Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»
Автор: Прокина Любовь Павловна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 17.09.2014
Статья просмотрена: 2783 раза
Библиографическое описание:
Прокина, Л. П. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6167/ (дата обращения: 19.12.2024).
В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматриваются профессиональные компетенции будущего учителя начальных классов, процесс фундирования содержания предметной подготовки по русскому языку студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», а также их методическая подготовка на основе использования различных профессиональных проб. Кроме того в статье описывается балльно-рейтинговая система оценивания студентов, которая позволяет наиболее полно получить представление о результатах освоения междисциплинарного курса.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, фундирование содержания предметной подготовки, балльно-рейтинговая система оценивания.
С изменением социально-экономической и политической жизни России произошли перемены и в образовании: включение России в Болонский процесс на фоне интеграции в мировое образовательное пространство, разработка и введение с 2011г. Федеральных образовательных стандартов общего и профессионального образования, где серьёзно пересмотрено содержание учебных программ профессиональной подготовки педагога, в том числе и учителя начальных классов.
Цель образования сегодня — это развитие способностей и нравственных качеств ученика, социально адаптированного к окружающей среде.
Ее достижение возможно только при овладении будущим учителем целым рядом профессиональных компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, исследовательских, информационных.
Современный этап развития образования выдвигает повышенные требования к становлению профессиональных (особенно предметных) компетентностей будущих учителей начальных классов, вооружённых новейшими методиками и технологиями обучения, способных к самосовершенствованию и инновационной деятельности, творчески мыслящих в условиях модернизации российского образования.
При проектировании программы МДК 01.02 (междисциплинарного курса) «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» для среднего профессионального образования в основу должно быть положено содержание школьного образования, которое последовательно углубляется в процессе изучения предметов филологического цикла педколледжа и выявлении универсальных связей между ними.
Такой процесс в педагогике называется фундированием содержания предметной подготовки учителя. Понятие фундирования впедагогику впервые было введено В. Д. Шадриковым в 2002 году как процесс создания условий для поэтапного углубления и расширения школьных знаний в направлении профессионализации и формирования целостной системы научных и методических знаний.
Начиная cо школьного предмета «Русский язык», в процессе профессиональной подготовки происходит послойное углубление через различные теоретические блоки. Программа МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» состоит из шести содержательных линий: фонетика, графика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, которые изучаются в школьном курсе русского языка.
Структура и примерное содержание профессионального модуля МДК «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»
Коды профессиональных компетенций |
Наименования разделов профессионального модуля |
Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) |
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) |
Практика |
|||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося |
Самостоятельная работа обучающегося |
Учебная, часов |
Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
||||||
Всего, часов |
в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
в т. ч., курсовая работа (проект), часов |
Всего, часов |
в т. ч., курсовая работа (проект), часов |
|||||
ПК 1–5 |
ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания |
656 |
340 |
97 |
— |
170 |
6 |
40 |
— |
Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика) |
106 |
106 |
|||||||
ОК 1, ОК 2, ОК 8 |
Раздел 1. Введение в науку о языке |
13 |
9 |
1 |
- |
4 |
- |
- |
- |
ОК 2, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5 |
Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Методика изучения фонетики и орфоэпии |
72 |
56 |
16 |
- |
16 |
- |
- |
- |
ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.4 |
Раздел 3. Графика. Методика изучения графики. Практикум по каллиграфии |
92 |
34 |
14 |
- |
22 |
- |
11 |
25 |
ОК 2,ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5, |
Раздел 4. Лексика. Фразеология. Приобщение детей к искусству слова |
112 |
41 |
14 |
- |
40 |
- |
6 |
25 |
ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.4 |
Раздел 5. Словообразование. Морфемика. Методика изучения словообразования, морфемики, правописания. |
79 |
43 |
14 |
- |
30 |
- |
6 |
- |
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5 |
Раздел 6. Грамматика. Морфология. Методика изучения морфологии |
160 |
77 |
22 |
- |
53 |
10 |
20 |
|
ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5 |
Раздел 7. Грамматика. Синтаксис. Методика изучения синтаксиса |
128 |
80 |
16 |
- |
5 |
- |
7 |
36 |
Всего: |
656 |
340 |
97 |
- |
170 |
6 |
40 |
106 |
Процесс профессионального педагогического образования, рассматриваемый в парадигме фундирования, в педколледже проходит в три этапа. На первом, профессиональном, этапе определяются предметные знания и умения, предназначенные для дальнейшего обобщения базовых учебных элементов школьного предмета «Русский язык»; на втором этапе, фундаментализации, осуществляется их глубокое теоретическое обобщение; на третьем, методическом, этапе они включаются в структуру профессиональной деятельности студента.
Опрос преподавателей педколледжа показал, что некоторые из них убеждены в том, что сначала надо давать широкое фундаментальное образование в области наук, а затем проводить специальную подготовку к педагогической деятельности. При таком подходе подготовка будущего учителя осуществляется в отрыве от его профессиональной педагогической деятельности.
Сейчас данная проблема решается различными способами. Первый способ — увеличение объёма предметных и психолого-педагогических курсов. Второй способ, более перспективный, заключается в том, чтобы как можно раньше, на втором курсе, начинать методическую подготовку студентов, используя различные профессиональные пробы:
- защита методического портфолио;
- анализ методических статей из журнала «Начальная школа»;
- разработка тестов по определённому разделу русского языка, фрагментов урока, занимательного материала;
- подготовка и защита исследовательских проектов и рефератов;
- проектирование тем школьного курса русского языка;
- наблюдение за работой учителей начальных классов, анализ педагогического опыта и результатов;
- накопление собственных учебно-методических материалов по технологиям обучения русскому языку младшего школьника.
Результативность обучения студентов выявляется различными средствами контроля и обратной связи (теоретический, деятельностный, творческий модули). Воспользуемся балльно-рейтинговой системой оценивания для составления графика учебного процесса.
Формы учебной работы и шкала оценивания учебных элементов МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания»
N |
Формы учебной работы |
код |
Содержание контроля |
Шкала оценивания |
1. |
Самостоятельная работа по теме (15минутная) |
с.р. |
Три практических задания |
0–2 балла за каждую работу |
2. |
Домашняя контрольная работа |
д. к/р |
15 практических заданий |
0–10 баллов |
3. |
Аудиторная контрольная работа |
к/р |
5–8 заданий |
0–10 баллов |
4. |
Творческая исследовательская работа |
т/р |
Методическое портфолио |
0–10 баллов |
5. |
Лабораторная работа |
л/р |
Просмотр и анализ видеофильмов уроков русского языка в начальных классах |
0–6 баллов |
6. |
Компьютерный контроль |
к/к |
0–10 баллов |
|
7. |
Зачётная неделя |
зач. |
Для получения оценки «зачтено» по итогам работы в семестре студенту необходимо достичь суммы баллов не ниже 40 по всем формам учебной деятельности; достижение максимальной суммы 48 баллов позволяет ему получить особый статус экзаменационного оценивания или семестровой оценки.
Литература:
1. Борытко, Н. М., Соловцова, И. А., Байбаков, А. М. Педагогические технологии. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». М., 2010. 49 с.
3. Шадриков, В.Д.: Инновационные подходы. М.: Гардарики, 2002. 383с.
4. Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос,1996. 320с.
Ключевые слова
профессиональная компетентность, фундирование содержания предметной подготовки, балльно-рейтинговая система оценивания., балльно-рейтинговая система оцениванияПохожие статьи
Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...
Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы
Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...
Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий
В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...
Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года
В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...
Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений
С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...
Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию
В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...
Обучение профессиональному иностранному языку студентов направления «химическая технология» с использованием массовых открытых онлайн-курсов
Целью статьи является рассмотрение опыта использования открытых онлайн курсов (МООК) при изучении профессионального английского языка в техническом Вузе. Процесс обучения был построен на основе смешанного обучения с применением технологии «Перевернут...
Похожие статьи
Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»
Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...
Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы
Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...
Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий
В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...
Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года
В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...
Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы
Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)
В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...
Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений
С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...
Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию
В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...
Обучение профессиональному иностранному языку студентов направления «химическая технология» с использованием массовых открытых онлайн-курсов
Целью статьи является рассмотрение опыта использования открытых онлайн курсов (МООК) при изучении профессионального английского языка в техническом Вузе. Процесс обучения был построен на основе смешанного обучения с применением технологии «Перевернут...