Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы»
Автор: Тимофеева Елена Александровна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.09.2014
Статья просмотрена: 3887 раз
Библиографическое описание:
Тимофеева, Е. А. Программа внеурочной деятельности «Мои домашние любимцы» / Е. А. Тимофеева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 207-211. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6111/ (дата обращения: 15.11.2024).
Пояснительная записка.
При введении образовательных стандартов второго поколения особое внимание уделяется внеурочной занятости детей, в том числе работе по экологическому воспитанию школьников. В связи с этим для общеобразовательных учреждений становится актуальным реализация программ внеурочной деятельности и дополнительного образования различной, в частности, экологической тематики.
В решении задач гуманного и бережного отношения к природе возрастает роль школьных объединений, способствующих привитию учащимся природоохранительных навыков, повышению их интереса к жизни животных и растений.
Воспитывая гуманное отношение к природе, интерес и любовь к животным, следует анализировать примеры положительного отношения к природе как всего общества в целом, так и отдельных людей, что развивает умение самостоятельно выбирать правильное решение и не оставаться пассивным к проявлению жестокости по отношению к животным. Следует добиваться того, чтобы моральные положения и нормы усваивались школьниками как истина, стали его личным достоянием, убеждением которым он будет руководствоваться, осмысливая собственное миропонимание, мотивы решения и действия.
Жестокость по отношению к животным — одна из форм выражения жестокости человека и часто связана со своего рода самоутверждением интеллектуально слабого подростка. Факты жестокого обращения животными представляют собой циничное пренебрежение правилами общественной морали и являются вызовом общественным нормам поведения.
Необходимо научить детей вступать в контакты с животными, возбудить у учащихся интерес, а также положительные эмоции.
Следует обращать внимание школьников на эстетику форм живого, на гармоничность пропорций и окраски тела животных, на пластику их движений.
При решении задач воспитания гуманного и бережного отношения к природе, в привитии учащимся природоохранительных навыков, в повышении их интереса к жизни животных и растений возрастает роль внеурочной деятельности. Потребность оберегать природу должна вырабатываться на протяжении всего времени обучения ребят. В результате внеурочной деятельности у обучающихся могут быть сформированы и развиты: толерантность, общественная, познавательная, творческая активность, умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения, коммуникабельность: уважение к себе и другим; личная и взаимная ответственность.
Актуальность данной программы заключается в том, что её содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей. Программа позволит подготовить к познанию некоторых правил и требований к содержанию домашних животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.
Цель программы: сформировать у детей культуру общения с животными как часть экологической культуры. Создать условия для освоения навыков ухода за животными. Сформировать потребность в проведении мероприятий, акций, направленных на заботу о животных.
Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа даёт возможность его использовать.
Задачи программы:
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
1. Воспитывать гуманное отношение к каждому животному; 2. Развивать потребность в активной личной поддержке мероприятий направленных на заботу о животных; 3. Развивать творческую активность ребенка, любознательность, радость общения с природой |
1.Укреплять связи между семьей и школой. 2. Развивать связи между школой и дошкольными учреждениями; 3.Организация и проведение выставок домашних животных и растений. 4.Подготовка презентаций к выставкам и занятиям клуба. 6.Оформление фотовыставок, рисунков и сочинений. 7.организация и проведение благотворительных акций по защите животных; 8. Экскурсии на городские выставки животных и растений. |
1.Формировать у детей представления о роли домашних животных и комнатных растений, их значении в жизни человека; 2.Познакомить учащихся с историей одомашнивания животных; 3.Изучать особенности морфологии, физиологии, развития органов чувств и поведения домашних животных. |
Планируемые результаты
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
1. Гражданская идентичность: —участие в школьном самоуправлении и общественной жизни. 2. Самоопределение: —рефлексивная самооценка внеклассной деятельности; —адекватное самовосприятие общеобразовательного пространства; —жизненное и профессиональное самоопределение. 3. Смыслообразование: —мотивация внеклассной деятельности на основе примеров; —самостоятельное приобретение новых знаний и практических умений. 4. Нравственно-этическое: —формирование ценностных отношений друг к другу, учителям, родителям и результатам деятельности; —адекватное оценивание себя и своей деятельности. |
1. Коммуникативные УУД: 1. Взаимодействие с членами клуба: —формирование умений участвовать в диалоге, спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другие точки зрения, точно выражать свои мысли, слышать и слушать других. 2. Выполнение групповой работы: —формирование умений работать в коллективе, группе с выполнением различных социальных ролей; —развитие способностей интегрироваться в группу, определять свои функции и соответственно действовать, уметь помогать другим и стремиться к эффективной работе, брать ответственность за групповой результат и конструктивно преодолевать конфликтные ситуации; —воспитание сдержанности культуры взаимоотношений в общеобразовательном пространстве. 3. Взаимодействие со взрослыми: —формирование дружеских отношений между учащимися, учителями, родителями и детьми дошкольных учреждений; —развитие взаимодействия при информационном поиске и сотрудничества. Регулятивные УУД: 1. Целепологание, контроль деятельности: —умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности; — развивать мотивы и интерес к своей познавательной деятельности; —умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач; —умение оценивать правильность своей задачи. 2. Саморегуляция: —формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 3. Самоорганизация: —формирование самостоятельности, умения эффективно организовывать свою внеклассную деятельность. Познавательные УУД: 1. Общеучебные: —формировать умения создавать алгоритмы деятельности, находить необходимую информацию; 2. Логические: —умения анализировать и синтезировать информацию, находить причинно-следственные связи. |
1. Формирование системы научных знаний о домашних животных и комнатных растениях как о части живой природы, закономерностях ее развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в результате деятельности человека. 2. Формирование умений применять полученные знания на практике (уход за домашними животными и комнатными растениями). 3. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. |
Тематический план
Тема |
Количество часов теории |
Количество часов практики |
Общее количество часов |
1. Как животные оказались в нашем жилище |
2 |
0 |
2 |
2. Собаки — самые верные друзья человека |
1 |
1 |
2 |
3. Кошки, которые гуляют сами по себе |
1 |
1 |
2 |
4. Пернатая радуга в комнате |
1 |
1 |
2 |
5. Хомяк и его ближайшие родственники |
1 |
1 |
2 |
6.Рыбы — самые тихие соседи |
1 |
1 |
2 |
7.Школа для ваших любимцев |
1 |
1 |
2 |
8. Взрослые, которые готовы всегда помочь |
1 |
1 |
2 |
9.Мы в ответе за тех, кого приручили |
1 |
1 |
2 |
Итого |
18 |
Содержание программы:
Программа рассчитана на учащихся 5–7 классов. Возраст детей: 11–14 лет. Сроки реализации программы 1 год. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия 2 часа.
Краткое содержание занятий.
Занятие № 1,2: Как животные оказались в нашем доме.
Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания диких животных.
Содержание: предки современных домашних животных, причины одомашнивания, польза домашних животных, современные породы домашних животных. Организация выставки декоративных собак, презентации учащихся, видеоролики о породах домашних животных.
Занятие № 3,4: Собаки — самые верные друзья человека.
Цель: представить домашнюю собаку как животное с высоким уровнем интеллекта.
Содержание: история одомашнивания собаки, породы собак
(служебные, охотничьи, декоративные) и их назначение, дрессировка.
фотовыставки, экскурсия в клуб собаководства.
Занятие № 5, 6. Кошки, которые гуляют сами по себе.
Цель: познакомить учащихся с историей одомашнивания и содержанием кошек в домашних условиях.
Содержание: история одомашнивания кошек, особенности поведения кошек разных пород, особенности ухода за котятами и взрослыми животными. Родственники кошек. Сообщения учащихся о своем питомце, презентации учащихся, видеоролики. Школьная «Выставка кошек».
Занятие № 7, 8: Пернатая радуга в комнате.
Цель: изучить особенности содержания птиц в городской квартире
Содержание: история одомашнивания домашних птиц, их породы. Птицы в городской квартире, особенности содержания, говорящие птицы.
Экскурсия в зоопарк, презентации учащихся, видеоролики о говорящих попугаях и галках.
Занятие № 9, 10: Хомяк и его ближайшие родственники.
Цель: познакомить учащихся с многообразием одомашненных видов грызунов и их содержанием в неволе.
Содержание: грызуны в природе, многообразие одомашненных грызунов, особенности содержания, размножение их в неволе. Сообщения и презентации учащихся.
Занятие № 11, 12: Рыбы — самые тихие соседи.
Цель: познакомить учащихся с многообразием аквариумных рыб и их содержанием.
Содержание: виды аквариумов, декоративные рыбки, корм, особенности ухода. Выставка «Пернатые и хвостатые», фотовыставка, презентации учащихся, экскурсия в зоомагазин.
Занятие № 13, 14: Школа для ваших любимцев.
Цель: познакомить со способом дрессировки собак и роли дрессуры для качества жизни животных и человека.
Содержание: дрессировка служебных собак. Экскурсия в клуб служебного собаководства.
Занятие № 15–16: Взрослые, которые готовы всегда помочь.
Цель: показать значение организаций и учреждений, связанных с содержанием животных.
Содержание: общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Занятие № 17–18: Мы в ответе за тех, кого приручили.
Цель: сформировать представление о культуре содержания и этике взаимоотношения с животными.
Содержание: Что такое культура содержания животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Бездомные кошки и собаки, одичание домашних животных, приюты. Школьный конкурс плакатов «Мы в ответе за тех, ого приручили».
Методическое обеспечение программы
Формы работы:
1. Теоретические и практические занятия 18 часов в год.
2. Школьные выставки 1 раз в четверть:
I четверть — 4 октября — Всемирный день животных «Выставка кошек».
II четверть — «Выставка декоративных собак».
III четверть — Выставка «Пернатые и хвостатые».
IY четверть — «Выставка кактусов».
3.Оформление фотовыставок в течение года.
4.Конкурс рисунков.
5.Конкурс сочинений.
6.Подготовка презентаций к выставкам и занятиям клуба.
7. Участие в благотворительных акциях по защите животных.
8. Экскурсии.
Критерии эффективности реализации программы:
Уровень 1: приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимоотношения; освоение способов поведения в различных ситуациях.
Уровень 2: получение школьниками опыта переживания и позитивных отношений к базовым ценностям общества (человек, семья, родина, природа, мир, культура, знания, труд).
Уровень3: получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умение представлять собственные проекты в общественной сфере.
Литература:
1. Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н. Гуржий. — М., 1999,
2. Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
3. Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
4. Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц / Э. С. Жердев. — М., 1988.
5. Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
6. Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
7. Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
8. Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
9. Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
10. Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
11. Пай ере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
12. Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия / В. Д. Полонский. — М., 2000.
13. Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
14. Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
15. Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
16. Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
17. Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
18. Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын. — М., 2001.