Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 2. История образования и педагогики

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 29.09.2014

Статья просмотрена: 1567 раз

Библиографическое описание:

Лаврова, Н. В. Актуальные вопросы развития проблемы самообразования школьников в научных трудах 60–80-х годов ХХ века / Н. В. Лаврова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6164/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время происходит поиск новых стратегий системы образования и педагогического воздействия. Очевидно, что педагогические теории, разработка образовательной политики, прогнозы могут строиться только на основании целостного и системного анализа педагогического наследия прошлого. Это свидетельствует о том, что несмотря на меняющиеся условия, многое в педагогике остается неизменным и сутью педагогического процесса остается воспитание человека, совершенствование его личности. Историко-педагогическое изучение теоретических трудов и практического опыта 60–80 — х гг. ХХ века, способствует целостному подходу для реализации новых идей в современной педагогике, расширению границ педагогических исследований, формированию всестороннего представления о состоянии педагогической мысли.

История убедительно свидетельствует, что проблема самообразования личности и организация ее самообразовательной деятельности давно привлекали внимание педагогов [1], так как образовательный процесс базируется, в основном, на самообразовании, которое подготовлено обучением. И поэтому, научно-педагогические проблемы самообразования школьников, сохраняли свою актуальность вне зависимости от конкретно исторических условий.

Историографический анализ научно-педагогической литературы дает основания констатировать, что отечественной педагогической наукой 60–80 -х гг. ХХ века была создана методологическая база теоретических основ содержания самообразования [2]. Бурное развитие теоретического знания способствовало повышению статуса самообразования. В публикациях отечественных ученых рассматриваемого периода определялись несколько направлений исследования самообразования школьников: непрерывное образование, социологические исследования, педагогическая и социальная психология.

Постановка и возможное решение проблемы самообразования школьников в исследованиях ученых, удовлетворяло не только теоретическую заинтересованность педагогической науки, но и запросы педагогической практики.

«Самообразование», как понятие педагогики, развивалось на основе понятия «самостоятельная работа». Известный ученый А. Я. Айзенберг отмечал взаимосвязь образования, самообразования и самостоятельной работы школьников при обучении: «Взаимосвязь образования и самообразования обусловлена требованием: на каждой стадии обучения изучается…и метод самостоятельного усвоения знаний и применения их на практике. Воспитание учащихся в духе непрерывного самостоятельного поиска знаний на протяжении всей жизни в любой сфере деятельности — одна из актуальных проблем образования» [6, с. 363]. В процессе самостоятельной работы школьники, сознательно стремятся достигнуть поставленной цели.

Рассматривая развитие проблемы самообразования детей, А. К. Маркова отмечала: «…нельзя смешивать самостоятельную работу и самообразование школьников. Самостоятельную работу школьники выполняют по заданию учителя, а самообразованием руководит сам, строя его соответственно своим задачам» [21, с. 148]. Содержанием самообразования школьников являлась дополнительная активная учебная работа по усовершенствованию системы своих знаний (их углубления, расширения, упрочения, систематизация). Активность учащихся была направлена на совершенствование самой самообразовательной деятельности, на внутреннее глубокое развитие личности.

Самообразование школьников осуществлялось в ходе их самостоятельной работы, поэтому его можно считать целью и результатом деятельности, а самостоятельную работу — средством для достижения образовательного результата.

Самообразование возникало по собственной инициативе школьников, в ответ на потребность в знаниях и предполагало последовательное приобретение учащимися соответствующих умений и навыков. Интенсивность усвоения школьниками учебных знаний отличалась в разные годы обучения в школе.

Основной предпосылкой возможности самообразования школьников являлся необходимый уровень умственной деятельности учеников:

-          самостоятельно ставить познавательную задачу и определять способ ее решения;

-          способность проконтролировать и оценить результат познавательной деятельности;

-          умение оценить свои собственные мысли и действия, с точки зрения соответствия замыслу и условиям познавательной деятельности.

По мнению ученых — педагогов, в основе самообразования школьников лежала их самостоятельность, сопряженная с индивидуальным развитием личности и приносящая конкретный результат, а лучшим учителем был собственный жизненный опыт учеников.

Основным средством самообразования школьников 60–80 — х гг. прошлого века являлось самостоятельное изучение научной, научно — популярной, учебной, художественной и другой литературы. Кроме того, источниками самообразования служили газеты, радио, телевиденье, посещение лекций, музеев, театров, общение со специалистами в различных областях знания. Самообразование — одна из важных педагогических проблем творческой деятельности школьников.

В то время, в своих исследованиях ученые выявили, что без развитой техники самостоятельной работы школьников невозможен переход к самообразованию. Самостоятельная работа школьников, рассматриваемая как управляемая познавательная деятельность и самообразование, настолько переплетались, что их порой было трудно развести.

В психологическом отношении, подготовка школьников к самообразованию предполагала формирование действенной потребности в знаниях, при этом учитывались и создавались соответствующие условия:

-          активность и положительная эмоциональная настроенность, развитое мышление и память;

-          значимый характер знаний;

-          устойчивая установка на необходимость овладения знаниями, независимо от вида деятельности;

-          потребность в знаниях и самообразование учащихся развивались на протяжении всего школьного обучения.

Существенное значение имели психологические аспекты самообразования школьников: интеллектуальное развитие, внимание, восприятие, системность и глубина индивидуального личностного опыта.

В своем диссертационном исследовании Т. А. Юденко, трактовала самообразование не только как процессуальный процесс обучения школьников, но и «…как процесс его социализации, развития, формирования, направленный на освоение индивидом опыта человечества» [24, с. 39].

Необходимость развития самообразования школьников признавалась всеми педагогами — исследователями. Использовавшееся в 60-е — 80-е гг. ХХ века понятие «самообразование» было многообразно по содержанию, что вызывало у ученых стремление уточнять терминологию и обуславливалось усиленным вниманием общества к современным проблемам, событиям в мире и стране.

Отсутствие единой точки зрения на природу и сущность самообразования среди специалистов, объяснялось существованием различных вариантов организации самообразования школьников и недостаточной разработанностью некоторых основополагающих понятий.

По мнению многих исследователей проблемы самообразования школьников, А. К. Громцева наиболее полно отразила сущность рассматриваемого понятия: «...самообразование — одна из подвижных и чрезвычайно гибких социальных категорий. Оно призвано откликаться на то новое, что начинает зарождаться в развивающемся обществе. Поэтому в годы наибольших социальных сдвигов потребность в самообразовании становится массовой, а сама проблема — актуальнейшей проблемой времени» [11, с. 621]. В определении самообразовательной деятельности подчеркивалось, что самообразование совершается по внутренним побуждениям личности, оно целенаправленно, систематично и носит добровольный характер.

Теоретические труды в области самообразования на рубеже 60–80 х гг. ХХ века, отражали «самообразование» в узком и широком смысле: А. П. Авдеев [3], А.Я Айзенберг [4], В. П. Есипов [12], В. Б. Бондаревский [8], В. П. Бондаренко [9], А. К. Громцева [11], Г. С. Закиров [13], Н. Д. Иванова [14], Л. Г. Ковтун [16], Г. М. Коджаспирова [17], И. И. Колбаско [18], Л. С. Колесник [19].

Рассматривая множество определений самообразования, были выделены некоторые его существенные признаки:

-          самостоятельный поиск информации,

-          приобретение новых знаний,

-          познавательный интерес,

-          продолжение развития.

Самообразование — необходимое занятие в жизни школьников. Изучая проблему развития самообразования школьников, ученые — педагоги совершенствовали методы, способы и средства их познавательной деятельности, акцентируя особое внимание на самовоспитании, формировании характера и других личностных качеств учащихся. В основе самообразования школьников лежала самостоятельность личности, где лучшим учителем являлся собственный жизненный опыт, что удавалось добыть самим, и приносило конкретный результат, сопряженный с индивидуальным развитием.

Часто, в те годы, самообразование трактовалось как один из путей самовоспитания. А. Я. Арет был убежден, что: «Школа, система воспитания и обучения, может в значительной мере оказать помощь подрастающему поколению тем, что научит его самостоятельному приобретению того, что нужно в жизни…» [7, с. 64]. «Самовоспитание и самообразование зарождаются в процессах воспитания и обучения» [Там же, с. 172]. Между самовоспитанием и самообразованием, по — мнению исследователей — педагогов 60–80 — х гг. ХХ века, существовала тесная связь и зависимость, что приводило к отождествлению и смешению данных понятий. Подлинное самообразование, по — своему содержанию, всегда неотрывно от самовоспитания и подчинено ему.

А. Я. Айзенберг отмечал, что в педагогической науке «…существуют разноречивые определения самообразования. Всем им присущ несколько односторонний подход к процессу самообразования. Авторы не учитывают его диалектического характера, изменяемости в различные исторические периоды, детерминированности, социально-экономической структурой общества» [4, с. 8].

Принимая во внимание все разнообразие определений самообразования, можно выделить некоторые его существенные характеристики: самостоятельный поиск и приобретение знаний, познавательный интерес и потребность, организованность и целенаправленность, систематичность и самоконтроль, внутренние мотивы, продолжение развития.

В своем диссертационном исследовании М. Г. Кузьмина, на основе учения о потребностях и их отличительных сторонах от других качеств личности, выделяла «доминантные признаки наличия потребности самообразования школьников:

-          осознание необходимости самообразования, предмета, целей и мотивов;

-          систематическое пополнение знаний в той или иной отрасли науки по своей инициативе, путем самостоятельной работы над собой;

-          проявление волевых усилий в достижении поставленной цели;

-          интеллектуальный и эмоциональный отклик на раздражители даже незначительной силы, но качественно соответствующие потребности в самообразовании;

-          длительная, устойчивая линия поведения в различных условиях» [20, с. 262].

Один их разработчиков теоретических вопросов самообразования школьников Б. Ф. Райский, трактовал его как дополнительную самостоятельную работу человека по приобретению новых знаний. Ученым были выделены характерные признаки самообразования школьников:

-          приобретение знаний как дополнительная к основному занятию познавательная деятельность;

-          овладение знаниями по своей инициативе;

-          индивидуальная самостоятельная познавательная деятельность. [22.]

Интересные выводы в вопросах самообразования школьников сделал известный отечественный педагог М. Н. Скаткин. В частности, он подчеркивал различие между самообразованием и обучением школьников: «Существенным признаком самообразования является инициативная образовательная деятельность, организуемая и управляемая самим субъектом, тогда как в обучении существенным признаком является строгая регламентация содержания образования государственной программой и учителем» [23, с. 4].

Анализ основных исследовательских работ, посвященных теоретическим проблемам самообразования школьников, вышедших в 60-е — 80-е гг. прошлого столетия, позволяет констатировать, что, несмотря на разнообразие в понимании сущности самообразования, взгляды авторов практически совпадали в трактовке ее основных признаков при наличии незначительных оттенков значений в толковании данной педагогической категории.

Самообразование:

-          «определить как систематическую самостоятельную познавательную деятельность личности, обусловленную общественными и личностными потребностями, выходящую за пределы планов и программ учебных заведений системы народного образования» [5, с. 5].

-          «следует понимать специально организованную, самостоятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: самообразование — это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самоусовершенствование, но не ставящая их своей целью» [17, с. 74].

-          «это одновременно интеллектуальное, нравственное и волевое явление, тесно связанное с социальным процессом» [10, с. 4].

-          «это развивающее обучение, которое наряду с вооружением школьников знаниями основ наук и формированием диалектико-материалистического мировоззрения призвано научить школьников организовать и направлять свою познавательную деятельность, т. е. формировать в них самостоятельность как черту личности» [2. с. 21].

-          «это своеобразный вид самостоятельного познания» [15. с. 2].

Самообразование школьников предполагало наличие положительной мотивационной активности, проявление значительных волевых усилий, целеустремленность, самоорганизованность, достижение высокого уровня интеллектуального развития, сформированность определенной совокупности познавательных умений, самостоятельности, наличие адекватного уровня самооценки. Качество самообразования находилось в прямой зависимости от умений школьников организовывать свою деятельность, целенаправленно использовать внешние факторы, которые содействовали достижению поставленных целей.

Изучение состояния проблемы самообразования школьников в 60-е — 80-е гг. ХХ столетия в истории отечественной педагогики, позволило констатировать наличие научных идей и исследовательских методик, развитие педагогической мысли по вопросам самообразования, доказывающее что самообразование — одна из актуальнейших проблем педагогики. В исследованиях ученых рассматриваемого периода не уделялось специального внимания историко-педагогическому анализу вопроса развития проблем самообразования школьников, что затрудняло научную разработку одного из важнейших направлений педагогической науки.

Литература:

1.         Бондаревский, В. Б. Беседы о самовоспитании. Для учащихся старших классов. - М.: Просвещение, 1976. — 127 с.

2.         Гантя, И. С. Педагогическая организация самостоятельного детского чтения в начальных классах как основа самообразования учащихся. Дис....канд. пед. наук. — М., 1980. — 157 с.

3.         Авдеев, А. П. Самообразование старшеклассников в условиях дифференцированного подхода в процессе обучения. Дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 1978. — 187 с.

4.         Айзенберг, А. Я. Научно-технический прогресс и самообразование рабочих. – М.: Высшая школа, 1973. — 47 с.

5.         Айзенберг, А. Я. Педагогическое руководство самообразованием в культурно- просветительных учреждениях. Лекция по курсу педагогика для студентов института культуры. Мин. культ. Моск. гос. ин-та культ. — М., 1975. — 49 с.

6.         Айзенберг, А. Я. Проблемы теории и практики самообразовательного чтения в России (Вторая половина ХVIII — ХIХ в.). Дис. …докт. пед. наук. — М., 1981. – 450 с.

7.         Арет, А. Я. Основные положения теории самовоспитания. Дис. …докт. пед. наук в 2 — х тт. — Фрунзе, 1963. — 780 с.

8.         Бондаревский, В. Б. Беседы о самовоспитании. Для учащихся старших классов. — М.: Просвещение. 1976. — 127 с.

9.         Бондаренко, В. П. Педагогические основы преодоления трудностей в самообразовании старшеклассников. Дис.... канд. пед. наук. — Рязань, 1976. – 170 с.

10.     Бондаренко, В. П. Педагогические основы преодоления трудностей в самообразовании старшеклассников. Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 23 с.

11.     Громцева, А. К. Проблема самообразования учащихся на современном этапе развития советской школы. Дис.... докт. пед. наук в 2 — х тт. — Л., 1971. Т. I. – 628 с. Т. II. — 375 с.

12.     Есипов, Б.П.. Самостоятельная работа учащихся на уроке. — М.: Гос. учебно-пед. изд. мин. просвещения РСФСР. 1961. — 239 с.

13.     Закиров, Г. С. Педагогические условия формирования у школьников потребности в самообразовании (На материале курса математики и физики VIII класса). Дис....канд. пед. наук. — М., 1968. — 229 с.

14.     Иванова, Н. Д. Опыт приобщения учащихся старших классов к работе по самообразованию. Дис....канд. пед. наук. — Алма-Ата, 1978. — 278 с.

15.     Калинина, С. В. Формирование готовности старшеклассников к самообразованию в условиях домашней учебной работы. Автореф. дис. …канд. пед. наук. — Л., 1980. — 24 с.

16.     Ковтун, Л. Г. Развитие познавательной самостоятельности учащихся IV — V классов как подготовка их к самообразованию. Дис.... канд. пед. наук. – Волгоград, 1975. — 227 с.

17.     Коджаспирова, Г. М. Формирование готовности к самообразованию у младших школьников. Дис.... канд. пед. наук. — М., 1975. — 218 с.

18.     Колбаско, И. И. Подготовка учащихся старших классов вечерних (сменных) школ к самообразованию (На материале преподавания истории). Дис....кан. пед. наук. — Л., — 1965. — 317 с.

19.     Колесник, Л. С. Развитие потребности в самообразовании у старших школьников. Дис. … канд. пед. наук. — Новосибирск, 1968. — 301 с.

20.     Кузьмина, М. Г. Исследование различных форм внеурочной работы для воспитания у учащихся потребности в самообразовании. Дис.... канд. пед. наук. — М., 1968. — 290 с.

21.     Маркова, А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Вопросы психологии, 1969. № 6.С.148–154.

22.     Райский, Б. Ф. Выявление и учет сдвигов в формировании у учащихся готовности к самообразованию (Текст) / Б. Ф. Райский // Формирование у учащихся готовности к самообразованию. — Волгоград: ВГПИ, 1977. — С. 15–17.

23.     Скаткин, М.Н.. Руководство самообразованием школьников (Текст): из опыта работы / ред. — сост. Б. Ф. Райский, М. Н. Скаткин. — М.: Просвещение, 1983. — 143 с.

24.     Юденко, Т. А. Самообразование школьников в отечественной педагогике второй половины ХХ века: преемственность и новаторство. Дис. … канд. пед. наук. – Пятигорск, 2007. — 238 с.

25.     Громцева, А. К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. – М.: Просвещение, 1983. — 183с.

26.     Любимцев Ю. Г. Дидактические условия сочетания обучения и самообразования старшеклассников. Дис....канд. пед. наук. — Тюмень, 1983. — 283 с.

27.     Редковец, И. А. Трудовое воспитание и самообразование школьника. - Волгоград. Нижне-Волжское кн. изд-во, 1986. — 79 с.

28.     Сергеева, Л. Н. Педагогическое руководство самообразованием старших школьников. Дис.... канд. пед. наук. — Л., 1981. — 265 с.

29.     Телюк, А. Н. Формирование у школьников — подростков готовности к самообразованию. Дис.... канд. пед. наук. — М., 1984. — 177 с.

30.     Голованова, Н. Ф. Самообразование как составная часть самовоспитания старших школьников. Дис.... канд. пед. наук. — Рязань, 1976. — 169 с.

31.     Земскова, Л. А. Формирование у учащихся VIII — IХ классов стремления к самообразованию (На основе связи обучения с жизнью в преподавании иностранного языка и географии). Дис.....канд. пед. наук. — Волгоград, 1976. — 171 с.

32.     Наумченко, И. Л. Пути повышения качества обучения работающих учащихся (На материале школ рабочей и сельской молодежи Украины). — Новая Каховка, 1960. — 237 с.

33.     Рубакин, Н. А. Письма к читателям о самообразовании. Практика самообразования. Избр. в 2 — х тт. — М.: Изд. «Среди книг». «Изд. «Книга», 1975. — 280 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самообразование, самообразование школьников, самостоятельная работа, познавательная деятельность, педагогическая наука, самостоятельная работа школьников, интеллектуальное развитие, лучший учитель, познавательный интерес, самообразовательная деятельность.

Похожие статьи

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы ХХ столетия

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Роль народных библиотек во внешкольном образовании детей и подростков на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Актуальная задача изучения истории освободительного движения конца ХIХ — начала ХХ века на примере Сурханского оазиса

Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности

Влияние естественных наук на развитие отечественной педагогической науки в конце ХIX — начале ХХ вв.

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии

Похожие статьи

Научно-теоретические аспекты развития педагогики раннего возраста в России начала 20 столетия

Становление и развитие географического образования учащихся с нарушением умственного развития в 20–70-е годы ХХ столетия

Актуальные проблемы духовно-нравственного и социокультурного образования ребенка-школьника в современной системе образования Российской Федерации

Роль народных библиотек во внешкольном образовании детей и подростков на рубеже ХIХ-ХХ вв.

Особенности формирования образов Первой мировой войны в исторической памяти советского общества в 1930-е гг.

Подготовка и повышение квалификации учителей в Татарстане в начале 20-х гг. ХХ в. (по материалам архивных документов)

Актуальная задача изучения истории освободительного движения конца ХIХ — начала ХХ века на примере Сурханского оазиса

Проблемы школьного образования в городах Центрального Казахстана в 1960–1970 гг. в контексте истории повседневности

Влияние естественных наук на развитие отечественной педагогической науки в конце ХIX — начале ХХ вв.

Психолого-педагогические аспекты проблемы взаимодействия родителей и старшеклассников в период выбора профессии