Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения
Авторы: Ахатова Татьяна Ивановна, Казакова Нина Максимильяновна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.09.2014
Статья просмотрена: 1414 раз
Библиографическое описание:
Ахатова, Т. И. Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения / Т. И. Ахатова, Н. М. Казакова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 129-134. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6112/ (дата обращения: 15.11.2024).
Образовательная программа дополнительного образования детей для коллектива «Экологический театр». Возраст детей: 13–17 лет. Программа составлена на 2 года обучения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Актуальность изучения экологии
На состоявшейся еще в 1992 году международной конференции по проблемам окружающей среды в Рио-де-Жанейро ее участники свою тревогу за будущее Планеты выразили в двух словах — БИОСФЕРА В ОПАСНОСТИ! От экологической катастрофы человечество отделяют какие-то 30–40 лет.
Осознание первопричины такого состояния окружающей среды подвело к заключению о том, что культура, породившая технократическую цивилизацию, вошла в противоречие с законами природы — потребляя, общество превысило возможности биосферы восстанавливать утраченное. Поэтому и решение экологических проблем следует искать прежде всего в области культуры природопользования людей, в выработке таких форм коммуникации с окружающей средой, которые были бы адекватны желанию людей изменить ситуацию к лучшему.
Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей: от того, какие ценности они будут исповедовать, зависит их собственная жизнь и будущее Планеты.
Вот почему так важно сегодня помочь детям, подросткам освоить новую систему ценностей во взаимоотношениях с природой, противопоставив ее господствующей ныне психологии потребления, прагматизму и эгоизму.
О росте в общественном сознании приоритета экологических ценностей свидетельствует тот факт, что 21 век наречен мировым сообществом “столетием окружающей среды” в отличие от прошедшего — “столетия экономики”. А это означает, что экологический диктат будет определять и экономику, и образование, и культуру.
В этом процессе воспитанию принадлежит заглавная роль, поскольку тот или иной уровень культуры человека — общий или экологический — есть результат воспитания, показатель человеческого в человеке, мерило его развития как существа разумного.
Воспитательное пространство объемно, оно вбирает в себя влияния семьи и школы, учреждений культуры и дополнительного образования, средств массовой информации и даже сферу стихийного воспитания и потому объективно является фактором многоуровневого и разнопланового воздействия.
Среди всего многообразия социальных институтов семья, школа и система дополнительного образования занимают в нем особое место, так как их воспитательное воздействие длительно и целенаправленно и происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью ко всякого рода влияниям. Воспитывать нравственность в отношениях детей и подростков к людям и природе — значит, внести свой вклад в решение экологической проблемы.
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового общества должна стать гармония человека и природы. Каждый человек должен понимать, что только в гармонии с природой возможно его существование на планете Земля.
Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Безусловно, их нужно создавать и воспитывать с детства. С детства надо учиться жить в согласии с природой, ее законами и принципами.
Экологическое образование должно охватывать все возрасты, оно должно стать приоритетным, опережающим все другие области хозяйственной деятельности. Экологическими знаниями, подобно арифметике, должны обладать все независимо от специальности, характера учебы и работы. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в большей степени являются экологическое образование и воспитание.
Содержательным ядром экологического образования являются три взаимосвязанные его части:
- Знания экологических законов, правил, теорий, научных фактов; осознание единства в системе «природа — человек»;
- Эмоционально-эстетическое и нравственное восприятие природы, художественные образы ее выражения и отношение к ней человека;
- Деятельность в реальных социоприродных ситуациях, связанных с решением экологических проблем.
Задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.
Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность — один из основных методов экологического воспитания.
Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Экологическая исследовательская работа должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса.
В процессе исследовательской деятельности ученик должен научиться сам формулировать изучаемую экологическую проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения. Хорошо организованная исследовательская деятельность по экологии способствует формированию у учащихся экологических знаний по общим, региональным и локальным проблемам; углубляет и закрепляет знания по общетеоретическим гуманитарным и естественно научным предметам.
Большое воспитательное значение имеет эмоциональное воздействие экологического эксперимента. Исследовательский эксперимент, воздействуя на учащихся, возбуждает интерес к решению экологических проблем и в особенности к изучению проблем своей местности, вызывает чувство удовлетворения полученными результатами; возникает чувство сопричастности за судьбу природных объектов, осознание значимости практической помощи природе родного края. В процессе такой деятельности учащиеся учатся находить возможности, позволяющие реализовывать знания, умения и навыки в решении реальных экологических проблем; участвовать в работе, приносящей пользу природе как общему дому; понимать, что знания и умения по изучению местности, по охране окружающей среды, которые они получают в школе, будут полезны в их дальнейшей жизни.
Такой подход к организации исследовательской деятельности способствует повышению качества экологического образования, обеспечению преемственности образовательных уровней. Аккуратность в эксперименте, творческая закалка, полученные в процессе исследовательской деятельности в школе, не пропадают бесследно. В вузах такие учащиеся, как правило, продолжают самостоятельную научно- исследовательскую работу, становятся активными членами студенческих обществ.
Экологическая драматургия позволяет в игровой форме развивать активную мыслительную деятельность, коммуникативность учащихся, выступать как сценарист, режиссер, артист, партнёр.
Формировать у учащихся ключевых компетенций базового и дополнительного образования.
Деятельность дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.
Использую деятельностный или компетентностный подход, оцениваю работу учащихся со следующими целями:
- стимулировать ответственность учащихся за свои результаты (например, использование накопительной системы баллов);
- помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать;
- констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся;
- фиксировать неудачи, но не наказывать за них;
- оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
- поддерживать высокую самооценку учащихся;
- мотивировать учащихся на достижение успеха;
- побуждать учащихся к приложению усилий;
- приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.
В связи с этим в основу экологического образования в школе 59 были положены методологические подходы, активизирующие данный вид деятельности учащихся. В педагогической практике школы складывается целенаправленная работа по организации системы различных форм и видов деятельности по приобщению школьников к природе и ее исследованию:
- Поисково-исследовательская работа,
- Эколого- краеведческая,
- Историко-этнографическая,
- Теоретико-исследовательская,
- Опытническая,
- Экспериментальная.
Основными формами экологической работы, в которых реализуются эти виды деятельности, являются:
- Школьный кружок «Экологическая драматургия»,
- Научно- исследовательские группы,
- Летний экологический лагерь,
- Экологический десант
- Научно-практические конференции
Начиная с 2000г, учащиеся 59 школы включились в экологические исследования по единой программе школьного экологического мониторинга, участвуя в проекте «Чистая вода». «Отряд Аргонавты» создан с целью содействия Комитету по водному хозяйству в сборе информации по состоянию водных объектов, проведению мониторинга и сохранению водных ресурсов.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О КОЛЛЕКТИВЕ.
Коллектив постоянного состава: действует 2й год. Основной состав: учащиеся 8б, 5а классов.
По данной программе обучаются дети 1998–1999 и 2001–2992года рождения, группа 15 человек.
Место проведения занятий кабинет № 19 школы № 59.
Сценическая площадка — актовый зал школы № 59.
Общее количество часов за год — 144 часа.
1 группа — 4 часа в неделю — 144 часов.
Предполагаемые результаты:
Выявить индивидуальные особенности учащихся в становлении и развитии высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
- Повысить уровень компетентности учащихся в области экологической культуры.
- Участие в компьютерных олимпиадах по экологии и биологии.
- Участие в конкурсах экологических агитбригад.
- Формирование экологической культуры школьников.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА.
Основная цель кружка:
Сформировать способность ученика к саморазвитию и совершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта через формирование экологической культуры, повышение экологической компетентности школьников, обеспечение положительной динамики их отношения к экологическим проблемам.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это социально необходимое, нравственное качество личности.
Ее составные части:
- ЗНАНИЯ человека о природе, взаимосвязях в природе, взаимосвязях общества и природы, способах сохранения и оказания помощи природной среде;
- ИНТЕРЕС к природе, к живым и неживым компонентам, к проблеме ее охраны;
- ЧУВСТВА нравственные (любовь, жалость, сопереживание, стыд и т. д.) и эстетические (восхищение, удивление, любование);
- ПОЗИТИВНАЯ разнообразная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, направленная на сохранение и приумножение природы, достойное поведение в окружающей человека среде;
- МОТИВЫ, определяющие поступки детей в природе (познавательные, санитарно-гигиенические, эстетические и утилитарные);
На основе взаимосвязи этих компонентов у школьников формируются новые ценностные ориентации, стремления, гражданская позиция.
Достижение данной цели предполагается через решение задач:
Задачи:
А) Познавательные УУД, обеспечивающие возможность
- Различать методы познания окружающего мира.
- Выявлять особенности разных объектов.
- Анализировать результаты элементарных исследований.
- Воспроизводить по памяти информацию для решения поставленной задачи.
Формирование основных представлений о взаимосвязях человека и окружающей среды.
Учащиеся должны знать: Среды обитания организмов. Экологические факторы. Приспособленность организмов к среде обитания. Изменения среды обитания организмов под воздействием антропогенного фактора. Меры охраны среды обитания растений и животных.
Учащиеся должны уметь:
Проводить экологический мониторинг. Освоить методики:
1) работа с экспресс лабораторией.
2) и определителями флоры и фауны.
Б) Регулятивные УУД которые обеспечивают:
- Умение определять цель для любого из видов деятельности
- Возможность прогнозирования результатов деятельности
- Способность оценивать свои поступки
Вовлечение учащихся в практическую деятельность по охране окружающей среды:
- Исследовательская работа в рамках проекта «Здоровье школьника»;
- Участие в научно-практической конференции (школы, района, области);
- Постановка экологических сказок;
- Выступление с ними агитбригады и пропаганда охраны природы.
В) Коммуникативные УУД, которые обеспечивают:
- Социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности.
- Умение слушать и вступать в диалог.
- Умение выстраивать диалог со сверстниками и взрослыми.
- Формирование ценностных установок по отношению к явлениям и процессам природы, собственно природоохранительная деятельность. Забота и улучшение природной среды. Экологические рейды акции. Способствовать укреплению коллективизма, взаимовыручки, организованности участников кружка при достижении намеченных целей и задач.
Г) Личностные УУД — это:
- Система ценностных ориентиров
- Система учебных и жизненных мотивов
Выражаются «Формулами»:
- «Я и общество», «Я и семья»,
- «Я и школа», «Я и друзья» и д. р.
Личностные УУД обеспечивают возможность:
- Проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
- Проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны
- Различать основные нравственно-этические понятия
- Соотносить поступок с моральной нормой
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Методы:
А) Проблемно-поисковый.
Участие в исследовательской работе: проект «Здоровье школьника».
Б) Метод наблюдений,
В) Практический.
Постановка экологических сказок, выступление агитбригады, подготовка и выступление на конференции, посещение музеев, театров, вечера.
Г) Словесный.
Теоретические занятия.
Виды и методы контроля:
- концерт в 1 полугодии, Спектакли в конце каждой четверти и в конце года
- Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
- Диагностика.
- Анкетирование.
- Наблюдение.
Основанием для ранжирования взять следующие уровни:
- Минимально необходимый.
Знать — описывать экосистему на теоретических занятиях.
- Продвинутый хороший. Уметь объяснять экологические закономерности в изучаемой экосистеме.
- Отличный.
Уметь эффективно преобразовывать информацию в реальных и учебных экологических ситуациях (оформление и защита рефератов на научно-практических конференциях, сочинение экологических сказок, выступление агитбригады). Обязательное практическое участие в реальном улучшении окружающей среды.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Образовательный блок |
Тема |
Количество часов |
Формы учебных занятий |
Формы подведения итогов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||||
1 |
Вводное занятие |
Правила ТБ; Начальная диагностика |
2 |
2 |
Беседа |
Интеллектуальная игра на знание правил ТБ |
|
2 |
Научно-исследовательская работа |
Написание рефератов |
26 |
16 |
10 |
Практические занятия |
Реферат; Выступление на научно-практической конференции |
3 |
Постановочная работа |
Написание сценариев; Работа над текстами |
66 |
66 |
Репетиции |
Анализ выступления на спектакле |
|
4 |
Концертная работа |
Репетиция на сцене; Прогоны и сдача спектакля; Показы спектакля; Презентации; Дни творчества |
24 |
24 |
Репетиции |
Анализ выступления на концерте |
|
5 |
Природоохранительная работа |
Работа в подшефном классе; Выступление с лекциями; Участие в субботниках |
10 |
10 |
Практические занятия |
Наблюдение |
|
6 |
Культурно-массовая работа |
Посещение обсуждение ТП; Экскурсии; Праздничные огоньки; Собрания родителей |
14 |
14 |
Экскурсии |
Творческий отчет (концерт) |
|
7 |
Итоговое занятие |
Концерт-спектакль; Итоговая диагностика |
2 |
2 |
Спектакль |
Анализ выступления |
|
Итого: |
144 |
18 |
126 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
1) Введение. Инструктаж по технике безопасности.
Правила поведения в школе во внеурочное время.
Правила поведения в транспорте и общественных местах.
Правила обращения с электроприборами, радиоаппаратурой, ноутбуком, компьютером.
Техника безопасности в лесу. Катание на лыжах и санках.
Правила поведения в местах массового скопления людей.
2) Научно- исследовательская работа.
1. Продолжить работу в рамках проекта «Здоровье школьника». Оформление отчетов о проделанной работе в виде рефератов,
- Портфолио и презентаций по исследовательской деятельности для школьной научно-практической конференции.
- Вырастить растения для представления экологической сказки «Наши друзья на подоконнике».
- Провести паспортизацию всех растений в кабинете № 19.
1. Темы рефератов «Здоровье ученика», «Наши друзья на подоконнике». «6 мифов о ГМО».
3) Постановочная работа.
- Написание сценариев экологических сказок, интеллектуальных экологических игр, миниатюр. Редактирование текстов
Обсуждение.
- Работа над текстами:
· Читка по ролям.
· Заучивание роли.
· Мизансценирование.
· Индивидуальная работа с ребятами над ролью.
· Изготовление декораций, реквизита.
· Репертуар:
Экологические сказки: «Дорожная азбука для котят», «Наши друзья на подоконнике», «Остров небывалый», «Спасите наши души».
· Совместно с ребятами редактировать сценарии.
· К урокам: сказки презентации о семействах покрытосеменных.
· К праздникам и классным вечерам: «День варенья». «Споемте, друзья». «Хеллоуин». «Новогодний бал» «Татьянин день». «День Святого Валентина». «Мальчишки-девчонки».
4) Концертная работа.
- Репетиции на сцене,
- Прогоны и сдача спектакля,
- Показы спектакля,
- Презентации,
- Дни творчества.
5) Природоохранительные мероприятия.
- Работа в подшефном 8г классе. Паспортизация растений в кабинете биологии.
- Выступление с лекциями и агит. программами перед учащимися начальной школы.
- Участие в субботниках.
6) Культурно-массовая работа.
- Посещение и обсуждение театрализованных представлений,
- Экскурсии,
- Праздничные огоньки,
- Собрания родителей,
- Коллективный творческий отчет.
7) Итоговое занятие.
- Отчет-концерт для родителей.
8) Условия для реализации.
- Спонсорская помощь родителей.
- Дидактические средства: карты, схемы, таблицы, компьютерные программы.
Литература:
1. Азаров Ю. П. Игра и труд. — М., 1973.
2. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать. — М., 1979.
3. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. — М., 1987
4. Ашихмина Т. Я., Школьный экологический мониторинг. –«Агар», 2000.
5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. — М., 1988.
6. Газман О. С. и др. В школу — с игрой. — М., 1991.
7. Добринская Е. И., Соколов Э. В. Свободное время и развитие личности. — Л., 1983.
8. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. — М., 1992.
9. Игры — обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В. В. Петрусинского. — М., 1994.
10. Конаржевский Ю. А. Анализ урока.- М., 2000.
11. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии- М., 2001.
12. Кэрролл Л. Логическая игра. — М., 1991.
13. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. t.v. — М., 1958.
14. Минкт Е. М. От игры к знаниям. — М., 1983.
15. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. — М., 1990.
16. Пидкасистый П. И. Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. — М.: РПА, 1996.
17. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. — М.: Народное образование, 1996.
18. Спшаковский А. С. Игра — это серьезно. — М., 1981.
19. Селевко Современные образовательные технологии. М., 1998.
20. Удовольствие — в игре. — М.
21. Хвейзинга И. В. Тени завтрашнего дня. — М., 1992.
22. Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М., 1994.
23. Шмаков С. А. Культура — досуг — ребенок. — М., 1994.
24. ЭльконинД. Б. Психология игры. — М., 1979.
25. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника. — М., 1974.