Родительское собрание «Организация и содержание работы логопункта. Специфические особенности детей с нарушением речи»
Авторы: Маркелова Юлия Валерьевна, Волкова Ирина Максимовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 09.09.2014
Статья просмотрена: 8757 раз
Библиографическое описание:
Маркелова, Ю. В. Родительское собрание «Организация и содержание работы логопункта. Специфические особенности детей с нарушением речи» / Ю. В. Маркелова, И. М. Волкова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 100-103. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6113/ (дата обращения: 15.11.2024).
План проведения собрания:
1. Особенности детей с нарушением речи.
2. Цели и задачи логопункта. Взаимодействие специалистов.
3. Рекомендации учителя-логопеда.
4. Рекомендации педагога-психолога.
5. Анкетирование.
Цели:
- познакомить родителей с особенностями речевого и психологического развития детей с нарушением речи, целями и задачами логопункта;
- расширить контакт между педагогами-специалистами и родителями, выяснить проблемы родителей детей с нарушением речи;
- показать и обучить основным доступным коррекционным приемам общения и обучения с детьми с нарушением речи.
Содержание:
1. Особенности детей с нарушением речи.
Выступление учителя-логопеда:
— Сегодня мы с вами поговорим об особенностях развития ребенка с речевым нарушением и о том, как вы, родители, можете ему помочь в исправлении этого нарушения.
Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет — таков его индивидуальный темп развития.
В чем же особенность детей с нарушением речи?!
Дети с речевыми нарушениями — это особая категория детей. У них сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются отклонения от речевой нормы, которые полностью или частично препятствуют речевому общению и ограничивают возможности социальной адаптации ребенка.
Обычно выделяются группы со следующими нарушениями:
- фонетико-фонематические нарушения (ФФН, дети с преимущественными недостатками звукопроизношения в сочетании с легкими формами дизартрии);
- общее недоразвитие речи (ОНР, дети с преимущественными недостатками лексико-грамматической стороны речи, с разными уровнями речевого недоразвития);
- недостатки мелодико-интонационной (ринофонией, дисфонией, афонией) и темпо-ритмической стороны речи (с заиканием, итерацией, полтерн, тахилалией, брадилалией).
Выступление педагога-психолога:
— Клиническое и психолого-педагогическое обследование детей с речевыми нарушениями выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом и низкой умственной и физической работоспособностью. У логопедических детей при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов:
- меньший объём запоминания и воспроизведения материала,
- неустойчивость внимания,
- быстрая отвлекаемость,
- истощаемость психических процессов,
- снижение уровня обобщения и осмысления действительности;
- у них затруднена развёрнутая связная речь.
Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей:
- повышенная возбудимость,
- раздражительность или общая заторможенность,
- замкнутость,
- обидчивость,
- плаксивость,
- многократная смена настроения.
2. Цели и задачи логопункта. Взаимодействие специалистов.
Результатом сотрудничества учителя-логопеда и педагога-психолога в нашем детском саду являются следующие формы работы:
- проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь, педагог-психолог — познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);
- интегрированные занятия с детьми;
- родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.
Взаимодополняемость позиций педагога-психолога и учителя-логопеда в подходе к ребёнку, тесное сотрудничество во всех направлениях работы мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы психолого-логопедической службы в детском саду.
На логопункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга);
- сенсорное развитие;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
- формирование навыка звукового анализа,
- предупреждение нарушений письма и чтения.
Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от тесной и слаженной работы педагога-психолога и учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями.
Эффективность всей коррекционной работы, проводимой специалистами, только возрастёт, если родители сами будут владеть конкретными играми, развивающими технологиями, действенными формами оказания помощи ребёнку.
3. Рекомендации учителя-логопеда:
- Ведение тетрадей.
- Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте стихи, сказки, загадки, пойте песенки. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.
- Регулярно выполнять артикуляционную гимнастику.
Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков, она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков.
Выработка некоторых артикуляционных позиций требует длительной и систематической работы. С большим интересом воспринимаются детьми интересные истории, сказки и обыгрывание их с помощью артикуляционных упражнений.
Предлагаем родителям выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата.
Сказка «Приключение Язычка»
В зоопарк пойдем теперь.
Открываем шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его)
Нас встречает добрый слон.
Длинный хобот тянет он. (Тянуть губы вперед «хоботком»)
Если очень захотеть,
Можно хоботом вертеть. (Вращать вытянутыми губами по кругу)
Улыбнулись нам подружки —
Большеротые лягушки. (Широко улыбаться, растягивая губы)
Жираф вытянул вверх шею.
Очень он гордится ею. (Рот широко открыть и не закрывать. Тянуться
высунутым языком к носу)
Зебры — резвые лошадки –
Бойко скачут по площадке. (Рот открыть и улыбнуться. Медленно щелкать
языком, присасывая его к нёбу.
Максимально растягивать подъязычную связку)
Потянула зебра ножку,
Постояла так немножко. (Держать рот широко открытым, улыбаться.
Присосать язык к нёбу и удерживать его в таком
положении 10 сек. Тянуть подъязычную связку)
А у зебры есть полоски.
Их рисуем кистью плоской. (Рот открыть и не закрывать. Проводить
широким языком по нёбу вперед-назад)
Посмотри: хамелеон.
Хвост закручивает он. (Рот широко открыть. Поднять язык за верхние
зубы и закрутить его наверх. Придержать его
зубами)
Вот пантера. Зверь другой.
Спину выгнула дугой. (Рот открыть. Спрятать язык за нижние зубы.
Выгнуть спинку языка.)
Спину выгнула дугой.
Язычок, скорей домой! (Спрятать язык. Закрыть рот)
4. Рекомендации педагога-психолога:
- Уделять больше времени и внимания сенсорному развитию детей, так как это позволяет научить детей адекватно воспринимать предметы, выделять основные признаки и свойства.
Сенсорное развитие ребенка — это развитие органов чувств и восприятия, это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Для развития сенсорных способностей существуют множество различных игр и упражнений. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мастер-класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.
К дидактическим играм для сенсорного развития детей относятся:
- игры, позволяющие узнавать и называть объект;
- игры, обучающие детей приемам классификации по сходным и отличительным признакам;
- игры, уточняющие, конкретизирующие знания детей о предметном мире, о функциональном значении объектов и предметов окружающей действительности на основе сенсорных ориентировок;
- игры, обучающие детей пространственной ориентировке на основе различных сенсорных анализаторов;
- игры, обучающие детей использованию сенсорных функций при выполнении навыков самообслуживания (умывание, причесывание, одевание, уход за одеждой);
- игры, обучающие способам общения с включением различных органов чувств: мимики, жестов, интонации.
Предлагаем поиграть:
Игра «Чудесная фигура»
Для игры понадобятся вырезанные из бумаги различные геометрические фигуры. Предлагается назвать как можно больше предметов, похожих по форме на выбранную фигуру.
Игра «Шагаем в пробках»
Не стоит далеко убирать пробки от пластиковых бутылок, они могут помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Предлагаю устроить «лыжную эстафету». Две пробки кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.
Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы.
А если забыли стихотворение про «лыжи», тогда вспомним всем известное… Какое? Ну, конечно!
Мишка косолапый, по лесу идёт…
Здорово, если малыш будет не только «шагать» с пробками на пальчиках, но и сопровождать свою ходьбу любимыми стихотворениями.
Игра «Рисуем на крупе»
Возьмите плоское блюдо с ярким рисунком. Тонким равномерным слоем рассыпьте по нему любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Попробуйте нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы. Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики вашего ребенка. И плюс ко всему развитие фантазии и воображения.
Предлагаем изготовить своими руками простую игру «Собери картинку», в которую вы сможете дома поиграть с ребенком. Возьмите любую картинку или фотографию, которые я вырезала из журналов и книг (изображение должно быть понятно ребенку), вырежьте из нее квадраты, кружки, треугольники. Наклейте картинку «с дырками» на лист белой бумаги и дома предложите ребенку закрыть образовавшиеся на картинке «белые пятна» фигурами, которые из нее вырезаны.
Сегодня вы познакомились лишь с малой частью того, чем можете занять ваш досуг с ребёнком дома. Включайте свою фантазию и самое главное, не уставайте постоянно разговаривать с вашими малышами, называйте все свои действия, явления природы, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить. Побуждайте ребенка к игре, насколько возможно, играйте с малышом в развивающие и веселые игры. Участвуйте в игровом процессе. Это будет отличным способом для установления более прочной связи между Вами и Вашим ребенком!
5. Анкетирование.
Предлагаем вам ответить на вопросы анкеты.
Приложение 1. Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»
(для определения уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей)
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
1. Фамилия, имя ребенка.
Ф. И. О. родителя.
2. Дата рождения ребёнка.
3. Обращаете ли Вы внимание на речь вашего ребёнка?
4. Как Вы считаете, соответствует ли речевое развитие вашего ребёнка возрастной норме? (да, нет, не знаю)
5. Знакомы ли Вы с нормами речевого развития вашего ребёнка (нормы развития речи детей 7 лет) (да, нет).
6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? В чем она заключается?
7. Знакомы ли Вы с результатами логопедического заключения (диагноз; понимаете ли вы, что означает данный диагноз).
8. Как Вы думаете, от кого зависят результаты логопедических занятий? (только от логопеда, от самого ребёнка, от родителей, от воспитателя)
9. Как Вы думаете, над чем работает учитель-логопед (поставьте галочку):
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие фонематических процессов;
- работа над слоговой структурой слова;
- развитие лексики;
- развитие грамматического строя речи;
- развитие связной речи;
- развитие мелкой моторики:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие психических процессов.
10. Как Вы думаете, участие родителей в коррекционно-логопедическом процессе (необходимо, не нужно, не играет роли)
11. Знакомы ли Вы с требованиями, предъявляемыми к воспитанникам, посещающим логопедические занятия.
12. Требуются ли Вам консультации логопеда (да, нет, по какому вопросу)
13. Ваши вопросы и предложения.
Дата... Подпись родителя.
Благодарим за сотрудничество!
Литература:
1. Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Метод. Пособие / Сост. Кондратенко И. Ю. М.: Айрис-пресс, 2005.
2. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология. — М.: Академия, 2006.
3. Пастухова И. О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи. М., 2007.
4. Работа учителя-логопеда с семьями: традиционные и иннавационные подходы/ Под ред. Л. С. Вакуленко.-Спб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс».