Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста
Авторы: Дорохова Ирина Александровна, Трифонова Наталья Ринатовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 24.09.2014
Статья просмотрена: 5279 раз
Библиографическое описание:
Дорохова, И. А. Система работы по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе ДОУ для развития ведущих сфер личности детей дошкольного возраста / И. А. Дорохова, Н. Р. Трифонова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 79-82. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6134/ (дата обращения: 15.11.2024).
Использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении — это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня сама жизнь диктует качественно новые требования к организации педагогического процесса в детском саду.
Введение компьютера в среду дошкольного учреждения не является целью, ориентированной только на формирование навыков работы с новыми техническими средствами. Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для дошкольника, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления [3, с. 26].
В течение двух лет экспериментальной деятельности нами разработана, апробирована и успешно внедряется инновационная модель взаимодействия воспитателя, музыкального руководителя, специалистов по коррекционно-развивающей работе, педагогов дополнительного образования по активизации познавательной и творческой деятельности детей посредством цифровых образовательных ресурсов.
Основная идея заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными средствами развития ребенка для формирования психических процессов, ведущих сфер личности, развития творческих способностей. Это новый подход к использованию ИКТ в работе с дошкольниками, который позволяет сохранить целостность и уникальность отечественного дошкольного образования.
Комплексная система использования ИКТ в педагогическом процессе предполагает использование технологий во всех областях детской деятельности в качестве современного технического средства воспитания и образования детей [4, с. 53].
Игра в дошкольном учреждении является ведущей детской деятельностью. Она способствует развитию воображения, мышления, речи и других психических функций ребенка. В игре воспитанники учатся понимать друг друга, общаться. Через игру они узнают об окружающем их мире, постигают все его сложности. Это накладывает большую ответственность на педагогов в выборе игр и игрушек для дошкольников, в том числе компьютерных. В свою очередь, игра на компьютере должна быть обязательно продолжена в реальной жизни в том или ином виде. Для этого мы выбираем такие игры, которые согласуются с обычными играми или игрушками: кубиками, логическими загадками и др.
Следующее направление — использование ИКТ в целях социально — личностного, патриотического воспитания дошкольников. Эта задача в сегодняшнем сложном мире является одной из главных. Мы должны научить воспитанников быть добрыми, терпимыми, отзывчивыми, любящими всех людей. Для этого надо начать с малого — научить дошкольников любить и уважать своих родителей, близких, Родину. Информационные технологии помогают нам, педагогам, в решении этих задач. Воспитанники старшего дошкольного возраста делают на компьютере работы социально-нравственной направленности. Это и свой дворик, и портрет родных, и любимая улица родного города, и Кремль. Эти рисунки ребята продолжают рисовать или строить с воспитателем в группе или дома с мамой. Такие работы можно делать по разным темам. Главное, чтобы они учили добру и сохраняли в детях чистоту. Тогда информационные технологии не будут у дошкольников ассоциироваться с агрессивными играми.
Большую роль играют ИКТ в развитии художественно-эстетических и творческих способностей дошкольников. Специальные компьютерные программы, позволяют создавать удивительные творческие рисунки, проекты, сюжеты. Но самое главное, что все задуманное и реализованное на компьютере, воспитанники продолжают создавать своими руками в собственной деятельности. Такой подход открывает широкие возможности для дошкольников в компьютерном и практическом, продуктивном творчестве.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития его речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие. Многие согласятся, что современные родители мало и неохотно читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, они зачастую допускают в своей речи аграмматизмы, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников часто пропадает интерес на занятиях по развитию речи, отсутствует учебная мотивация. В таких условиях к нам в помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной [3, с. 13].
Еще одна из возможностей применения ИКТ в образовательной деятельности педагога ДОУ, которая более широко применяется нами — это электронный вид материалов для подготовки заданий для самостоятельной работы дошкольников. Известно, что зачастую тетради на печатной основе, столь любимые детьми, родителями и педагогами, содержат ошибки, иногда довольно грубые. Использование обычных сканера и принтера, а также элементарных навыков работы в любом графическом редакторе позволяет решить эти проблемы. Педагог может выбрать именно те задания, которые соответствуют теме и задачам занятия, расположить их в нужной последовательности, скорректировать что-то в их содержании, оформлении, исправить ошибки, распечатать в нужном количестве и сохранить в электронном виде, чтобы вернуться к ним при необходимости.
Сканерпомогает воспитанникам стать полноценными участниками создания слайд-шоу для демонстрации его в процессе предварительной работы при введении новой для ребят сюжетно-ролевой игры. Воспитанники всегда с охотой приносят из дома любимые книжки (чтобы воспитатель почитал их в группе), рисунки, игрушки. Поэтому они с желанием приносят и картинки на заданную тему. Затем вместе с педагогом картинка сканируется и вставляется в слайд-шоу. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку, что, конечно же, вызывает бурю эмоций. По свидетельствам родителей, воспитанники подбирают картинки, иллюстрации с удвоенной силой, обращаясь к максимальному количеству источников. Отсюда и познавательная активность и, как результат, вариативность наглядного ряда. Итак, привлекая детей непосредственно к созданию разного рода мультимедиа-ресурсов, мы превращаем их из объекта наших педагогических усилий в субъекта образовательной деятельности, особенно это актуально для детей старшего дошкольного возраста, которые уже могут почти самостоятельно (с помощью родителей) создать свою презентацию.
Родители воспитанников являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является важным направлением работы нашего учреждения. Нами в течение двух лет ведется работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников. В соответствии с данным направлением педагогическим коллективом проводятся консультации для родителей воспитанников, мастер-классы, активно используется наглядная информация, проводятся тематические родительские собрания по проблеме: «Ребенок в мире информационных технологий», где в непринужденной беседе педагоги показывают те или иные компьютерные игры, демонстрируют, как они влияют на развитие логического мышления, ориентирования в пространстве и т. д. Благодаря возможностям оборудования компьютерного класса, педагоги демонстрируют видеозаписи занятий. Родители имеют возможность увидеть, как управляется их ребенок с современной техникой и каких результатов он достиг. Обязательно делаем акцент, что родители — не сторонние наблюдатели, а активные помощники педагогов и союзники детей. На собраниях, во время индивидуальных бесед, консультаций обсуждаются успехи детей, предлагаются конкретные рекомендации.
Благодаря использованию ИКТ, в учреждении появилась новая форма взаимодействия с родителями группы — «Электронная родительская почта», рассматриваемая в сетевом информационно-образовательном пространстве как средство дистанционного общения.
Данный проект открывает новые возможности развития учреждения во внешнем и во внутреннем взаимодействии, помогает создать сплоченный коллектив педагогов и родителей, объединяя их в единую образовательную команду.
С помощью электронных писем с прикрепленными звуковыми файлами активно ведется подготовка к культурно-досуговой деятельности: заучивание детьми стихов, песен, прослушивание музыкальных произведений, пение песен под фонограммы, которые получает родитель на свой электронный адрес от педагогов ДОУ. Данная работа особенно зарекомендовала себя в условиях, когда по ряду причин воспитанники не посещали детский сад (эпидемия ветряной оспы, сильные морозы), а для подготовки к утренникам оставалось мало времени. Посредством электронной почты создается возможность общения родителей с педагогами, консультирования по вопросам воспитания и коррекции речи дошкольников. Особенно это востребовано родителями, которые по ряду причин не имеют возможности встретиться с педагогами лично.
При использовании ИКТ мы крайне осторожно и внимательно подходим к критериям отбора нововведений, стараемся учитывать интересы и потребности развития самих дошкольников, рассматриваем самые разнообразные комбинации соотношений в содержании воспитательно-образовательном процессе детского сада.
Также на протяжении проведения эксперимента медицинской службой, педагогом-психологом, инструкторами по физкультуре проводился мониторинг исследования состояния здоровья воспитанников обследуемых групп. Результаты мониторинга говорят об эффективности использования информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе и отсутствии негативного влияния компьютера на здоровье детей.
Данные результаты были достигнуты благодаря тому, что нами была разработана, апробирована и успешно внедряется инновационная модель взаимодействия воспитателей, специалистов ДОУ и родителей по активизации познавательной и творческой деятельности воспитанников посредством внедрения информационно-коммуникационных технологий.
Практические результаты работы следующие:
1. Создан банк обучающих мультимедийных презентаций по всем образовательным областям с учетом индивидуальных возрастных особенностей воспитанников.
2. Собрана медиатека компьютерных игр развивающего характера.
3. Ведется кружок «Почемучки» по обучению дошкольников компьютерной грамотности.
4. Создан сборник игр и упражнений «Тренируем глазки» на снятие зрительной нагрузки во время работы за компьютером.
5. Разработаны памятки и методические рекомендации для родителей по использованию обучающих и развивающих компьютерных игр в домашних условиях.
6. Разработаны сценарии родительских собраний по теме «Ребенок и компьютер».
7. Внедрен в систему работы с родителями проект «Электронная родительская почта».
8. Разработано комплексное тематическое планирование с мультимедийными приложениями.
Опыт реализации инновационной деятельности по использованию ИКТ подтвердил эффективность данной работы:
- воспитанники легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве;
- тренируется элективность внимания и память;
- дошкольники раньше овладевают навыками чтения и письма;
- активнее пополняется словарный запас воспитанников;
- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
Таким образом, можно констатировать, что компьютер — это одно из средств решения основных психолого-педагогических задач дошкольного образования, с его помощью можно оптимизировать образовательный процесс. Руководствуясь главным принципом педагогики «не навреди детству», работающий с дошкольниками педагог должен быть не только профессионален и компетентен, но главным образом, вести политику грамотного применения в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий.
Человечеству доступно еще одно средство развития, и его надо профессионально и умело использовать.
Литература:
1. Горвиц, Ю. М. Зачем нужны компьютеры в детском учреждении? [Текст] / Ю. М. Горвиц // Информатика и образование. — 1994. — № 3. — С. 99–103.
2. Интеграция традиционных и компьютерных игр в дошкольном образовании [Электронный ресурс] // URL:http://www.superinf.ru/view_article.php (дата обращения: 04.08.2014)
3. Новые информационные технологии в дошкольном образовании [Текст] / под ред. Ю. М. Горвица, [и др.] — М.: Линка-Пресс, 1998. — 328 с.
4. Петку, Г. П. Педагогические условия познавательного развития старших дошкольников в режиссерской игре с применением компьютерных средств [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Г. П. Петку. — М.: [б. и.], 1992. — 192 с.
5. Сиденко, А. Игровой подход в обучении [Текст] / А. Сиденко // Народное образование. — 2000. — № 8. — С. 134–137.
6. Тараненко, О. Ю. Модель предметно-ориентированной компьютерной среды развивающего обучения детей дошкольного возраста [Текст]: дис. … канд. пед. наук / О. Ю. Тараненко. — СПб.: [б. и.], 1999. — 235 с.
7. Чайнова, Л. Д. Развитие личности ребенка в компьютерно-игровой среде [Текст] / Л. Д. Чайнова // Детский сад от А до Я. — 2003. — № 1. — С.15–22.