2

5. Хомяк и его ближайшие родственники

1

1

2

6.Рыбы — самые тихие соседи

1

1

2

7.Школа для ваших любимцев

1

1

2

8. Взрослые, которые готовы всегда помочь

1

1

2

9.Мы в ответе за тех, кого приручили

1

1

2

Итого

18

Содержание программы:

Программа рассчитана на учащихся 5–7 классов. Возраст детей: 11–14 лет. Сроки реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 2 часа.

Краткое содержание занятий.

Занятие № 1,2: Как животные оказались в нашем доме.

Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания диких животных.

Содержание: предки современных домашних животных, причины одомашнивания, польза домашних животных, современные породы домашних животных. Организация выставки декоративных собак, презентации учащихся, видеоролики о породах домашних животных.

Занятие № 3,4: Собаки — самые верные друзья человека.

Цель: представить домашнюю собаку как животное с высоким уровнем интеллекта.

Содержание: история одомашнивания собаки, породы собак

(служебные, охотничьи, декоративные) и их назначение, дрессировка.

фотовыставки, экскурсия в клуб собаководства.

Занятие № 5, 6. Кошки, которые гуляют сами по себе.

Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания и содержанием кошек в домашних условиях.

Содержание: история одомашнивания кошек, особенности поведения кошек разных пород, особенности ухода за котятами и взрослыми животными. Родственники кошек. Сообщения учащихся о своем питомце, презентации учащихся, видеоролики. Школьная «Выставка кошек».

Занятие № 7, 8: Пернатая радуга в комнате.

Цель: изучить особенности содержания птиц в городской квартире

Содержание: история одомашнивания домашних птиц, их породы. Птицы в городской квартире, особенности содержания, говорящие птицы.

Экскурсия в зоопарк, презентации учащихся, видеоролики о говорящих попугаях и галках.

Занятие № 9, 10: Хомяк и его ближайшие родственники.

Цель: познакомить учащихся с многообразием одомашненных видов грызунов и их содержанием в неволе.

Содержание: грызуны в природе, многообразие одомашненных грызунов, особенности содержания, размножение их в неволе. Сообщения и презентации учащихся.

Занятие № 11, 12: Рыбы — самые тихие соседи.

Цель: познакомить учащихся с многообразием аквариумных рыб и их содержанием.

Содержание: виды аквариумов, декоративные рыбки, корм, особенности ухода. Выставка «Пернатые и хвостатые», фотовыставка, презентации учащихся, экскурсия в зоомагазин.

Занятие № 13, 14: Школа для ваших любимцев.

Цель: познакомить со способом дрессировки собак и роли дрессуры для качества жизни животных и человека.

Содержание: дрессировка служебных собак. Экскурсия в клуб служебного собаководства.

Занятие № 15–16: Взрослые, которые готовы всегда помочь.

Цель: показать значение организаций и учреждений, связанных с содержанием животных.

Содержание: общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Занятие № 17–18: Мы в ответе за тех, кого приручили.

Цель: сформировать представление о культуре содержания и этике взаимоотношения с животными.

Содержание: Что такое культура содержания животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Бездомные кошки и собаки, одичание домашних животных, приюты. Школьный конкурс плакатов «Мы в ответе за тех, ого приручили».

Методическое обеспечение программы

Формы работы:

1. Теоретические и практические занятия 18 часов в год.

2. Школьные выставки 1 раз в четверть:

I четверть — 4 октября — Всемирный день животных «Выставка кошек».

II четверть — «Выставка декоративных собак».

III четверть — Выставка «Пернатые и хвостатые».

IY четверть — «Выставка кактусов».

3.Оформление фотовыставок в течение года.

4.Конкурс рисунков.

5.Конкурс сочинений.

6.Подготовка презентаций к выставкам и занятиям клуба.

7.       Участие в благотворительных акциях по защите животных.

8.       Экскурсии.

Критерии эффективности реализации программы:

Уровень 1: приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения; освоение способов поведения в различных ситуациях.

Уровень 2: получение школьниками опыта переживания и позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, культура, знания, труд).

Уровень3: получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умение представлять собственные проекты в общественной сфере.

Литература:

1.         Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,

2.         Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.

3.         Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.

4.         Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.

5.         Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.

6.         Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.

7.         Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.

8.         Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.

9.         Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.

10.     Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.

11.     Пай ере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.

12.     Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.

13.     Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.

14.     Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.

15.     Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.

16.     Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.

17.     Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.

18.     Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.

Основные термины (генерируются автоматически): животное, презентация учащихся, занятие, содержание, умение, внеклассная деятельность, внеурочная деятельность, природа, содержание животных, формирование умений.