Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние младших школьников | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Скобенко, Л. Д. Влияние различных звуков на слух и эмоциональное состояние младших школьников / Л. Д. Скобенко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 11-14. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6122/ (дата обращения: 19.12.2024).

Психологической особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста является то, что они предпочитают шумные игры, громкую музыку, общаются с друзьями, стараясь, перекричать друг друга. К концу таких шумных забав, у детей начинает болеть голова, ухудшается настроение, потому, что подсознательно их начинает раздражать весь этот шум.

Звуки могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на состояние человека, поэтому проблемы со слухом возникают сейчас у многих, особенно у детей школьного возраста.

Возник вопрос: как звуки влияют на физическое и эмоциональное состояние младших школьников и как сохранить слух надолго?

Цель моего исследования: изучить вопрос о том, как звуки влияют на человека.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

1.                  Выяснить причины ухудшения самочувствия детей при повышенных звуках;

2.                  Исследовать лечебное влияние звуков на здоровье человека и его эмоциональное состояние;

3.                  Определить основные виды звукотерапии.;

4.                  Определить правила бережного отношения к органу слуха, лечебное влияние звуков на здоровье человека.

Объект исследования: шум и звуки различной громкости.

Предмет исследования: бережное отношение к своему органу слуха, лечебное влияние звуков на здоровье человека

Гипотеза: предположим, если правильно регулировать громкость звуков, то можно сохранить хороший слух надолго.

Cлух – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждаться всей полнотой звуков живого мира.

Благодаря этому человек не только воспринимает окружающий мир, он овладевает и речью. Однако всегда ли мы относимся к органу слуха с должным почтением? А ведь этот сложный орган, созданный природой очень уникальный.

«Прием» всего звукового богатства мира обеспечивают три части органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Первое, состоящее из ушной раковины и наружного слухового канала, улавливает вибрации воздуха и передает его барабанной перепонке. Она усиливает звук, направляя его в среднее ухо, в котором расположены самые миниатюрные косточки в организме: молоточек, наковальня и стремечко (мышцы, соединяющие их, создают нечто вроде буфера, снижающего интенсивность вибрации от громких звуков). Важная составляющая среднего уха — слуховая труба, позволяющая уравновесить давление воздуха в барабанной полости с атмосферным давлением. Постоянно выделяющийся в ней воск (ушная сера) обладает антисептическими свойствами, защищая ухо от вредных бактерий и насекомых.

Когда человек слышит слишком сильные звуки, то они могут поражать слуховой аппарат, поэтому влияние сильного звука на слух, приводит к постепенному снижению чувствительности к звукам.

Кроме того, влияние сильного звука на слух такое, что может привести к расстройству работы внутренних органов, печени, сердца и начинается истощение нервных клеток, от перенапряжения слухового аппарата, таким образом, мозг протестует против сильного шума.

Когда человек продолжительное время находится в шумном помещении, то влияние сильного звука на слух приводит его к быстрой утомляемости организма, мозг начинает постепенно отключать сознание и человек даже при сильном шуме может заснуть, это защитное свойство организма.

Причины ухудшения слуха под влиянием внешних звуковых раздражителей

Уровень шума выражается в децибелах, и когда шум имеет 25 -30 децибел, то он почти безвреден. Когда шум превышает эти пределы и доходит до 120 децибел, то такие волны могут вызывать болевой синдром, а в самом ухе начнут отпадать крошечные волоски на мембране. Слуховой аппарат связан со специальным участком мозга, и звуки попадают в этот слуховой центр в виде электрических импульсов.

Поэтому, при сильнейших звуках, может наступить звуковой шок и стрессы. Влияние сильного шума на слух может привести к его потере постоянной или временной, в зависимости от длительности воздействия и уровня децибел.

Потеря слуха, особенно в молодом возрасте, как раз и связана с излишними громкими шумами, а после потери слуха, он не восстанавливается никогда.

Поэтому можно сделать однозначный вывод, что звуки с низкой частотой вызывают приятные ощущения и они безопасны для слуха, но те звуки, которые превышают 80 децибел, являются зоной предупреждения и они могут быть опасными. Сильный звук может также привести к потере слуха, особенно важно это знать молодым людям, которые включают звук в наушниках на полную громкость, этот продолжительный и сильный звук приводит к потере слуха.

Когда человек теряет слух, у него меняется отношение к окружающей среде, он часто не понимает, что необходимо сделать и люди начинают считать его неполноценным.

Поэтому каждый человек должен знать, что влияние шума на слух огромно, и плохо то, что такой процесс необратим, в том случае, когда человек потерял слух, он уже к нему не возвратится.

Мы живем в океане звуков... Некоторые из них ласкают слух, другие звучат неприятно. Но если даже на самое короткое время лишить человека внешних звуков, у него начнется расстройство психики. Во время войны в концлагерях использовался метод пыток, когда человека помещали в герметичную камеру в абсолютной тишине. Через некоторое время человек просто сходил с ума.

Ухо человека способно слышать звуки в среднем диапазоне, но животные (например, кошки, собаки) воспринимают вибрации и низкие, потому и говорят о них, слышат беду. Многие знают: животные раньше всех покидают селение, в котором через день-другой начнется землетрясение. Дельфины общаются между собой при помощи ультразвука, птицы тоже улавливают высокие частоты.

На основании личных исследований представляю вам практические опыты по выявлению некоторых функций нашего уха.

Опыт № 1: Учитель в классе просит одного ученика рассказать стихотворение, а остальных просит громко и активно разговаривать. Ученик начинает рассказывать — сбивается, начинает заново. Потом забывает текст.

Делаем вывод:

Данный опыт показывает, что шум, даже когда он невелик (при уровне 50–60 дБ), создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказывая на него психологическое воздействие.

Опыт № 2: Вклассе один ученик слушает рок музыку в наушниках на всю громкость, а остальные слушают диск со звуками природы. Ученик, слушающий рок через короткое время начинает уставать от громкой, басистой музыки, в то время как остальным детям нравится спокойные звуки природы.

Делаем вывод:

Данный опыт показывает, что постоянное воздействие сильного шума может не только отрицательно повлиять на слух, но и вызвать другие вредные последствия — звон в ушах, головокружение, головную боль, повышение усталости, а также притупить слух. В то время как тихий шелест листвы, журчание ручья, птичьи голоса, легкий плеск воды и шум прибоя всегда приятны человеку. Они успокаивают его, снимают стрессы.

Опыт № 3: Вклассе дети сидят за партой. Учитель включает «ультразвук» на несколько секунд. Дети начинают закрывать уши и просят выключить этот звук.

Делаю вывод:

Данный опыт показывает, что низкие частоты отрицательно воздействуют на психику, вызывают нервные расстройства и приступы панического страха.

Опыт № 4: Дети в классе поделены на три группы. К уху учащегося подносятся тикающие часы и отмеряется расстояние на котором тиканье услышано. Расстояние составило в среднем 10 см. В течение 5 минут одна группа слушает громкую музыку, другая тихую, а третья находится в тишине. После прослушания мелодии проводится повторное исследование. У первой группы расстояние сократилось на 4–5 см. У второй на 2см. У третьей не было изменений.

Делаю вывод:

Данный опыт показывает, что воздействие шума на ухо снижает остроту слуха, а это может привести к глухоте.

Причины ухудшения слуха:

Изучив строение уха, мы поняли, насколько важную функцию выполняют органы слуха при восприятии окружающего мира, насколько необходимо сохранить это чудо природы. Врожденные или приобретенные заболевания, несоблюдение нормы громкости внешних звуков — таковы причины, из-за которых у ребенка может снижаться слух.

Есть и другие причины: компьютерные громкие игры (стрелялки), перегрузки в школе. Дети должны достаточное количество времени гулять, хорошо высыпаться, очень желательна смена шумной обстановки на тихую, спокойную.

Лечебное воздействие звука на человека.

С незапамятных времен люди знали, что звук обладает особой чудотворной силой. Например, греческий врач Эскулап, лечил радикулит и другие болезни нервной системы громкой игрой на трубе перед пациентом. Пифагор лечил многие болезни души и тела, играя составленные им специальные музыкальные композиции

Известно, что произведения композитора Людвига Ван Бетховена, оказывают благоприятное воздействие на внутренний мир, эмоциональное состояние человека. Однако большинство своих всемирно известных классических произведений композитор написал, будучи абсолютно глухим.

Мы выяснили, что сильный шум, громкие звуки негативно воздействует на нашу нервную систему и самочувствие, и мы знаем по собственному опыту, как улучшается настроение, появляется бодрость и активность, когда мы соприкасаемся с природой и ее восхитительными звуками.

Наукой доказано, что звуки природы, ЗВУКОТЕРАПИЯ, способствует проявлению вдохновения, творчества и гениальности. В наше время восполнить нехватку общения с природой можно прослушиванием дисков с записями звуков природы или прекрасной музыки на фоне звуков природы.

Постоянное прослушивание звуков природы способствует:

-        улучшению памяти;

-        сон становится более глубоким и спокойным;

-        повышается способность к самоисцелению;

-        укрепляется иммунная система;

-        активируется мыслительная способность;

-        возрастает способность к изучению иностранных языков;

-        развивается уверенность в себе, исчезают страхи;

-        улучшается настроение;

-        возрастает активность и устойчивость к стрессам.

Звук «У« — способствует вентиляции легких; Звук «А« и «О« — благоприятно воздействует на организм в целом; Звук «Ю« — благоприятно воздействует на почки, мочевой пузырь, снимает спазмы; Звук «Е« — убирает негативные эмоции; Звук «Н« — активизирует способность к творчеству; Звук «В« — воздействует на нервную систему и спинной мозг; Звук «П« — полезен для сердца и сосудов, снижает давление.

Выделим несколько видов звукотерапии:

1.      Дельфинотерапия (лечение ультразвуком)

2.      Музыка(приятные расслабляющие и стимулирующие мелодии)

3.      Голос (произношение определённых звуков и правильное дыхание)

4.      Словотерапия (приятные слова, заговоры, молитвы)

5.      Рифмотерапия (лечение стихами)

Детям было предложено закрыть уши и посидеть так несколько секунд. Некоторым ребятам было тяжело сидеть и ничего не слышать. А если не слышать вообще ничего никогда?!!. В результате были определены правила, соблюдение которых позволит сохранить хороший слух надолго.

Правила бережного отношения к слуховому аппарату.

1.      Разговаривать друг с другом спокойным голосом, не кричать, если твой собеседник находится рядом.

2.      При выполнении уроков следует выключить телевизор и музыку, так как они будут отвлекать.

3.      Не включать звук телевизора, компьютера, магнитофона на всю громкость.

4.      Беречь уши от простудных заболеваний, защищать их от ветра.

5.      Питание должно быть разнообразным и полноценным, должно включать растительную и животную пищу, богатую витаминами.

6.      Регулярно проверять свои уши, посещать врача отоларинголога, не реже чем раз в год.

7.      Особое внимание уделять правилам личной гигиены (мыть и чистить уши)

Заключение

Проведя исследование, мы выяснили причины ухудшения слуха, выявили положительное и даже лечебное влияние умеренных, приятных звуков и отрицательное влияние громких шумов на самочувствие человека.

Таким образом, выдвинутая мной гипотеза о том, что если правильно следить за децибелами, то можно сохранить здоровье и нормальное самочувствие, полностью подтвердилась. Если соблюдать элементарные правила, то мы сохраним свой слух надолго. Ведь потерять слух легко, а вернуть невозможно.

Литература:

1.      www.chasyjqi.ru

2.      www.slavyjqa.ru

3.      Википедия (Интернет-энциклопедия)

4.      Большая Детская Энциклопедия. — АСТ «Астрель», 2000.

5.      Детская энциклопедия. Я познаю мир. Медицина. — М.: «АСТ»,1999.

6.      Журнал «Здоровье и экология», Волгоградский областной благотворительный фонд «Экология»,№ 5. 2008.

7.      Тело человека, Москва. Изд. «Махаон»,2007.

Основные термины (генерируются автоматически): звук, слух, сильный звук, сильный шум, орган слуха, потеря слуха, слуховой аппарат, бережное отношение, лечебное влияние звуков, нервная система.

Похожие статьи

Воздействие музыки и живого пения на поведение детей с ментальными нарушениями

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих младших школьников

Похожие статьи

Воздействие музыки и живого пения на поведение детей с ментальными нарушениями

Влияние музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое развитие детей дошкольного возраста

Влияние индивидуальных биоритмов на успеваемость и социальную активность школьников

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое развитие дошкольников

Влияние танцевальных упражнений на развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста

Влияние мелкой моторики рук на развитие речи детей

Влияние музыкального образования на формирование личностных качеств ребёнка

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Влияние развития мелкой моторики на формирование речи у детей дошкольного возраста

Особенности морфологической стороны речи у слабослышащих младших школьников