Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 17.09.2014

Статья просмотрена: 2783 раза

Библиографическое описание:

Прокина, Л. П. Подготовка студентов педагогического колледжа к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» / Л. П. Прокина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6167/ (дата обращения: 19.12.2024).

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Рассматриваются профессиональные компетенции будущего учителя начальных классов, процесс фундирования содержания предметной подготовки по русскому языку студентов педагогического колледжа, обучающихся по специальности «Преподавание в начальных классах», а также их методическая подготовка на основе использования различных профессиональных проб. Кроме того в статье описывается балльно-рейтинговая система оценивания студентов, которая позволяет наиболее полно получить представление о результатах освоения междисциплинарного курса.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, фундирование содержания предметной подготовки, балльно-рейтинговая система оценивания.

С изменением социально-экономической и политической жизни России произошли перемены и в образовании: включение России в Болонский процесс на фоне интеграции в мировое образовательное пространство, разработка и введение с 2011г. Федеральных образовательных стандартов общего и профессионального образования, где серьёзно пересмотрено содержание учебных программ профессиональной подготовки педагога, в том числе и учителя начальных классов.

Цель образования сегодня — это развитие способностей и нравственных качеств ученика, социально адаптированного к окружающей среде.

Ее достижение возможно только при овладении будущим учителем целым рядом профессиональных компетенций: предметных, методических, психолого-педагогических, исследовательских, информационных.

Современный этап развития образования выдвигает повышенные требования к становлению профессиональных (особенно предметных) компетентностей будущих учителей начальных классов, вооружённых новейшими методиками и технологиями обучения, способных к самосовершенствованию и инновационной деятельности, творчески мыслящих в условиях модернизации российского образования.

При проектировании программы МДК 01.02 (междисциплинарного курса) «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» для среднего профессионального образования в основу должно быть положено содержание школьного образования, которое последовательно углубляется в процессе изучения предметов филологического цикла педколледжа и выявлении универсальных связей между ними.

Такой процесс в педагогике называется фундированием содержания предметной подготовки учителя. Понятие фундирования впедагогику впервые было введено В. Д. Шадриковым в 2002 году как процесс создания условий для поэтапного углубления и расширения школьных знаний в направлении профессионализации и формирования целостной системы научных и методических знаний.

Начиная cо школьного предмета «Русский язык», в процессе профессиональной подготовки происходит послойное углубление через различные теоретические блоки. Программа МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах» состоит из шести содержательных линий: фонетика, графика, лексика, словообразование, морфология, синтаксис, которые изучаются в школьном курсе русского языка.


Структура и примерное содержание профессионального модуля МДК «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах»

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная, часов

Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего, часов

в т. ч. лабораторные работы и практические занятия, часов

в т. ч., курсовая работа (проект), часов

Всего, часов

в т. ч., курсовая работа (проект), часов

ПК 1–5

ПМ.01 Преподавание по программам начального общего образования

МДК.01.02 Русский язык с методикой преподавания

656

340

97

170

6

40

Производственная практика (по профилю специальности), часов (если предусмотрена итоговая (концентрированная) практика)

106

106

ОК 1, ОК 2, ОК 8

Раздел 1. Введение в науку о языке

13

9

1

-

4

-

-

-

ОК 2, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5

Раздел 2. Фонетика. Орфоэпия. Методика изучения фонетики и орфоэпии

72

56

16

-

16

-

-

-

ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.4

Раздел 3. Графика. Методика изучения графики. Практикум по каллиграфии

92

34

14

-

22

-

11

25

ОК 2,ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5,

Раздел 4. Лексика. Фразеология. Приобщение детей к искусству слова

112

41

14

-

40

-

6

25

ОК 2, ОК 4, ОК 8, ПК 1.1, ПК 1.5, ПК 1.3, ПК 1.4

Раздел 5. Словообразование. Морфемика. Методика изучения словообразования, морфемики, правописания.

79

43

14

-

30

-

6

-

ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5

Раздел 6. Грамматика. Морфология. Методика изучения морфологии

160

77

22

-

53

10

20

ОК 2, ОК 4, ОК 5, ОК 8, ПК 1.1–1.5

Раздел 7. Грамматика. Синтаксис. Методика изучения синтаксиса

128

80

16

-

5

-

7

36

Всего:

656

340

97

-

170

6

40

106


Процесс профессионального педагогического образования, рассматриваемый в парадигме фундирования, в педколледже проходит в три этапа. На первом, профессиональном, этапе определяются предметные знания и умения, предназначенные для дальнейшего обобщения базовых учебных элементов школьного предмета «Русский язык»; на втором этапе, фундаментализации, осуществляется их глубокое теоретическое обобщение; на третьем, методическом, этапе они включаются в структуру профессиональной деятельности студента.

Опрос преподавателей педколледжа показал, что некоторые из них убеждены в том, что сначала надо давать широкое фундаментальное образование в области наук, а затем проводить специальную подготовку к педагогической деятельности. При таком подходе подготовка будущего учителя осуществляется в отрыве от его профессиональной педагогической деятельности.

Сейчас данная проблема решается различными способами. Первый способ — увеличение объёма предметных и психолого-педагогических курсов. Второй способ, более перспективный, заключается в том, чтобы как можно раньше, на втором курсе, начинать методическую подготовку студентов, используя различные профессиональные пробы:

-          защита методического портфолио;

-          анализ методических статей из журнала «Начальная школа»;

-          разработка тестов по определённому разделу русского языка, фрагментов урока, занимательного материала;

-          подготовка и защита исследовательских проектов и рефератов;

-          проектирование тем школьного курса русского языка;

-          наблюдение за работой учителей начальных классов, анализ педагогического опыта и результатов;

-          накопление собственных учебно-методических материалов по технологиям обучения русскому языку младшего школьника.

Результативность обучения студентов выявляется различными средствами контроля и обратной связи (теоретический, деятельностный, творческий модули). Воспользуемся балльно-рейтинговой системой оценивания для составления графика учебного процесса.

Формы учебной работы и шкала оценивания учебных элементов МДК 01.02 «Русский язык с методикой преподавания»

N

Формы учебной работы

код

Содержание контроля

Шкала оценивания

1.

Самостоятельная работа по теме (15минутная)

с.р.

Три практических задания

0–2 балла за каждую работу

2.

Домашняя контрольная работа

д. к/р

15 практических заданий

0–10 баллов

3.

Аудиторная контрольная работа

к/р

5–8 заданий

0–10 баллов

4.

Творческая исследовательская работа

т/р

Методическое портфолио

0–10 баллов

5.

Лабораторная работа

л/р

Просмотр и анализ видеофильмов уроков русского языка в начальных классах

0–6 баллов

6.

Компьютерный контроль

к/к

0–10 баллов

7.

Зачётная неделя

зач.

Для получения оценки «зачтено» по итогам работы в семестре студенту необходимо достичь суммы баллов не ниже 40 по всем формам учебной деятельности; достижение максимальной суммы 48 баллов позволяет ему получить особый статус экзаменационного оценивания или семестровой оценки.

Литература:

1.        Борытко, Н. М., Соловцова, И. А., Байбаков, А. М. Педагогические технологии. Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006. 59 с.

2.        Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах». М., 2010. 49 с.

3.        Шадриков, В.Д.: Инновационные подходы. М.: Гардарики, 2002. 383с.

4.        Шадриков, В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос,1996. 320с.

Основные термины (генерируются автоматически): ОКА, русский язык, методика преподавания, междисциплинарный курс, класс, раздел, час, будущий учитель, курсовая работа, методическое портфолио.

Ключевые слова

профессиональная компетентность, фундирование содержания предметной подготовки, балльно-рейтинговая система оценивания., балльно-рейтинговая система оценивания

Похожие статьи

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию

В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...

Обучение профессиональному иностранному языку студентов направления «химическая технология» с использованием массовых открытых онлайн-курсов

Целью статьи является рассмотрение опыта использования открытых онлайн курсов (МООК) при изучении профессионального английского языка в техническом Вузе. Процесс обучения был построен на основе смешанного обучения с применением технологии «Перевернут...

Похожие статьи

Особенности профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование»

Данная работа посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих бакалавров по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» во время образовательного процесса в высшем учебном заведении. В данной работе описаны п...

Опыт применения кейс-метода в тьюторском сопровождении учащихся 9–11-х классов на уроках русского языка и литературы

Кейс-метод является технологией обучения, востребованной в области изучения гуманитарных дисциплин — экономики, юриспруденции, медицины, но практически не применяемой в деятельности преподавателей русского языка и литературы. В данной статье описывае...

Критериально-диагностический аппарат оценивания и методика исследования эффективности компетентностно-модульной технологии формирования готовности преподавателей к разработке и использованию инновационных образовательных технологий

В статье рассматривается методика разработки критериев измерения и оценки уровней готовности преподавателей высшей технической школы к разработке и использованию инновационных образовательных технологий (ИОТ). Исследование отражает результаты констат...

Актуальность проблемного обучения на уроках истории в условиях реализации ФГОС ООО 2021 года

В статье рассмотрены фундаментальные аспекты проблемного обучения применительно к учебному предмету «История». При рассмотрении образовательных компетенций обучающихся, акцентированно внимание на учебном курсе «История России». Проведены сравнительны...

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 2. Оценочные материалы

Данные оценочные материалы являются продолжением «Методических материалов к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе») (ча...

Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся

Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...

Использование игрового проектирования на семинарских занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки» (из опыта работы)

В статье представлен опыт использования метода игрового проектирования на занятиях в магистратуре по дисциплине «История и методология науки». Игровое проектирование рассматривается как интерактивная форма и метод обучения. Основой игрового проектиро...

Способы реализации интерактивных форм обучения в преподавании лексических аспектов китайского языка учащимся младших классов средних образовательных учреждений

С развитием общества возрастают его потребности в непрерывном развитии качества получаемых услуг, и сфера образования не является исключением. Курс иностранного языка в среднем образовательном учреждении является коммуникативно-ориентированным процес...

Языковая подготовка студентов технических вузов на основе интегрированного подхода к инженерному образованию

В условиях глобализации рынка труда и расширения международных возможностей для выпускников технических вузов произошли существенные изменения в понимании содержания квалификации инженера. Современная модель квалификации включает высокие требования к...

Обучение профессиональному иностранному языку студентов направления «химическая технология» с использованием массовых открытых онлайн-курсов

Целью статьи является рассмотрение опыта использования открытых онлайн курсов (МООК) при изучении профессионального английского языка в техническом Вузе. Процесс обучения был построен на основе смешанного обучения с применением технологии «Перевернут...