Приобщение детей к театрально-игровой деятельности
Автор: Тураева Марина Борисовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 01.10.2014
Статья просмотрена: 1353 раза
Библиографическое описание:
Тураева, М. Б. Приобщение детей к театрально-игровой деятельности / М. Б. Тураева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 119-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6163/ (дата обращения: 15.11.2024).
Актуальная задача нашей современной действительности — развитие личности ребенка.
Развитие личности предполагает речевое, интеллектуальное, художественно эстетическое и социально-эмоциональное развитие ребенка. Эстетическое воспитание комплексно влияет на интеллектуальную сторону личности ребенка, закладывает основы таких качеств, как эстетическая отзывчивость, эстетический вкус и способность к творческой продуктивной деятельности.
Театральное искусство влияет на сознание и чувства детей. Вовремя зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческими свойствами, воспринимать происходящее на сцене как реальность, способность детей к подражанию и их эмоциональность делают детей доверчивыми и доступными педагогическому воздействию, открывает перед малышами мир прекрасного.
Приобщение дошкольников к театру начинается с театра картинок. Это первый шаг к «оживлению» персонажей художественного произведения и действий производимых ими.
Прост и доступен восприятию малышей настольный театр. Дети третьего — четвертого года жизни очень увлекаются событиями, происходящими на «сцене» что даже не замечают рук педагога, глубоко сопереживают героям сказки.
В кукольном настольном театре сюжеты художественных произведений разыгрываются с помощью обычной образной игрушки. В плоскостном настольном театре — с помощью фигурок вырезанных из фанеры или плотного картона раскрашенных с двух сторон в соответствии с обликом персонажа и укрепленных на подставку.
Театр петрушки — яркое и захватывающее зрелище для детей, в котором гармонично слиты воедино зримые образы, звучащее слово педагога и музыкальное произведение. Инсценируемые произведения должны быть доступны восприятию и пониманию детей. Богатые возможности для инсценировок представляют народные сказки, сюжет которых динамичен, диалоги героев, полно раскрывающие их характеры. Все это позволяет создать яркие образы, отразить жизнь близкую реальной.
Родство кукольного театра с сущностью детской игры — основная причина интереса и предпочтения дошкольниками этого жанра. Творчество дошкольника имеет свои, специфические, связанные с возрастом особенности, что детское творчество носит особый игровой характер. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого героя, проникнуться его чувствами, переживаниями, чтобы передать соответствующий образ. С детьми необходимо обсудить события, поступки, характеры действующих лиц в сочетании с поисками приема передачи образа.
Педагогу нужно развивать у детей способности, обучать их умениям и навыкам, необходимым для театральной деятельности.
Важно научить детей младшей группы некоторым способам игровых действий по образцу. Учат малышей вставать на место героев сказки игры, которые носят характер упражнений. Развивая сюжет при содействии воспитателя, дети могут использовать мелкий строительный материал. Такие игры помогут пополнить запас знаний об особенностях и повадках животных.
Формировать интерес к играм — драматизациям помогает чтение и рассказывание детям произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к этим произведениям, беседы с детьми о поступках героев.
Совершенствованию двигательных навыков помогают такие приемы как показ взрослого, упражнение с одним ребенком и всей группой. Педагог является самым активным участником такой игры. Он показывает, какими разными могут быть интонация, мимика, жесты, походка, движения.
В средней группе мы продолжаем учить детей сочетать в роли движение и слово, развивать чувство партнерства. При этом используются те же методы и приемы, что и в младшей группе, но они постепенно усложняются.
С группой наиболее активных детей можно драматизировать простые, знакомые сказки, используя настольный театр. Поощряя инициативу детей, педагог руководит их игрой, включая всех желающих. Малоактивные дети вовлекаются в драматизацию произведений, в которых небольшое количество действий. Изображаемые действия близки жизненному опыту детей, и это облегчает проведение игры.
В старшей группе необходимо научить детей самостоятельно находить способы образной выразительности, продолжать развивать чувство партнерства. Для выполнения этой задачи нужно провести специальные экскурсии, прогулки с целью наблюдения окружающей жизни.
В работе с детьми можно использовать мимические этюды (один ребенок рассказывает, другой показывает с помощью мимики и жестов то, о чем говорится)
Полезно учить детей придумывать загадки такого типа: показать своего героя в движении сначала без слов, потом со словами, а все должны отгадать, кто это был.
Продолжая работу по развитию творческих способностей дошкольников, нужно обратиться к сказкам. Сказкам свойственно столкновение характеров, острота ситуаций, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка.
Педагог сначала читает детям сказку, а затем проводит беседу по вопросам:
Затем дети рассказывают ее по ролям, находя нужные интонации. Педагог проводит индивидуальную работу над закреплением навыков выразительного чтения и рассказывания в сочетании с движениями. Для развития чувства партнерства предлагает детям разыгрывать небольшие эпизоды с двумя персонажами. Итогом работы будет драматизация сказки.
Предложите детям самим выбрать костюмы для своих персонажей, какие иллюстрации использовать при изготовлении декораций.
Чтобы не пропал интерес к сказке, можно драматизировать ее по отдельным сценкам. Приобретенные знания и умения в играх — драматизациях помогут детям и дальше проявлять свое творчество, речь детей станет более выразительной и грамматически правильной.
Литература:
1. Артемова Л. В. «Театральные игры дошкольников» Москва, «Просвещение»,2008.
2. Князева О. Л., Махнева М. Д. Приобщение детей к истокам народной культуры: Программа Учебно-методическое пособие.- СПб: Детство-пресс, 2010.
3. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. — М.: Академия, 2000.
4. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре — М., 2011.
5. Реуцкая Н. А. Театрализованные игры дошкольников// Игра дошкольника/ Под ред. С. Л. Новоселовой. — М., 2012.